|
Татьяна Тимкина: В магическом зеркале призрачных миров... Интервью участницы выставки "Ars Nova"
- Кто Ваши учителя? - Прежде всего - Петр Саввич Вершигоров, один из крупнейших живописцев, прекрасный колорист, художник европейского уровня. Он относился к искусству очень трепетно, много работал, был фанатом, настоящим мастером, светлым человеком. Когда рядом находится такой мастер, это накладывает отпечаток не только на профессиональные знания учеников, но и воздействует на душевном, духовном уровне. У него в одной группе со мной учились Володя Муллин, Андрей Драченков, Лада Ардимасова, Света Иванова... А с акварелью я познакомилась в Вятке в 8 лет и профессионально занималась у акварелиста Сергея Гавриловича Ичетовкина. В Питере в Академии художеств я училась в мастерской у Андрея Пахомова - это замечательный книжник, человек тонкого вкуса, потомственный художник книги, имеющий свое издательство "Редкая книга". Пахомов учил нас делать вещи стильные и авторские. Параллельно я осваивала акварельную школу Чистякова-Савинского. Эта школа русской акварели была создана Павлом Чистяковым, который в Италии работал в одной мастерской с Марио Фортуни, самым блистательным европейским акварелистом XIX века. Возвратясь в Петербург, Чистяков разработал свою систему, дополнив ее академической школой рисунка, и учил этой системе на последних курсах Академии художеств. У него занимались Серов, Репин, Врубель, Савинский. Савинского Чистяков считал своим преемником и передал ему преподавание в своей мастерской в Академии. Эта техника передается из рук в руки. Далее ее сохраняла дочь Савинского Татьяна. А у Татьяны Савинской непосредственно училась мой педагог Ирина Балакова. Эта традиция восходит корнями к европейскому искусству, когда для акварели делается тонкий подготовительный рисунок, почти что линейный, а потом предметы пишутся маленькими заливками сразу в полную силу и не переписываются. Когда я пишу натюрморты, я пишу полностью в технике Чистякова-Савинского. Лица на портретах пишу лессировками - это ближе к ранней Академии, брюлловскому методу. А пейзажи пишу, используя технику письма по-сырому и элементы школы Чистякова-Савинского. - Говорят, Ваши работы приглашались на аукцион фирмы Sotheby's? - Это, наверное, не очень интересно. Просто в 1991-м в одной питерской галерее были показаны мои работы, и галерейщик предложил писать для них, сотрудничать с их галереей, в том числе с выходом на Sotheby's. Я отказалась. Работать на кого-то - это всегда лишает художника свободы, независимости. Моя цель - писать то, что я хочу. Не заработать на этом деньги, а экспонировать. - Что для Вас Петербург? - Итальянцы говорили, что все дороги ведут в Рим. Так все дороги для художников ведут в Санкт-Петербург. Это божественный город с потрясающими памятниками культуры и незабываемым колоритом, который не встречается в континентальном климате: Петербург - приморский город, там все время свежий ветер с залива, отчего и воздух там серебристый, северное свечение атмосферы, белые ночи, колорит Вермера Делфтского. Это очень европейский город. В отличие от других городов России, там жива петровская традиция, когда человек должен в своей профессии знать всё и овладеть ею в совершенстве. И это очень импонирует мне. Кроме того, Петербург два века был столицей, и в его облике можно увидеть вдруг петровское время, елизаветинское, времена мирискусников, то есть, как говорит Ахматова, старинную литографию. Иногда можно увидеть город, как на гравюрах Остроумовой-Лебедевой. Он, как живое существо, разговаривает с художником - удивительными комбинациями света, цвета, линий. Сколько гениальных архитекторов создавали эти улицы, парки, дворцы! Притяжение стольких талантливых мастеров для создания облика города просто уникально. - Что же тогда Вас потянуло из культурной столицы России в Вятку? - Принципиально в этом нет никакой дисгармонии, потому что Вятка - мой родной город, родные стены, где мне хорошо работается и можно успеть сделать многое. Жаль, что некоторые, живя постоянно в Вятке, недооценивают плюсы, которые здесь имеются. - Ваш ранний цикл акварелей "Старая Вятка" вырос из романтической тоски по дореволюционной, неиспорченной панельными коробками Вятке? - Цикл "Старая Вятка" изображает город так, как я его чувствую, как чувствую чистоту линий этого города, какую-то его прозрачность, иногда таинственность, иногда очень феерические образы. Для меня было важно создать листы, которые, может быть, продолжали бы линию мирискусников, то есть имели бы ценность сами по себе: это не фиксация каких-то моментов, а создание образа города, даже не города, а настроения. Центр Вятки, насколько он сохранился, не является для меня старым городом, это просто город моего детства. Я по этим улицам ходила всегда, они для меня подлинные, настоящие, современные. Никакой ностальгии по прошлому там нет. Искусство живописи - это не масс-медиа, которые так противопоставляют прошлое и настоящее. Художник - вне времен: для него Рембрандт, может быть, даже ближе, чем современник. Поэтому искусство живописи обращается к самым глубоким чувствам, нашим зрительным образам, нашему внутреннему ощущению, когда человек - просто личность, индивидуальность, а не часть социума. И поэтому старая Вятка существует, она реальна. - Ваша серия портретов современников в костюмах эпохи Возрождения тоже навеяна традициями "Мира искусства"? Ее название "Echo du temps passe" ("Эхо прошедшего времени") повторяет название картины Сомова... - Мирискусники первые в русском искусстве подняли вопрос о связи времен. У Сомова есть "Дама в голубом" - портрет художницы, которую Сомов одел в костюм елизаветинских времен, создав поэтический образ. Подобное смешение разных эпох было свойственно многим художникам - Борисову-Мусатову, Бенуа, Лансере. Рембрандт тоже одевал свои модели в костюмы других времен. Этот прием позволяет увидеть современного человека в той ситуации, когда мы говорим, что нет временных рамок, что истинные человеческие чувства - постоянны, духовный мир является абсолютной ценностью как в средние века, как в эпоху Возрождения, так и сейчас. Задача художника - показать ценность отдельной личности, говорить все время людям: каждый человек - это целый мир, посмотри, какой красивый пейзаж, какие красивые тебя окружают дома, какие красивые вещи, все это творение Божие. Этот уровень ощущений может быть достигнут только искусством - настоящей литературой, живописью: они хранители гуманности. А живопись передает то, что нельзя сказать словами, что ощущается на уровне подсознания. - В Ваших портретах ощущается влияние европейского портрета эпохи Возрождения, в частности, Дюрер, Гольбейн... - Культура едина. Мы с детства были знакомы с работами Рафаэля, Леонардо, Микеланджело. Мы причастны к западной культуре. Мы, русские, - все-таки европейская нация, синтез Азии и Европы. Русские всегда ездили учиться в Европу и сами развивали европейскую культуру. Русские и европейцы в общем-то едины. Поэтому для меня европейский портрет очень близок, это сосредоточенный мир, отстраненный от всего суетного. Через костюм мы входим в красивый мир цвета, красок, фактур: шелк, бархат, парча, где-то блеснет серебро - это вводит нас в романтическое состояние. Мы входим в такой мир, где наши ощущения обостряются за счет цвета, осязания разных материалов, а потом, когда мы настроились, переходим к лицу, это более тонкий мир: нюансы ощущения, взгляд, иногда направленный сквозь зрителя, когда человек погружен в себя, и все это позволяет нам неспешно почувствовать колорит каждой индивидуальности. Одна личность соединяет в себе разные грани, и та техника, которую я выбрала, позволяет открыть и передать в образе тончайшие нюансы. В этом магия искусства. - Чем навеяна Ваша выборгская серия пейзажей? - Выборг - очень красивый средневековый город, средневековые улочки, шведская крепость XII века - это рыцарский замок, боевая башня, стены, которые видели рыцарские времена. В Выборге сохранился парк байроновского стиля с усадьбой петровских времен - Монрепо. Меня привлекла романтика этого города, его суровость и поэтичность. Выборг заинтересовал меня и с точки зрения соразмерности городского пейзажа: все пропорции там очень гармоничны человеку. - В своих картинах Вы уходите от неподлинного, преходящего, современного в подлинное - старые камни, старинные вещи и портреты? - Не надо разделять. Художник - это не уход. Художник - это окно в другой мир. И любой пишущий создает свой мир, которого реально нет. Мы смотрим на картину Яна ван Эйка, на картину Кампена или Хуго ван дер Гуса, но этого мира реально не существовало: это мир их души. Мы смотрим на мир глазами художника, воспринимаем его ощущение красоты, прекрасного. И если возвратимся к тем местам, которые он писал, то не найдем их, но ощутим их дух. Каждый художник находит себе объекты, чтобы выразить свое состояние души, будь то романтизм или мистицизм. У каждого художника свой мир, свои образы, свой взгляд, и нам интересен каждый. Критик Сергей Маковский на заре нашего века сказал: "Творчество... - это магическое зеркало. Как в волшебном талисмане, в нем преломляются лучи призрачных миров". - В чем Ваша философия? - Я бы сформулировала ее как романтизм. И самое главное для меня то, что всё вокруг - Божье творение и весь мир в Божественой красоте, которую иногда люди в силу каких-то шор не видят и не чувствуют, и поэтому у меня возникает стремление взять и вдруг открыть им эту красоту. Ощущение мира как Божьего творения - это свойственно высокому средневековью. Мне нравится Проторенессанс и раннее Возрождение - творчество ван Эйка, Кампена, ван дер Вейдена, Мемлинга - Нидерланды XV века. Ощущение мира как Божьего творения и идея всепроникающего Абсолюта приподнимает искусство над суетой до подлинности. Художник - посредник: он переносит Божественную энергию, он - кисточка в руках Божиих. Иосиф Бродский тонко заметил: поэт - орудие языка, а не язык - орудие поэта. У мирискусников тоже взаимосвязь эпох, такой же романтизм, то же восхищение Господом и прекрасными творениями старых мастеров. Культура едина, и мирискусники не были никогда формалистами. Их форма пронизана духовностью, потому что красота - Божье творение. - Ваше отношение к православной церкви? - Христианская традиция обогатила русскую культуру, дала возможность приобщиться к европейскому миру и к восточной теософии. Произошло слияние культур. Мы существуем в едином христианском мире: как говорится в Библии, нет ни эллина, ни иудея. Это равенство ценности каждой человеческой жизни, индивидуальности, обращенной к Богу. - Что объединило трех таких разных художников, как Ярковский, Белик и Вы, на выставке акварелей "Ars Nova"? - Идея, концепция и название выставки принадлежат Николаю Ярковскому, человеку очень экспрессивному и эмоциональному. Ars nova - было такое направление в музыке, когда на основе средневековой традиции стали возникать светские индивидуальные течения. Ars nova - это новое искусство, которое использует все наилучшие достижения и традиции предыдущих эпох. Такой подход присущ и участникам выставки. У Ярковского ощущается французский экспрессионизм: свет, динамика, экспрессия, ярко выраженное настроение. Анатолий Белик - это конструктивизм: при его отточенности и динамичности - плотность цвета, как в иконах византийской традиции, тонкое ощущение цвета, свойственное русским мастерам. А в моих работах - соединение романтизма, классической формы, замкнутых пространств. Выставка дает возможность посмотреть, как один и тот же материал - акварель - у разных художников превращается в разные миры. Сейчас, на рубеже веков в культуре накопился гигантский пласт, идет освоение культурных традиций, и в каждом художнике ощущение этого рубежа преломляется по-своему. - Как Вы оцениваете сегодняшнюю культурную ситуацию в Вятке? - Почему-то некоторым свойственно недооценивать наши традиции и нашу жизнь. Но в общем-то, мне кажется, Вятка живет как любой европейский город, может быть, в своем несуетном ритме, но у нас есть художники разных направлений, хорошего профессионального уровня, которых в европейском городе ценили бы уже за то, что они существуют. Мы просто очень богатые люди, и надо больше любить, ценить и понимать, чем мы владеем. Русскому человеку свойственно самоедство, и оно, как самокритика, качество хорошее, но не должно быть главным, оно должно двигать творческий процесс. - Не отстаём ли мы от мирового художественного процесса, от Америки и Европы, где от живописи перешли к инсталляции, от инсталляции - к видеоарту, а мы зациклились на живописи? - Инсталляция - это вчерашний день, веяние времени, но отнюдь не достижение. Америка никогда не создаст большой стиль. Последний большой стиль - модерн. Америка - это слишком молодая нация, нет даже национального театра, только мюзикл. Они питаются культурой Старого Света. Их балет, например, создал наш Баланчин. Мы - уникальные хранители живых европейских традиций: мы еще умеем рисовать. Поэтому они приезжают к нам учиться. Хотя есть и у них реалистическая школа и свои классические традиции: допустим, Уайета они считают национальным художником. Да, сегодня у них проводятся акции, но они не имеют отношения к большому искусству: это акция, перфоманс, то есть ближе к кино, телевидению, рекламе, к масс-медиа. - А в Вятке не маловато ли концептуальных акций, таких, как "Ars Nova"? - У нас искусство сейчас существует благодаря тому, что художники продолжают работать вопреки всяким трудностям. Они и так делают невозможное. Но художнику было трудно создавать свои вещи в любые времена. Без фанатичного отношения к искусству, без подвижничества существование любого настоящего мастера невозможно. Для такого небольшого города, как Вятка, у нас столько художников, поэтов, актеров, театральных и телевизионных режиссеров! Художественная жизнь достаточно разнообразна. Может, она идет не в таком интенсивном ритме, но у нас всё присутствует. - Вятку называют "родиной русского романтизма", но этот романтизм, как и во времена Грина, обитает - к сожалению - не здесь и сейчас, а где-то там, за морями и долами. Так куда же Вы отправлялись за впечатлениями в нынешнем году? - Этим летом осуществилась моя пленэрная поездка в Крым - древнюю землю Киммерии: в Коктебель Макса Волошина - край синих вершин, с романтическим нагромождением Кара-Дага, в Судак с генуэзской крепостью-замком XIV века, в Каффу-Феодосию, в пещерный город кераимов и каньоны Бахчисарая, в ханский дворец с тонким ароматом Востока и тенью Пушкина, воспевшего бахчисарайские фонтаны. Из этой поездки я привезла новый цикл акварельных пейзажей - киммерийский... М.К. ТИМКИНА Т. Евгеньевна родилась 10.03.1961 в Кирове. КХУ (преп. П.Вершигоров, Е.Гришин). Санкт-Петерб. Академич. ин-т им. Репина (графич. фак., отд. книжной графики, 1995). Дипломная работа (серия оружейных натюрмортов) хранится в НИИ музея Академии художеств СПб. Участница IX Всероссийской худ. выставки в Манеже (Москва, 1998). Член СХ России (1998), акварелист, книжный график. Пристрастия: Платон, Кьеркегор, Борхес, Гофман, Гиппиус, Бердслей, готика и модерн, Бунюэль, Андр. Тарковский. |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |