Титан
эпохи Разложения
Композитор-минималист
и художник Николай Журавлёв-Гибарян вызывает Бога из машины
|
Журавлёв-Гибарян и его инсталляция "Женщина-аквариум".
2005
|
|
Н. Журавлёв-Гибарян. RADIO-DANCE. 2002
|
К своей вятской
фамилии он присоединил фамилию предка с Кавказа. Гибарян - так звали,
по совпадению, и астронавта-самоубийцу в "Солярисе" Тарковского.
Николай давно мыслит себя не в местечковых координатах, а в глобальных
- за пределами "человеческого, слишком человеческого". И
создаёт вещи на универсальном языке, который, по идее, должен быть
понятен нашим братьям по разуму в макро- и микрокосме: внеземным цивилизациям
и земным микробам.
При этом, естественно,
среднее звено - масса человеков (народ) - выпадает. Неформат - как
много в этом звуке! Но если неформатных титанов эпохи Возрождения
(типа Микеланджело) вставляли в формат высокопоставленные заказчики
(вроде римских пап и флорентийских герцогов), то сегодня на титана
эпохи Разложения спрос только
в небогатых эстетских кругах.
|
Н. Журавлёв-Гибарян. Lab-621. 2002
|
Нечеловеческая
музыка!
В конце 80-х
он жил в Ленинграде, в районе керамического завода, где Олег Тепцов
(автор "Господина оформителя") снимал свой второй фильм
"Посвящённый". А Николай в это время в нескольких метрах
от съёмочной площадки Тепцова делал музыку к своему концепт-фильму
"Кастель", предложенному потом "Ленфильму", но
отвергнутому из-за чрезмерной, по мнению редактора, мрачности. Музыка
эта вошла в первый магнитоальбом питерской группы Carton Beach ("Картонный
пляж") во главе с Николаем.
Вернувшись в
94-м на вятскую родину, Журавлёв устроил в Доме Витберга с "картонными
бичами" нашумевшую гитарную "постконцептуальную акцию"
Flugstellgammuth (непереводимая игра немецких лексем). Вот мои тогдашние
впечатления (из репортажа в "ТДТ"):
"Монотонный
повтор трёх нот вводил в странный мир механистичности, детерминированности,
фатальности. Электроны, позитроны, мю-мезоны неслись по предначертанным
орбитам. Безысходность бесконечного энтропийного полёта равнялась
болезненной галлюцинации. Слушалось - и исполнялось - с остекленелым
взглядом и сжатыми губами. Двое слушателей впали в сон, остальные
- в транс. В отдельные моменты пронзительность музыки достигала такой
силы, что невольно цитировалось шекспирово "о ужас, ужас, ужас!"…
Шоковые акции
Журавлёва вылились в диск Mule Cartoon ("Бульдозерная анимация",
1997). "Звуковые конструкции" (термин их автора) делались
так: нестабильно работавший самодельный синтезатор выдавал набор случайных
звуков, и, когда Николай чувствовал, что их диктуют свыше, он фиксировал
это на аналоговый магнитофон, компоновал, оцифровывал на компьютере
и сбрасывал на компакт. Получались этакие закодированные диалоги с
Космосом (с помощью "генератора случайности"). А роль дешифровщика
доставалась слушателям.
Журавлёв: "У
Тарковского в "Ностальгии" один из персонажей говорит о
китайской музыке, что это разговор с Богом, никакой тебе аранжировки,
оркестровки. Думаю, мелодический и аранжировочный аскетизм - это единственно
правильное в наше время направление: нужно уходить от всего лишнего.
В абсолюте это должна быть одна вибрирующая нота". Эту божественную
ноту композитор пока ищет.
|
Н. Журавлёв-Гибарян.
Zwei. Проект "Арт-порно". 2007 |
Гибарян и
глюки
На музыку минималиста
Филиппа Гласса кинорежиссёр Годфри Реджио смонтировал знаменитый фильм
"Коянискацци". А у Журавлёва с видеорядом не сложилось:
его музыку рвались использовать местные режиссёры Марина Дохматская
(в фильме) и Александр Клоков (в спектакле), но до дела так и не дошло.
Зато Николай,
рисовавший с детства, с головой погрузился в компьютерную графику.
В новом веке у него родился цикл футурологических картинок: девицы
с имплантантами вместо рук, грудей и прочих членов ("Z-7911",
"Z-700-2"), пляшущие получеловечки, распадающиеся в условиях
радиации ("RADIO-DANCE"), или что-то типа Верховного Мирового
Разума - чешуистый шар с огромным зрачком и ртом в виде ануса ("JJJJJ").
Будущее рисуется Гибаряну предельно жёстко: сплошной ужас гомосапиенса
в ситуации конца света. Антиутопия почище видений Сальвадора Дали…
В последнее время
он увлёкся эротическими фотографиями в духе Гюнтера Блюма и Жиля Берке.
Приглашает моделей с улицы - для съёмок выставочного проекта "Арт-порно".
Идею объяснил мне так: "Привлекает женщина как кибернетическая
(управляемая) sex-machine. Мой идеальный образ секс-машины - Чесси
Мур и Карин Шуберт".
|
Н. Журавлёв-Гибарян. Inga und Dietrich. Проект
"Арт-порно". 2007
|
По его сведениям,
в США уже делают секс-кукол, имитирующих движения и речь человека,
- по образцу хоть Мэрилин Монро, хоть принцессы Дианы, хоть Гитлера
(по выбору заказчика). Конец семье, натуральному сексу и размножению
человечества!
Во всём мне
хочется дойти до крайней точки
У Николая - мания
арт-совершенства (перфекционизм). Если он делает картинки, то чтоб
без сучка и задоринки, с максимальным количеством пикселей. Если смотрит
старые немецкие фильмы (вроде "Кабинета доктора Калигари"),
то только отличные копии. Если ремонтирует свою квартиру, то чтоб
всё было в белом цвете - и потолок, и стены, и компьютер, с минимумом
мебели (в тон полу). "Не жалею времени на результат, близкий
к идеалу. А идеал, к сожалению, недостижим".
До дефолта 1998
года Николай был вольным художником, жил на случайные заработки и
помощь родителей. Потом пришлось продаться фирме. Но вёрстку рекламы
или проектирование фонтанной скульптуры "девицы с крыльями"
принимает не очень близко к сердцу, а скорее - как компьютерный тренинг.
Он говорит: "Свободный художник - это утопия, но стремиться к
ней нужно".
Мечты его - экзотичны.
Страхи - катастрофичны. Надеюсь, Гибарян не повторит судьбу своего
однофамильца со станции "Солярис"?
Михаил Коковихин
|
Автопортрет. 2001 |
Журавлёв-Гибарян
Николай Анатольевич
род. 21.01.1967 в Вятке в рабочей семье. Кировская ДХШ (1982). Армейская
служба в г. Пушкине (1986-88). В 1986-94 жил в СПб. С 1994 - в Вятке.
Занятия: реклама, дизайн интерьера и экстерьера. Провёл акции: в Доме
Витберга - акустический гитарный проект Flugstellgammuth и электронный
перформанс Urban IV (1994); в Театре на Спасской - Flugstellgammuth-2
(2001); и др. Участник фестивалей медиа-арта: "Поклонение Сфероиду"
(Пермь, 2002), Pixxelpoint (Нова Горика, Словения, 2002), "Машиниста"
(Пермь, 2003), "Волгатроника" (Ульяновск, 2005). CD: Urban
IV (1994), Mule Cartoon (1997). Холост. Пристрастия: Евг. Чарушин, Дали,
Магритт, Мерет Оппенгейм, Дэвид Льюис, Филипп Старк, Гюнтер Блюм, Жиль
Берке, Алекс де Грасси, Билл Аккерман, Дэвид Сильвиан, Residents, Kraftwerk,
Duran Duran, "Моральный кодекс", Фриц Ланг, Лени Рифеншталь,
Тарковский, кошки. Интервью:
"Бинокль" № 1, статья
Н. Журавлёва-Гибаряна о музыке: "Бинокль" № 2. См. также последнюю
часть "Мастеров
актуальной вятской живописи" ("Бинокль" № 23). Персональные
сайты: www.z-gibarian.com и
www.myspace.com/nickzgibarian
"Вятская
особая газета" 20.09.2007, № 37
|
Н. Журавлёв-Гибарян. 1, 2, 3, 4, 5, я иду искать.
2003
|