Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Я сразу смазал карту будня


Наивный вятский художник Владимир Усатов неожиданно увлёкся абстракционизмом

 

Владимир Усатов во дворе мастерской экспонирует "Алые паруса: сон Сашки Гриневского (Грина)" (слева) и "Чего тебе надобно, старче?". 26.08.2011. Фото М. К.

 

Под гром грозы в начале мая набрёл Володя в интернете на буйные картинки и видео московского живописца Сергея Федотова (fedotovartist.com), восхитился и решил попробовать писать так же - пятнами яркой краски, широкими мазками, почти абстрактно, но с жирным намёком на предметность-фигуративность. Нашёл в словаре и название этого стиля - ташизм (от французского слова Tache, пятно), течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, живопись пятнами, которые наносятся автоматически, без заранее обдуманного плана.

В. Усатов. Алые паруса: сон Сашки Гриневского (Грина). 2011. Орг., м.

Простимулировавшись в белохолуницкой деревне Дубровке у мамы ядрёным квасом с полузапретной петрушкой, Усатов взял полоску оргалита 30 на 40 сантиметров - и ну мазать по ней мастихином (мастерком из нержавейки) с маслом понравившегося цвета. Красил, красил, вперёд-назад, вбок, по кругу, туда-сюда, обратно. Словил кайф.

"Это лучше, - говорит, - секса. Когда пишу, у меня отличное настроение: идёт выброс энергии. Голову отключаю. Передо мной только краски и ДВП. Рука движется сама по себе, стихийно. Картина получается фактурная, где-то радостная, где-то лирическая. Цвета набегают друг на друга. Бессознательная живопись - с этого начинал Кандинский. Написал, смотрю, что получилось. И потом уже даю названия".

Таким манером Володя сотворил тридцать картинок. Вот, например, нечто красное на нежно-бирюзовом фоне. Поэтому название: "Алые паруса: сон Сашки Гриневского". Усатов - гриновед и гринолюб: подарил музеям Александра Грина в Кирове и Слободском по портрету этого писателя на фоне моря. Не охвачен ещё остался гриновский Дом-музей в Феодосии…

В. Усатов. Чего тебе надобно, старче? 2011. Орг., м.

А вот серый круг в цветных завихрениях, ниже - оранжевый мазок. Как назвать? "В глубинах Космоса"? "В глубинах атома"? "Фукусима"? "Полёт пули при расстреле лидера Джамахирии Муаммара Каддафи" - или ещё лучше: "…лидера Народного фронта Владимира Владимировича"? Мы перебрали десяток вариантов, но Усатов, отождествив серый круг с лицом, а оранжевое пятно - с золотой рыбкой, придумал: "Старик и рыбка". Короче, сошлись на менее тривиальном "Чего тебе надобно, старче?". Хотя про пулю смешнее...

В отличие от вятского абстракциониста Алекса Черезова, Владимир Усатов не хочет давать своим абстракциям политические названия. "Я, - говорит, - вне политики". Его бы воля, он бы назвал свои картинки "Цветочная фантазия" или "Нежная радость" - или, в лучшем случае, "Как здорово, что все мы здесь сегодня набрались". Но неожиданно визирует названия "Санта-Клаус и гномы едут на олене к Бараку Обаме" и "Белая ворона летит на Сицилию к Сильвио Берлускони". Ну да, помянуть иностранных лидеров - комфортнее, чем нашего Ходорковского…

Известному прозаику и вебмастеру Александру Иконникову, делавшему Усатову личный сайт (ныне не работающий из-за неуплаты хостинга) для продажи картин за рубеж, абстрактные экзерсисы Володи не понравились: дескать, на Западе такого полно. Однако, по-моему, ценно то, что наконец-то Володя обратился к ярким цветам.

В. Усатов. Белая ворона летит на Сицилию к Сильвио Берлускони. 2011. Орг., м.

Мне всегда казалось, что в его наивно-реалистичных композициях слишком бледный колорит: репродукции приходилось изрядно контрастировать фотошопом. А теперь, надеюсь, Усатов применит цветовые навыки пройденной им школы абстракционизма и в своём портретировании местной полубогемы и мировой политтусовки. Ярче, гуще, дичее!

Кстати, только что Володя внёс последний мазок в монументально-документальное полотно "Презентация книжки стихов Михаила Коко "Прощайте голуби" в Арт-центре". Там фигурируют известные на Вятке мастера пера и топора: Настя Александрова с тамтамом, Иван Глухов с флейтой, Николай Голиков с бубном, Михаил Коко с бородкой, Евгений Останин с гитарой, Борис Сметанин с серпом-молотом, а на первом плане - Олег Чарушин с тростью и сёстры Сырневы - Светлана и Лариса. Посмертный суд приговорит внести их в местные анналы и выбить на граните плит блестящие инициалы…


Григорий Голицын


Ранее по теме: "Я мысленно вхожу в ваш каземат", "Мечты сбываются, как стулья", "Будем, как дети!"

 

"Вятская особая газета" 1.09.2011, № 36


В. Усатов. Презентация книжки стихов Михаила Коко "Прощайте голуби" в Арт-центре. 2011. Орг., м. Подробнее: "Выхожу ордой я на дорогу"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008