|
Еще в 1922 году сотрудники Малмыжского уездного музея Н.Машковцев, А.Пентегов и И.Худяков, описывая свой визит к жившему в селе Старая Тушка бывшему основателю старообрядческой типографии Луке Гребневу, в своем рукописном отчете особо отметили «великолепные клише заставок, собственноручно им гравированные на дереве». Убедиться в том, что «Лука Арефьевич - не только печатник, но и талантливый художник, тонко владеющий кистью, изумительный график и безукоризненный гравер по дереву», ныне может любой: в 2001-м вся известная на сегодняшний день орнаментика, использовавшаяся Гребневым при создании печатной продукции, была опубликована в екатеринбургском сборнике «Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий». В числе оригинальных графических произведений обращают на себя внимание клише открыток (открытых писем) с изображением «райских птиц» Алконоста и Сирина, выпускавшихся в «христианской типографии церковно-славянских, богослужебных и поучительных книг» в 1908-1915 годах и пользовавшихся, судя по крупным тиражам и невысокой цене (в разное время за пару - от 3 до 5 коп., за сотню - от 1 руб. до 1 руб. 40 коп.), большой популярностью у покупателей. По воспоминаниям уроженца соседней со Старой Тушкой деревни Куженерка Бориса Мосунова, их даже наклеивали на внутренние крышки сундуков. Подобное он видел в своем пришедшемся на 1940-е детстве. Лишним подтверждением спроса на «Алконоста» и «Сирина» служит, в частности, то, что среди огромного числа переданных Гребневым в советское время в Новотушкинский музей местного края книг, брошюр, документов и различных бумаг - открыток с «райскими птицами» не оказалось, хотя в перечне даров обозначены и «поздравительное пасхальное письмо», и «поздравительная пасхальная карточка», и «поздравительное рождественское письмо». Не касаясь истории еще в древности пришедших на Русь с Востока представлений о мифических существах с головой женщины и туловищем птицы, столь любимых русскими людьми, укажем на то, что интерес к ним в нашем Отечестве особенно обострился на рубеже XIX-XX столетий. Именно тогда, как написал в рассказе «Виктор-горожанин» непревзойденный знаток народного быта Борис Шергин, «нам открылась неповторимая красота северно-русской культуры». Для многих в это время, говоря словами другого народознатца - Николая Клюева, вновь начали становиться «явью родимой, простой» образы «Горыныча, Сирина, Царя Кащея». Происходя, как и Гребнев, из старообрядческой среды, «олонецкий ведун» (Клюев) и сам способствовал возвращению этой «яви» в жизнь, населяя свою поэтическую «алконостную Россию» «райскими птицами», особенно «красным гостем» Сирином.
Немалую лепту в пробуждение памяти о крылатых сказочных существах внесли земляк Гребнева Виктор Васнецов с его картиной «Песнь радости и печали» («Сирин и Алконост»), а также другой известный художник - Иван Билибин, чья работа «Райская птица Сирин» выпускалась «в пользу общины св. Евгении» Товариществом Голике и Вильборг в виде красочного открытого письма. Созданная в 1905 году, она была явно известна жившему тогда в Москве Гребневу. Иначе чем объяснить, что оборот билибинской открытки с указанием мест для письма, адреса и почтовой марки практически совпадает с оборотной стороной ее более поздних старотушкинских «сестер»? Единственное расхождение (если не считать написанного без мягкого знака слова «письма»): на месте эмблемы Общины святой Евгении старообрядческий типограф поместил взятые в двойную рамку слова: «Где любовь, там и Богъ». Но само изображение Сирина, представление о котором у Билибина сложилось по светским лубочным картинкам XVIII-XIX вв., образцом для Гребнева служить никак не могло. Выписанное не по канонам, осовремененное художником лицо и выставленные напоказ, как циркулем выведенные груди были неприемлемы для ревнителя строгой христианской нравственности, о чем говорит хотя бы такой факт. Когда в типографии московской Преображенской общины, в которой работал Гребнев, обсуждалось содержание пробного выпуска «Азбуки», Лука Арефьевич, говорится в одной из работ уральской исследовательницы его жизни и деятельности Ирины Починской, «возражал против включения в нее так называемого «десятословия Моисеева», в котором печатника смущала заповедь «не прелюбодействуй и не пожелай жены ближнего своего». Обучаться по этой книге, говорил он, будут 8-летние дети, поэтому слишком многое им придется объяснять «без нужды и без времени», в том числе касаться вопроса о браках». Этот спор и определил решение Гребнева покинуть Москву, чтобы основать на своей родине собственную типографию. В Старую Тушку он вернулся с клише «птичьих» открыток, которые, как явствует сделанная в альбоме орнаментики надпись, были собственноручно «Л.А.Г. вытравлены на цинке в граверной мастерской Н.Ермолова, Москва, по заказу Л.Гребнева по собственному рисунку». Открытые письма с изображением «райских птиц» значатся в каталогах и извещениях о вышедшей из печати продукции старотушкинской типографии, но на обороте одного из них (с «портретом» Алконоста») указано: «Казань, Б.-Проломная, дом Красниковой, Скоропечатня Окунь». Возможно, здесь появлялся на свет и гребневский «Алконост». В отличие от билибинской открытки творения Гребнева - черно-белые. Но, несмотря на отсутствие цвета, они так же притягивают и радуют взор. Такое впечатление, что талантливый гравер писал «райских птиц» с натуры: настолько четко выписаны их лики, каждое перышко, каждый листочек «мирового древа», растущего, согласно традиционно приводимым под изображением сведениям из «Книги Гранограф», «на востоце в едемском раю». Ни на йоту не отступив от канона, которому следовали его предшественники-старообрядцы, и являясь продолжателем традиций «древляго благочестия», Гребнев тем не менее создал совершенно оригинальные изображения Сирина и Алконоста, обещающих праведникам «будущую радость». Не поют ли эти птицы для раба Божия Луки, умученного в безбожные годы за свою искреннюю веру? Владимир СЕМИБРАТОВ,
ГРЕБНЕВ Лука Арефьевич род. в 1867 в д.Дергачи Уржумского уезда Вятской губернии в семье крестьянина-старообрядца. В с.Старая Тушка Малмыжского уезда основал единственную в своем роде типографию, где печатались прежде всего книги и брошюры религиозно-нравственного содержания, пользовавшиеся огромным спросом в Вятском крае и за его пределами. Благодаря Гребневу Старая Тушка стала одним из крупных центров русского староверия. Лука Арефьевич был духовным отцом местной общины верующих, обучал детей грамоте и церковному пению. Он мастерски писал и отливал из меди иконы, был творцом картин и гравюр и автором полемических и поэтических произведений. Страстный библиофил, обладатель уникального собрания старопечатных книг и рукописей, в 1920-е он, опасаясь очередного ареста, почти все свои сокровища передал в Новотушкинский музей местного края, но лишь малая их часть дошла до наших дней, попав в научные центры Кирова, СПб и Екатеринбурга. За «контрреволюционную пропаганду и агитацию» Гребнев по 58-й статье был осужден на трехгодичную ссылку. Умер в 1932 в Котласе по пути следования в Северный край.
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |