Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Дуб князя Андреяныча ещё крепок!


21 апреля 2019 года в галерее "Крупинин" (Ленина, 119а, 5-й этаж) открылась юбилейная выставка известного вятского художника-примитивиста Леонида Тучкова "Бескомпромиссные искушения"

 

Слева направо: директор галереи Дмитрий Смердов, Леонид Тучков, группа из клуба художников-любителей при ОДНТ, далее - художницы Галина Устинова и Ана Агапова. 21.04.2019. Фото Н. Мининой-Россинской

 

 

Народу пришло немного: человек двадцать, самые заинтересованные. Пиар в этой недавно созданной частной галерее пока в развитии. Среди пришедших наиболее узнаваемы - мастер возрождённой вятской росписи Галина Устинова, художник-полистилист Ана Агапова, а также Фёдор Ширяев, изобразитель геометрических котов, поросят и девиц. Поздравить одноклубника Тучкова с грядущим 85-летием явилось и руководство клуба художников-любителей при областном Доме народного творчества (ОДНТ).

Во вступительном слове директор галереи Дмитрий Смердов признался, что он настолько влюбился в живопись Леонида Тучкова, что стал её коллекционировать, а чтобы показать картины широкому кругу зрителей, ему (с женой) пришлось создать целую галерею "Крупинин". И обратиться за содействием в проведении выставки Тучкова к другим коллекционерам. Многие откликнулись и предоставили свои экземпляры.

Зритель Нина Минина-Россинская у картины "Молодые идут" (1980). 21.04.2019. Фото со страницы Мининой-Россинской в ФБ
Л. Тучков. Дон Кихот и Санчо. 2000. Орг., масло

 

Сам Леонид Андреянович благодарно внимал всем признаниям в любви к его творчеству (в том числе от Аны Агаповой), охотно рассказывал истории создания тех или иных картин, а потом зачитал собственноручные стихи из объёмной тетради. Например, такие, к не присутствовавшей на выставке картине "Дон Кихот и Санчо":

"Он слыл безумцем - Дон Кихот, / За ним бежал, разинув рот, народ; / В него каменьями кидали / И бранным словом обзывали. / Да, он безумен, но душа его чиста, / Как у младенца, не испорченного ложью. / Не снимет с плеч тяжёлого креста, / Дорогой все идут, а он бредёт по бездорожью… / И шлем его лишь медный таз, / Копьё и меч лишь детские игрушки, / Настал Идальго звёздный час, / Но он посмешище у знати на пирушке. / Прошли века, но он в сердцах живёт, / Пусть и родился он фантазией поэта. / Он истово страдал за весь народ. / Вот потому и чтим его за это!"

По сути, здесь Леонид пишет про себя. Однако в последние годы официальное непризнание отступает перед мнением знатоков, которые ценят его самобытную живопись очень высоко, на уровне чуть ли не Ван Гога или Пиросмани.

Леонид Тучков и Ана Агапова: диалог коллег. 21.04.2019. Фото В. Крупининой

В журнале "Бинокль" № 23 (2008 год) я формулировал о Тучкове: "Предельный накал эмоций читается в гротескном рисунке, контрастном колорите. "Ворон вещий! Птица ты иль дух зловещий! / Дьявол ли тебя направил, буря ль из подземных нор / Занесла тебя под крышу, где я древний Ужас слышу?" (По). Этот ужас, прорывающийся из-под бытовухи и карнавальных масок, - стихия Тучкова. Достаточно мухобойкой замахнуться на муху, как рушатся табуретки, семья и мироздание (картина "Назойливая муха", 1990). Красота реальности - не более, чем флёр, личина, под которой всякая чертовщина. Тучкова всей своей весёлой душой тянет в языческую и православную Русь с голубыми снегами, снеговиками и деревенскими обрядами-карнавалами, но из гущ празднующих народных масс выползают вдруг недотыкомка, мелкий бес, волчья харя (цикл "Ностальгия по Руси", 2002, 2005)".

Леонид Тучков и вятский Энди Уорхол - Фёдор Ширяев. 21.04.2019. Фото В. Крупининой

А он живёт на мизерную пенсию, в эпоху депрессии, повышения цен и ЖКХ-тарифов. Как Леонид Андреянович сознался мне во время фуршета, в давние времена он продавал свои неглавные работы задёшево (даже менял на бутылку), а теперь повышает цены. Я посоветовал ему сдавать в галерею "Крупинин", где примут дороже. Он согласился, и немедленно выпил. Дуб князя Андреяныча ещё крепок!

 

Михаил Коко

 

Тучков почитал свои вирши. Фото В. Крупининой

 

Тучков Леонид Андреянович родился 6.10.1934 в семье известного в Вятке часовщика. В школе рисовал карикатуры. В ракетных войсках служил писарем и занялся живописью. Ученик Леонида Артамощенко (студия при ДК "Родина", 1970-е). Учился также у В. Кочурова, А. Брайловского, В. Копылова. 42 года работал на заводе "Маяк" (слесарь, механик, художник-оформитель). С 1973 - член клуба художников-любителей при ОДНТ. Участник семинаров Союза художников на творческих дачах "Старая Ладога" (Ленинградская обл., 1976) и "Горячий ключ" (Краснодарский край, 1983). Лауреат Всероссийских выставок, двух Всесоюзных фестивалей народного творчества. Работы - в Музее наивного искусства (Москва), в частных собраниях г. Кирова, СПб, Германии, Швейцарии, Финляндии, США. Герой фильма "Путь к храму" (ГТРК "Вятка", 1990-е). Жена Люба. Сын, дочь, внуки. Пристрастия: французские импрессионисты, мирискусники, русские примитивисты. Интервью Тучкова: "Бинокль" № 19. Очерк о нём: "Бинокль" № 25.

 

 

 

Л. Тучков. Одиночество. 1989. Орг., масло. 48 х 33 см

 

Л. Тучков. Художник и бес. 1992. Орг., м.

 

Л. Тучков. Прерванное свидание. 2006. Орг., м.

 

Л. Тучков. Ещё по единой ("Чёрт меня будет опохмелять…" Владимир Высоцкий). 2006. Орг., м.

 

Л. Тучков. Кузьмич, куда ты?! Фанера, масло

 

Л. Тучков. Страсти по Малевичу. 2012. Орг., м.

 

Л. Тучков. Жажда. 1992. Орг., м. 78,5 х 78,5 см

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2019
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2019