|
У сквера на углу Московской и Володарского несколько раз в месяц торгует своими работами Леонид Тучков. «Бинокль» взял у него интервью. - Вы не получили профессионального художественного образования. А как пришли к живописи? - Я рисовал с детства, шел от карикатуры. Кстати, многие мои работы смотрятся карикатурно, например, «Яблочко. Перепляс за Черноморский флот». Это был период, когда 10 лет Россия с Украиной делила флот. Рыжий моряк оказался похож на Ельцина, а черноватый брюнет - на Кравчука. Но это сиюминутная работа. А вот «Путь к храму» - это постоянная борьба человека с самим собой: где путь к истине-то? Один мой товарищ нашел: он истинно поверил. А я - брошенное, потерянное поколение, застрял между Богом и атеизмом. Но я все равно знаю, что борьба добра и зла всегда идет, а где же золотая середина, трудно сказать. Во всяком случае, если человек верит в добро, он не станет злодеем. - Вы ученик Леонида Артамощенко. Что это был за человек? - Живописец от Бога. Хоть он хулиган был большой, призер России по боксу среди юношей. Он выяснял иногда отношения кулаком, но кого он возлюбит, того не трогал. У него была нежная душа. В то же время он ходил по лезвию ножа. Он преподавал в художественном училище, но вынужден был уйти: у него были слишком лояльные отношения со студентами - компанейский преподаватель. У него масса учеников, которые поминают его добрым словом, например, Жолобов... На недавней выставке «Образ Родины» показали где-то в углу не самую лучшую работу Артамощенко, и я поразился: думаю, самый сильнейший живописец области, он породил столько художников, а его так скромно показали. У него же такие мощно звучащие картины, например, «Приказная изба». Написать иней! Это могли только несколько художников - Грабарь, Юон... Артамощенко - высший класс. Пусть земля будет ему пухом. Когда я к нему попал, мне было лет 30 с гаком, я уже опоздал в художественное училище, потом занимался у Кочурова, это был тоже хороший художник. Я могу вспомнить добрым словом и Вершигорова - он воспринимал даже «диких» художников. Я считаю себя «диким». Хоть я и кончил курсы художников-оформителей и занимался в студии Артамощенко, все равно шел от себя. Вершигоров признавал нас, он знал, что мы несем в себе что-то доброе. Художник, педагог и человек - это редкое дело, чтобы сочеталось в одном. - Откуда у Вас карикатурное начало? - Может быть, это идет от сатирических журналов. Да и наша жизнь - это карикатура, сплошной анекдот. Россия - страна непредсказуемая. Некоторые говорят, что у нас в России нет идей... Да кто нашу Россию-то создал? Те, кто полегли на полях сражений. Мой отец погиб на Ленинградском фронте безымянно. У меня сердце стучит от этого, мне это снится. Моя мать всю жизнь делала дело, и я ребенком горбатился. И я вытащил это всё. И вдруг я стал старым, и нам говорят: вы Россию не создали. Да мы вытаскивали Россию из этого дерьма, извините, из послевоенной разрухи. И говорят: России нет. Да Россия есть, и она будет обязательно - может быть, это прочувствуют наши дети, и уж во всяком случае, не те, кто растаскивают Россию на части. - Вам дали пенсию? - 42 года я отработал на одном предприятии и думал, что буду получать процентную надбавку, а у меня сейчас полторы тысячи рублей - я называю это не «пенсия», а стипендия. Иногда что-то нарисую, кто-то купит. Но кисти, краски - всё стало дорого, а раньше ничего не стоило. Сейчас эти кисти чищу, обмакиваю в раствор... - У Вас критический вгляд на людей? - Нет, почему? Есть прекрасные люди, к ним стремишься душой. Но от монстров убегаешь. Монстры - это когда не лицо, а харя, морда, глаза-пуговицы. Грустно, что есть чиновная знать, надевающая на себя личины. А когда смотришь в хорошие глаза - зеркало души, приятно с человеком общаться. - Я слышал, Вас крупно ограбили? - Ах, да! «"Кому картошку?" - орет сосед мой, вечно пьяный Лешка». Он не сажает, а выкапывает. И у меня тоже. Посадили мы с женой два участка за нашим садом, вырастили хорошую картошку, и вдруг нашелся браконьер. Хотя бы совесть имел: взял бы у каждого по два кустика, а он дорвался до моего и взял у меня всё, так что я заматерился по-русски, сплеча, а жена у меня чуть не заревела. Если бы я застал его, попал бы он под горячую руку или ногу. 70 процентов урожая эти браконьеры у меня взяли. Я говорю жене: давай кабачками всё засеем - их-то никто не берет, будем выращивать кабачки, а не картошку. - Признают ли Вас в местном Союзе художников? - Выключи магнитофон. В 92 году я провел свою персональную выставку. Туда пришла искусствовед и сказала: это надо купить для музея. А потом когда в музее узнали, что я, дядя Леня, без диплома, художник без бумажки, мне сказали: без бумажки мы не имеем права купить. Ради меня приезжал из Москвы Помещиков, он командует всем народным искусством всей России в доме народного творчества имени Крупской. Он хотел купить мои картины для народного музея, но потом заметил надписи «приобретено для Кировского музея». А после выставки оказалось, что директор музея решила: если мы приобретем этого дилетанта, то сделаем прецедент, другие полезут. Но я-то ведь не лез, не унижался, я простой человек, но гордый. Я никогда не скажу: мол, приобретите у меня! Я лучше пропью свои картины - это мое дело. Если бы я был подонок, я бы подал на них в суд за моральный и материальный ущерб, потому что если бы не они, мои картины ушли бы в Москву, и у меня бы было имя вятского народного художника. И мои «халтюрморты» не валялись бы тут, и я бы их за бесценок не отдавал. Да я сдохну, но не оставлю мои работы Кировскому художественному музею. Часть работ оставлю детям, часть - жене. Остальное просажу, пока жив-здоров, раз я такой хулиган. - Вы продаете свои картины за бутылку водки? - Иногда бывает. А почему бы нет? Хотя некоторые бесценны, и мне люди, которые знают и понимают искусство, говорят: Леонид, ты что? - и поднимают на них цены. И художники-профессионалы у меня покупают. Это признание. У них высшее образование, они понимают, что я вижу этот мир по-своему. Если я еще пишу стихи, значит, душа у меня живая. Кстати, мои картины на пушкинскую тему ушли в Москву в музей наивного искусства и через два года должны были прийти обратно. Прошли четыре года, но пока тишина. Но там человек-то благородный, хороший мужик - Владимир Ильич Грозин: он мне хоть каталог выслал - на мелованной бумаге, прекрасно сделанный. Там и моя работа. У меня расписка на две картины, а ушли три. Я не знаю, вернутся - не вернутся. Прекрасный вятский искусствовед Татьяна Малышева называет меня «вятский Ван Гог». Да Бог с ним, пусть я Ван Гог или кто там. Когда я был председателем областного клуба самодеятельных художников, узнал, что есть в Вятских Полянах художник - высший класс, лучше чем Пиросмани. Я совался к чиновникам, этим негодяям: давайте устроим ему выставку. Они не помогли никто. А одна мадам писала в «Кировской правде»: мол, этот художник пишет в баньке через окошечко. Да ведь, Господи, он писал в баньке из-за того, что там в глубинке принимали его за идиота. А ведь он - полёт, высший класс, и жена-то дура не понимает, что он художник. Так вот, он бросил писать. Он моложе меня. Но я еще жив, и моя жена тоже давит иногда, но я отталкиваю это от себя, потому что меня многие признают. А ведь про него, бедного, там в глубинке говорят, что он идиот. А он талант, гений - Керам Кадиров. У него такие прекрасные работы: они светятся. Он не просто балуется, он создает красоту. Я и пытался устроить ему выставку потому, что жены-то понимают лишь когда есть материальная отдача. Жена бы его тогда сказала: Керам, ты иди в светелку и пиши тут, создавай красоту-то. А люди над ним смеялись, издевались, вот как над Дон Кихотом: Он слыл безумцем - Дон Кихот, За ним бежал, разинув рот, народ; В него каменьями кидали И бранным словом обзывали. Да, он безумен, но душа его чиста, Как у младенца, не испорченного ложью. Не снимет с плеч тяжелого креста, Дорогой все идут, а он бредет по бездорожью. Сражался с мельницами истово и яро Во благо всех обиженных людей. Всё это - словно миф, легенда - старо: Добро лелей, а зло убей! И шлем его лишь медный таз, Копье и меч лишь детские игрушки, Настал Идальго звездный час, Но он посмешище у знати на пирушке. Прошли века, но он в сердцах живет, Пусть и родился он фантазией поэта. Он истово страдал за весь народ. Вот потому и чтим его за это! Это я написал в противовес Павлу Антокольскому. - Как вы относитесь к творчеству Виктора Попова и Харлова? - Как говорил покойный Артамощенко: крепко, но... Мне ближе непреходящий Вершигоров, Артамощенко, а сейчас Дима Сенников: у него и техника, и душа есть. - Ваша живопись - это наивное искусство или примитивизм? - Я неопримитивист. Я иду осмысленно. И прихожу. Мне уже не нужно много персонажей. Я в кратком сюжете что-то делаю, чтобы звучало. Меня всегда привлекали импрессионисты - цветом. Цвет - это душа. Мне интересна наука великого Гете о цвете. Купил бы его собрание сочинений. - А Ван Гог? - У него насыщенный мазок. Раньше я экономил краску, мазок был не слишком пастозным. А в последних работах не стал экономить: чувствую, жизнь уходит. Могу маслом сделать удар - чтобы звучало. - Вы случайно не родственник Тучковых, героев 1812 года? - Три генерала Тучковых погибли в Бородинском сражении. А один из Тучковых участвовал в декабрьском восстании 1825 года, и когда декабристов кинули в Сибирь, они были лишены дворянских прав и стали казенными крестьянами. Тучков оказался потом в Вятской губернии. Так что наш прадед - декабрист. Мы стали средним сословием. Но я не ищу этого родства, потому что создавать себе славу нужно самому. Я есть, какой есть. Но за Россию я всё отдам. Михаил КОКО ТУЧКОВ Леонид Андреянович
род. 6.10.1934 в семье известного в Вятке часовщика. В школе рисовал карикатуры. В ракетных войсках служил писарем и занялся живописью. Ученик Л.Артамощенко (студия при ДК «Родина», 1970-е). 42 года работал на з-де «Маяк» (слесарь, механик, худ.-оформитель). С 1973 - член клуба худ.-любителей при облдоме нар. тв-ва. Лауреат обл. и всеросс. выставок, двух Всесоюз. фестивалей нар. тв-ва. Работы экспонировались на ВДНХ. Герой фильма «Путь к храму» (КГТРК «Вятка»). Жена Люба. Сын - строитель, дочь - модельер. Внуки и внучка. Пристрастия: франц. импрессионисты, мирискусники, русс. примитивисты.
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |