Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Птицы из «едемского рая»
Соревнование Луки Гребнева с великими
Л.Гребнев. Алконост. Открытка 1908-1915 гг.
Л.Гребнев. Сирин. Открытка 1908-1915 гг.
Л.Гребнев. Алконост. Сирин. Открытки 1908-1915 гг.


Еще в 1922 году сотрудники Малмыжского уездного музея Н.Машковцев, А.Пентегов и И.Худяков, описывая свой визит к жившему в селе Старая Тушка бывшему основателю старообрядческой типографии Луке Гребневу, в своем рукописном отчете особо отметили «великолепные клише заставок, собственноручно им гравированные на дереве».

Убедиться в том, что «Лука Арефьевич - не только печатник, но и талантливый художник, тонко владеющий кистью, изумительный график и безукоризненный гравер по дереву», ныне может любой: в 2001-м вся известная на сегодняшний день орнаментика, использовавшаяся Гребневым при создании печатной продукции, была опубликована в екатеринбургском сборнике «Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий».

В числе оригинальных графических произведений обращают на себя внимание клише открыток (открытых писем) с изображением «райских птиц» Алконоста и Сирина, выпускавшихся в «христианской типографии церковно-славянских, богослужебных и поучительных книг» в 1908-1915 годах и пользовавшихся, судя по крупным тиражам и невысокой цене (в разное время за пару - от 3 до 5 коп., за сотню - от 1 руб. до 1 руб. 40 коп.), большой популярностью у покупателей. По воспоминаниям уроженца соседней со Старой Тушкой деревни Куженерка Бориса Мосунова, их даже наклеивали на внутренние крышки сундуков. Подобное он видел в своем пришедшемся на 1940-е детстве.

Лишним подтверждением спроса на «Алконоста» и «Сирина» служит, в частности, то, что среди огромного числа переданных Гребневым в советское время в Новотушкинский музей местного края книг, брошюр, документов и различных бумаг - открыток с «райскими птицами» не оказалось, хотя в перечне даров обозначены и «поздравительное пасхальное письмо», и «поздравительная пасхальная карточка», и «поздравительное рождественское письмо».

Не касаясь истории еще в древности пришедших на Русь с Востока представлений о мифических существах с головой женщины и туловищем птицы, столь любимых русскими людьми, укажем на то, что интерес к ним в нашем Отечестве особенно обострился на рубеже XIX-XX столетий. Именно тогда, как написал в рассказе «Виктор-горожанин» непревзойденный знаток народного быта Борис Шергин, «нам открылась неповторимая красота северно-русской культуры».

Для многих в это время, говоря словами другого народознатца - Николая Клюева, вновь начали становиться «явью родимой, простой» образы «Горыныча, Сирина, Царя Кащея». Происходя, как и Гребнев, из старообрядческой среды, «олонецкий ведун» (Клюев) и сам способствовал возвращению этой «яви» в жизнь, населяя свою поэтическую «алконостную Россию» «райскими птицами», особенно «красным гостем» Сирином.
И.Билибин. Райская птица Сирин. Открытка 1905 г.
И.Билибин. Райская птица Сирин. Открытка 1905 г.

Немалую лепту в пробуждение памяти о крылатых сказочных существах внесли земляк Гребнева Виктор Васнецов с его картиной «Песнь радости и печали» («Сирин и Алконост»), а также другой известный художник - Иван Билибин, чья работа «Райская птица Сирин» выпускалась «в пользу общины св. Евгении» Товариществом Голике и Вильборг в виде красочного открытого письма.

Созданная в 1905 году, она была явно известна жившему тогда в Москве Гребневу. Иначе чем объяснить, что оборот билибинской открытки с указанием мест для письма, адреса и почтовой марки практически совпадает с оборотной стороной ее более поздних старотушкинских «сестер»? Единственное расхождение (если не считать написанного без мягкого знака слова «письма»): на месте эмблемы Общины святой Евгении старообрядческий типограф поместил взятые в двойную рамку слова: «Где любовь, там и Богъ».

Но само изображение Сирина, представление о котором у Билибина сложилось по светским лубочным картинкам XVIII-XIX вв., образцом для Гребнева служить никак не могло. Выписанное не по канонам, осовремененное художником лицо и выставленные напоказ, как циркулем выведенные груди были неприемлемы для ревнителя строгой христианской нравственности, о чем говорит хотя бы такой факт.

Когда в типографии московской Преображенской общины, в которой работал Гребнев, обсуждалось содержание пробного выпуска «Азбуки», Лука Арефьевич, говорится в одной из работ уральской исследовательницы его жизни и деятельности Ирины Починской, «возражал против включения в нее так называемого «десятословия Моисеева», в котором печатника смущала заповедь «не прелюбодействуй и не пожелай жены ближнего своего». Обучаться по этой книге, говорил он, будут 8-летние дети, поэтому слишком многое им придется объяснять «без нужды и без времени», в том числе касаться вопроса о браках».

Этот спор и определил решение Гребнева покинуть Москву, чтобы основать на своей родине собственную типографию. В Старую Тушку он вернулся с клише «птичьих» открыток, которые, как явствует сделанная в альбоме орнаментики надпись, были собственноручно «Л.А.Г. вытравлены на цинке в граверной мастерской Н.Ермолова, Москва, по заказу Л.Гребнева по собственному рисунку».

Открытые письма с изображением «райских птиц» значатся в каталогах и извещениях о вышедшей из печати продукции старотушкинской типографии, но на обороте одного из них (с «портретом» Алконоста») указано: «Казань, Б.-Проломная, дом Красниковой, Скоропечатня Окунь». Возможно, здесь появлялся на свет и гребневский «Алконост».

В отличие от билибинской открытки творения Гребнева - черно-белые. Но, несмотря на отсутствие цвета, они так же притягивают и радуют взор. Такое впечатление, что талантливый гравер писал «райских птиц» с натуры: настолько четко выписаны их лики, каждое перышко, каждый листочек «мирового древа», растущего, согласно традиционно приводимым под изображением сведениям из «Книги Гранограф», «на востоце в едемском раю».

Ни на йоту не отступив от канона, которому следовали его предшественники-старообрядцы, и являясь продолжателем традиций «древляго благочестия», Гребнев тем не менее создал совершенно оригинальные изображения Сирина и Алконоста, обещающих праведникам «будущую радость». Не поют ли эти птицы для раба Божия Луки, умученного в безбожные годы за свою искреннюю веру?

Владимир СЕМИБРАТОВ,
член Организации российских библиофилов
Л.Гребнев с книгой и односельчанами
Л.Гребнев с книгой и односельчанами

ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич род. в 1867 в д.Дергачи Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина-старообрядца. В с.Старая Тушка Малмыжского уезда основал единственную в своем роде типографию, где печатались прежде всего книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, пользовавшиеся огромным спросом в Вятском крае и за его пределами. Благодаря Гребневу Старая Тушка стала одним из крупных центров русского староверия. Лука Арефьевич был духовным отцом местной общины верующих, обучал детей грамоте и церковному пению. Он мастерски писал и отливал из меди иконы, был творцом картин и гравюр и автором полемических и поэтических произведений. Страстный библиофил, обладатель уникального собрания старопечатных книг и рукописей, в 1920-е он, опасаясь очередного ареста, почти все свои сокровища передал в Новотушкинский музей местного края, но лишь малая их часть дошла до наших дней, попав в научные центры Кирова, СПб и Екатеринбурга. За «контрреволюционную пропаганду и агитацию» Гребнев по 58-й статье был осужден на трехгодичную ссылку. Умер в 1932 в Котласе по пути следования в Северный край.

Следующая статья:
Хайделоре КЛЮГЕ. Авантюрландия - путешествие на Вятку
(воспоминания немецкой писательницы)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz