Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Будем, как дети!

 

Владимир Усатов нашёл золотую жилу - живописание нравов вятской арт-тусовки

 

Владимир Усатов в мастерской на Труда пишет портрет литклуба "Верлибр". Июль 2008. Фото М. К.

 

На недавней третьей выставке "Без цензуры" в зале на Либкнехта многих зрителей приятно удивили картины Усатова, иронично изображающие процесс творчества и досуга местной полубогемы. "Кто такой Усатов? Почему не знаем?", - спрашивали все.

А Усатов лишь год назад переключился с торговли на "вятском Арбате" своими мультяшными портретиками кошечек и котиков - на "живопись для души". Оказалось, что душа его лежит к шаржу и мажору - в бытописании "их нравов". Его кредо: пиши сердцем!

 

Игра в кошки-мышки

Моя учительница, или Любительница пива "девятка". 2007. Орг., м.

 

При Горбачёве учился он на художника-оформителя в Кировском худучилище - у Гришина, Плотникова, Жолобова, Копыловой. При Ельцине преподавал на родине - в белохолуницкой Дубровке - в школе искусств. Случалось, зарплату не выдавали и по полгода, и по девять месяцев. Вместе с женой Светланой, учившей детей музыке, довелось и бедствовать, и мёрзнуть при отключенных батареях…

Перед пришествием Путина Усатов уехал в Киров. Пристроился на мини-рынке художников на перекрёстке Московской и Володарского. Сначала пытался продавать там свои пейзажные этюды, но они не раскупались. "Народу нужна фотография", - сетует Владимир.

Пришлось ему, чтобы выжить с женой и сыном, пуститься во все тяжкие: клепать аэрографом и темперой весёлые картинки с кошками-мышками (хорошо хоть не с целующимися голубками) и копировать маслом детальные пейзажики соцреалистов типа Щербакова (народного художника СССР и РСФСР). В отличие от некоторых соседей по мини-рынку, подпись свою под копиями не ставил: совесть-то есть. Это покупали. До обеда торговал на перекрёстке сам, а потом его сменяла Светлана. Так и жили, не тужили, лет семь.

А ближе к весне 2007-го, по словам Усатова, арт-торговцев с перекрёстка "начали выгонять менты - в процессе общегородской кампании по ликвидации мелких рынков". Жена к той поре уже устроилась в фирму - продавать косметику и духи Oriflame, в семье появились стабильные деньги, и Владимир порвал с уличной коммерцией - переквалифицировался в по-настоящему свободного художника.

 

Генералы на привале

 

В. Усатов. Банщики. 2007. Х., м.

И на свободе из-под его кисти попёрло! Рука и мозг вспомнили, как весело парился в баньке в Дубровке с милиционерами - братом Сергеем и одноклассником Андреем (картина "Банщики"), как оттягивался в гостях у сокурсника по училищу Алексея Носкова и его грозной супруги Ольги ("В мастерской художника"), как тосковала по погибшему мужу художница Вера Копылова, преподававшая Владимиру на первом курсе ("Моя учительница")…

Шаржированные усатовские персонажи напомнили мне "вятских чудиков" Николая Ендальцева, а колорит и простецкий стиль - картины Леонида Тучкова. Сам же Владимир уверяет, что в изображении ситуации больше набрался от Перова ("Охотники на привале"), а в смысле колориту - от Коровина ("мощный цветовик"). "Мою учительницу" же писал, дескать, под влиянием "Любительницы абсента" Пикассо…

Посмотрев эти сознательно примитивистские работы, член правления вятского Союза художников Александр Мочалов спросил Усатова: а ты где-нибудь учился? "Многие не верят, что у меня профессиональное образование. А мне нравится писать своё, некоммерческое, как бы в наивной форме. Знания мне только мешают", - говорит мастер. Кстати, близкий ему по духу Тучков резонно называет себя неопримитивистом, так что и к Усатову можно приклеить тот же ярлык. А что, вполне почётное звание!

В. Усатов. В мастерской художника. 2007. Х., м.

Мочалов ещё сказал, что эти картины не пройдут на зональную выставку "Российский Север", куда хотел бы попасть Владимир. Ясное дело! За подобный "примитив" явно не примут его и в Союз художников (который "при государстве"). Впрочем, Усатов одной ногой уже там: он платит 600 рублей в месяц за аренду двух квадратных метров в здании СХ на Труда, 30. Этот закуток в подвале - его мастерская. Выше - на втором этаже - творят Мочалов и Алексей Носков (он и устроил Владимира сюда). Нагляднее не бывает: андеграунд и "высокое" (официальное) искусство. Иерархия!

Усатова зато принял в свой "Творческий союз художников" Александр Кардаков - мастер исторической живописи, казачий генерал, застольный певец (прозвище "Марио"). Здесь уже попахивает опереттой. Или казачьим хором. У Марио, по мнению Владимира, - тенор, у Анатолия Шабурова (главы местного Профессионального СХ) - баритональный дискант, а Носков, как выпьет, поёт по-немецки. Аккомпанирует на гитаре Андрей Петров, ездящий автостопом в Москву на Арбат попеть и подзаработать. Усатов же лет пять, как завязал ("стараюсь не пить, но…").

 

Как стать миллионером

Усатов подарил вятскому музею Грина свою картину "Мечта Александра Грина" и сфотографировался на её фоне с музейщицами. Февраль 2009. См. "Срываются первые гайки" и "Ещё в полях белеет дурь"

 

Года три назад на Московской иллюзионист и народный целитель Борис Рябцев, заказывая Владимиру магическую картину в подарок жене, внимательно посмотрел на художника и сказал: "Твоя проблема в том, что ты недотягиваешь. Хочешь сделать на миллион, а делаешь на рубль".

Усатова проняло. Увлекавшийся и раньше "философией личного успеха" Наполеона Хилла (автора книги "Как стать богатым за один год"), Владимир засел за труды Карнеги ("Как завоёвывать друзей") и Библию. А полгода назад пошёл в "Динамо" - в платную секцию айкидо. Портрет сэнсэя Тимура Ивановича (чёрный пояс, четвёртый дан) Усатов написал в реалистической манере: "Айкидо - это сдержанность, гармония духа, мягкий путь к вершине. Стремлюсь через айкидо раскрепоститься, стать, как расслабленный младенец, чтобы писать изнутри, сердцем. В подсознании много драгоценного, лежащего неиспользуемым грузом. Это как ищешь рукавицы, а они у тебя за поясом".

Айкидо, основанное на буддизме, как-то совмещается у Усатова с православием. Недавно он загрунтовал старинный оклад от иконы и вознамерился вписать туда образ Николая Чудотворца. Купил освящённую иконку (для образца), получил благословение у батюшки на это богоугодное дело. Но пока, как признаётся Владимир, процесс не идёт…

Голосует он, как и живописует, тоже сердцем: за Путина и Медведева. Они, мол, несут стабильность, ведут в Европу. "Скорее, в Африку", - возразил я. Впрочем, Усатов идёт верным путём: хочешь сотворить на миллион - голосуй правильно!

Усатов завершил картину "Вятский литературный клуб "Верлибр" в Герценке". 2008

 

Михаил Коковихин

 

 

 

Усатов Владимир Георгиевич род. 9.01.1964 в посёлке Дубровка Белохолуницкого р-на в семье фотографа и бухгалтерши. Служил в роте связи в Чебаркуле и Свердловске (1983-85). Кировское художественное уч-ще (1992). Преподавал в школе искусств в Дубровке (1992-99). В 1999 переехал в Киров. Торговал кичем на улице (1999-2007). Член Творческого союза художников России (2002). Православный. Рядовой запаса. Живёт в съёмной квартире у Вечного огня с женой Светланой (выпускница дирижёрско-хорового отделения Кир. уч-ща искусств, продавец косметики). 19-летний сын Дима заканчивает механико-технологический техникум (техник по станкам). Пристрастия: Наполеон Хилл, Коровин, Репин, Перов, Серов, Ван Гог, импрессионисты, Алексей Носков, Тучков, Жолобов, айкидо, лёгкая "Оптима".

 

 

"Вятская особая газета" 19.06.2008, № 24

 

 

 

 

 

 

В. Усатов. Президент в Вятке. 2009. Оргалит, масло. См. "Сказка о Тройке" и "Идентификация Мурова"

 

 

В. Усатов. Завтрак в русском стиле. 2009. Оргалит, масло. См. "У самовара Вова и Обама" и "Мильён гигабайтов славы"

 

В. Усатов. Презентация книжки стихов Михаила Коко "Прощайте голуби" в Арт-центре. 2011. Оргалит, масло. См. "Я сразу смазал карту будня"

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz