Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Наивны мы, едва из колыбели

 

В вятском музее Александра Грина в январе-марте 2015 года работала выставка художника Владимира Усатова "Обыкновенные сны"

 

Владимира Усатова (справа) пришли поздравить с выставкой художник Василий Ифанов и искусствовед Татьяна Малышева. 15.01.2015

 

Выступившая на открытии искусствовед Татьяна Малышева восхитилась примитивистскими картинами Усатова: дескать, ему пора вступать в официальный Союз художников, куда недавно приняли другого вятского примитивиста - Василия Ифанова.

Вообще-то в примитивизме как направлении живописи следует различать нарочитый примитив художников, которые владеют всеми приёмами академической школы (Николай Жолобов, Леонид Тучков), и примитив наивных, народных художников, которые иначе писать не могут. Зная Владимира Усатова лет семь, могу уверить, что он и в душе - очень непосредственный, по-детски наивный человек, а его живопись - сплошной наив. Поэтому в данном случае точнее говорить просто о наивном искусстве.

Владимира Усатова представила зрителям заведующая музеем Грина Амина Рагимова. 15.01.2015

 

В. Усатов. Президент в Вятке. 2009. Орг., м.

В 2009 году Усатов прославился на весь мир запретом в Кировской областной государственной научной библиотеке имени Герцена его выставки с портретами губернатора Белых и президента Медведева ("Президент в Вятке") и Путина с Обамой ("Завтрак в русском стиле"). По такому случаю Усатову звонил в прямом эфире Би-би-си известный радиоведущий Сева Новгородцев и даже обещал ему выставку в Лондоне. Выставка не состоялась, но картинки Владимира заполонили интернет.

В результате по указанию губернатора Никиты Белых выставку Усатова в том же году устроили в краеведческом музее. Демонстрировались там и ранее запрещённые картины. Казалось бы, все преграды сняты.

 

В. Усатов. Завтрак в русском стиле. 2009. Орг., м.

Но в десятые годы XXI века - при отсутствии на Вятке платёжеспособных любителей актуальной живописи - Усатов был вынужден свернуть на коммерческий путь. Пошли бесконечные мультяшные портреты котиков, которые хорошо покупаются. Натюрморты с цветочками. Или - для души - портреты его второй жены Светланы в образе Евы и "ведьмочки" (с первой Светланой он недавно расстался). Жанровые сценки у вятских соборов…

Всё это есть на выставке в музее Грина. Те самые портреты Белых с Медведевым и Путина с Обамой неожиданно трансформировались в портреты котов, причём кот Обама, как и положено, - чёрный, а кот Путин - естественно, коричневый (загорел на югах).

В. Усатов. Президент в Вятке. Из серии "Кошачьи истории". 2012. Картон, темпера
В. Усатов. Завтрак в русском стиле. Из серии "Кошачьи истории". 2012. Картон, темпера

 

Владимир Усатов впервые показал холст маслом "Подарок" (2012) на персональной выставке в Диораме в мае 2014-го

А вот и другой великий полководец - Кутузов - в паре с русским солдатом, принёсшим в подарок конские подковы с шипами, чтобы русская конница побеждала зимой нешипованную французскую ("Подарок"). По словам Усатова, лицо солдата срисовано с художника Леонида Тучкова. Таким макаром победим и Америку, и Гейропу!

 

Генриетта Смелянская, искусствовед

 

Фото Михаила Коковихина

 

Журнал "Товар-Деньги-Товар" № 1, 2015 г.

 

 

 

 

 

 

В. Усатов. Из серии "Кошачьи истории". 2014. Орг., темпера. Справа - автопортрет Усатова
Вот и встретились два живописца из глубинки (из Дубровки Белохолуницкого р-на и Лесного Верхнекамского), не состоящих в официальном Союзе художников: Владимир Усатов и Светлана Шабалина. 15.01.2015
Три грации: смотритель музея Любовь Ситникова, искусствовед Татьяна Малышева и Александр Грин. 15.01.2015

 

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008