Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Странник по Зазеркалью


Акварелист Татьяна Тимкина ценит в мужчинах рыцарское благородство, а в женщинах - нежность и хрупкость Прекрасной Дамы

 

Татьяна Тимкина на персональной выставке в Кировском художественном музее на фоне иллюстраций к Гофману. 2004. Архив Т. Т.

 

Татьяна - художник философского плана. Её вдохновляет идея о мире как Божьем творении, "эманации Господа". Ей близки мастера позднего Средневековья и раннего Ренессанса, боготворившие сущее - от персика и прекрасной вещи до человека. Она верит, что миссия художника - вносить в нашу жизнь гармонию, радость и романтизм. Её творчество - ещё одно доказательство тезиса: Вятка - родина русской романтики.

 

Кто высоким штилем склеит двух столетий позвонки?

Т. Тимкина. Илл. к циклу М. Коко "Полуштоф в корейском стиле". "Авангард" № 4. 1987. Тушь, перо
Т. Тимкина. Иллюстрация к поэме Н. Голикова "Колобок". 1987. Тушь, перо. Архив М. К.

 

Знаю Таню лет тридцать. Я приглашал её на сходки в литературный клуб "Верлибр". Тогда она училась в художественном училище (в одной группе с Володей Муллиным, Андреем Драченковым, Ладой Ардимасовой) и охотно взялась за иллюстрации к стихам отдельных верлибровцев - к поэме "Колобок", к циклу "Полуштоф в корейском стиле". Эти рисунки тушью и пером остались на страницах самиздата конца 80-х.

Потом она уехала в Москву, в Суриковский институт, после первого курса перевелась в свой любимый с детства Питер - в Академический институт имени Репина - и вернулась на Вятку профессиональным книжным графиком и акварелистом. В шутку я называл её "акварелисткой", но ей это не нравилось: всякое снижение стиля Татьяне претит.

Татьяна и её учитель по КХУ Пётр Вершигоров. 1997. Архив Т. Т.

Акварель - это у неё с восьми лет и на всю жизнь. Её первый учитель Сергей Ичетовкин - в изостудии Дома пионеров на улице Коммуны (в бывшем архиерейском доме) - был акварелистом. А в Питере Татьяна освоила акварельную школу Павла Чистякова и Василия Савинского, восходящую к манере блистательного европейского художника XIX века Мариано Фортуни (Чистяков работал с Фортуни в Италии, а Савинский - преемник Чистякова).

В этой традиции, как я мог уяснить, сначала делается тонкий подготовительный рисунок, а потом предметы вписываются туда мелкими цветонасыщенными мазками. Получается мерцающее "живое письмо" - очень красивая акварельная живопись, отмеченная как бы печатью времени, поэтому в натюрмортах изображаются стильные старинные вещи - оружие, бокалы, подсвечники, серебряные столовые приборы, скрипки, флейты, шёлк, парча, бархат…

А вот лица на портретах Татьяна, по её словам, пишет лессировками (тонким слоем прозрачной краски, сквозь который просвечивает нижний красочный слой) - это ближе к ранней Академии, брюлловскому методу. Такая техническая основательность - в характере Тани. Во всём ей хочется дойти до базовых ценностей, до самой сути…

 

Я - раб моих необычайных снов

Т. Тимкина. Северная элегия. 2004. Бум., акв.

 

После Питера Татьяна, на взгляд со стороны, легко и просто, как рука в перчатку, вошла в арт-контекст Вятки. Сделала серию ностальгических пейзажей "Старая Вятка" и начала серию портретов в духе мирискусников "Эхо прошедшего времени", с редким изяществом оформила сборник стихов Галины Кустенко "Аметистовый свет" (1997), при участии своего учителя по КХУ Петра Вершигорова выставила свои работы в арт-клубе Кустенко. На зональной выставке "Российский Север-1998" в Кирове её картины вызвали изумление коллег из Москвы: кто это у вас пишет в такой уникальной технике? - и Тимкину сразу же приняли в Союз художников.

В ту пору любила она цитировать строки поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус: "Я - раб моих таинственных, / Необычайных снов… / Но для речей единственных / Не знаю здешних слов". В самом деле, её натюрморты и особенно портреты выглядят сновидениями, далёкими от современной реальности, и написаны с помощью космополитичного живописного языка...

Татьяна протестует против приложения к её творчеству таких терминов, как "уход от реальности", "ностальгия по прошлому". Её аргументы:

"Искусство живописи - это не масс-медиа, которые так противопоставляют прошлое и настоящее. Художник - вне времён: для него Рембрандт, может быть, даже ближе, чем современник. Искусство живописи обращается к самым глубоким чувствам, когда человек - просто личность, а не часть социума. И поэтому старая Вятка существует, она не в прошлом… Художник - это не уход. Художник - это окно в другой мир. Мы смотрим на картины Яна ван Эйка, Кампена или Хуго ван дер Гуса, но этого мира реально не существовало: это мир их души. Каждый художник находит себе объекты, чтобы выразить своё состояние души, будь то романтизм или мистицизм".

Т. Тимкина. Тайные стихи. 2008. Бум., акв.

Моделями для портретов Тимкиной послужили лучшие люди Вятки - музыканты Дарья Мееркова, Владимир Шапошников и Геннадий Семизоров, бард Юрий Лицарев, поэт Александра Мочалова, художники Пётр Вершигоров и Александр Мочалов, искусствоведы Анна Шакина и Наталья Клементьева… Татьяна одела их в изысканные костюмы давних эпох (от Средневековья до Возрождения и Просвещения), поместила в романтичную обстановку с надписями на латыни. Это уже не портрет конкретного человека, а портрет-картина, то есть, по словам Татьяны, "образ того, что в человеке заложено, что он не афиширует, его тайные струны" - и вместе с тем "скол души художника".

 

Странствующие рыцари Апокалипсиса

 

Из всех посещённых стран Европы Татьяне больше понравилась Англия: там левостороннее движение, словно в Зазеркалье. "Алису в стране чудес" иллюстрировала с мыслью о "странствиях незащищённой души".

А на автопортрете с цитатой из Евангелия от Иоанна "Дух веет, где хочет" (на латыни) героиня предстаёт как свободная, но хрупкая личность, надевшая рыцарские латы - для защиты. От чего она защищается? В недавней беседе со мной в своей мастерской в Доме художника Татьяна говорила об "апокалиптическом времени", "суете мира, которая механизирует и нивелирует человека", "антигуманном искусстве конца ХХ - начала XXI века", о претензии некоторых коллег: "Почему Вы крестьян не пишете?"

Т. Тимкина. Автопортрет. Spiritus flat ubi vult (Дух веет, где хочет). 2004. Бум., акв.

Этот укол Татьяна парирует: "Любой художник имеет право на создание той духовной реальности, которая ему близка" (ясное дело: свобода творчества!). И формулирует смысл автопортрета как "рыцарское служение искусству".

Рыцари присутствуют и на других картинах художницы, например, в триптихе "Моё сердце подобно чаше" (по стихам Черубины де Габриак). Комментируя триптих, Татьяна говорит: "Рыцарство - это то, чего не хватает нашему веку, то есть более благородного подхода к людям, к жизни. Божественная энергия даёт благородство мужчине (его сущность, по большому счёту, - рыцарство), а женщине - хрупкость и нежность, которые являются её защитой. Руки Рыцаря и Прекрасной Дамы протянуты здесь к чаше с кровью Христовой, и эта вспышка рождает гармонию мира. Это моё философское кредо".

Можно позавидовать: Татьяна создала собственную систему ценностей и основанное на ней уникальное искусство. Блажен, кто верует! Мне вот тоже в холодной землянке тепло от её негасимых картин…

 

 

Михаил Коковихин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Апрель 2007. Фото М. К.

 

Тимкина Татьяна Евгеньевна род. 10.03.1961 в Кирове в семье швеи и специалиста по ЭВМ. Окончила Кировское худ. уч-ще (1987, педагоги П. Вершигоров, Е. Гришин) и Санкт-Петербургский Академический ин-т им. Репина (графический факультет, мастерская А. Пахомова, 1995). Работала в фирме "Арт-контур", преподавала в КХУ, с 2000 - в Кир. филиале Росс. ун-та инноваций. С 1998 член объединения "Ars Nova" и Союза художников. Член правления вятского СХ. Незамужем. Работы - в музее Академии художеств (СПб), Центральном военно-морском музее, КХМ, в частных коллекциях Европы и США. Пристрастия: Платон, Кьеркегор, эзотерика (Мельхиседек и его школа), Гофман, Стивен Фрай, Вудхаус, поэзия трубадуров, миннезингеров, вагантов, немецкая и английская поэзия, Иосиф Бродский, Кампен, Ван дер Гус, Ван дер Вейден, Ван Эйк, Боутс, Мемлинг, Тёрнер, Фридрих, Бердслей, Дельво, Дали, Бах, Букстехуде, Вивальди, Duran Duran, Андрей Тарковский, Феллини, Фассбиндер, ирландский виски, Winston lightes. Интервью: "Бинокль" № 3.

 

"Вятская особая газета" 28.08.2008, № 34

 

 

 

 

 

 

Т. Тимкина. Магический полёт. 2005. Бум., акв.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz