Глиняный
философ
Керамистка Марина Селезнёва копает глубоко
|
Марина Селезнёва составила "Азбуку"
из глины, глазурей, солей и ракушек. Вятка, 31.07.2007. Фото
М. К.
|
|
Марина одушевляет свои объекты в М-Галерее.
Дек. 1996. Фото А. Мякишева
|
В разгорячённой
арт-атмосфере Вятки 90-х Марина была способна на радикальный жест
типа сожжения своих творений. Её объекты воспринимались как авангардное
воплощение теорий Фрейда и Юнга. От Селезнёвой ждали прорыва в новые,
грубо говоря, мессиджи.
Уехав в Москву,
она сосредоточилась на производстве керамических изделий с философическим
подтекстом. Туманность высказывания позволяет трактовать их как угодно.
Их покупают любители всего модного и стильного - для украшения интерьеров.
Во всех смыслах Марина - успешный художник.
Гори, гори,
моя слеза!
|
Марина Селезнёва: первый на Вятке перформанс.
17.01.1997. Фото А. Мякишева
|
В ночь на 17
января 1997 года загорелась вятская М-Галерея: котёнок по имени Эмма
Петровна опрокинул обогреватель. Обгорела стена. А днём на огненную
вахту заступила Марина Селезнёва. Она вынесла с выставки четыре своих
бумажно-графических коллажа и пару вертикальных объектов из папье-маше
- дух воды (древняя африканская форма) и дух камня (в форме ацтекского
каменного ножа), приставила к стенке и подожгла. Акт сожжения сняли
на видео.
"Я не мазохист,
не пироман, я керамист, и то, что не прошло испытания огнём, не живёт,
- сказала тогда Марина. - А это прошло, значит, оно живёт - на плёнке
и фотографиях. Ночной пожар в галерее привёл меня в неописуемый восторг.
Он был задуман мной, и мне, конечно, предъявят счёт. Тем самым М-Галерея
вошла в историю как первая в Вятке горевшая галерея. Красиво горело!"
Искусствовед
Елена Ольхова назвала эту акцию "первым в Вятке перформансом",
а художник Игорь Румянцев - "ностальгией по дохристианской культуре".
А оказалось, что этим актом Марина сожгла что-то личное и окончательно
попрощалась с городом, в котором жила и состоялась как художник.
Москва Марине
верит
|
М. Селезнёва. Антик.
2002. Глина, ангобы, глазури, люстр |
Ещё до того -
в 95-м - она поселилась в Москве, бывая на родине лишь наездами. Марину,
по её словам, "прибрал к рукам" печник Андрей из подмосковного
Подольска (1997). Снимали комнату в коммуналке. Через четыре года
повенчались у вятского друга Селезнёвой - священника Андрея Логвинова
в Костроме, а спустя ещё два года развенчались - решением Патриарха
(заочно). "Я - художник, и для меня это более важно, чем семейные
всякие истории", - говорила в ту пору Марина.
Она осела в арендуемой
квартире на улице Академика Челомея (метро "Калужская").
Там у неё и мастерская с небольшой печкой для обжига малых глиняных
форм, и 10-минутный маршрут до большой печи комбината Худфонда, где
обжигаются крупные объекты.
Постепенно Марина
завоевала столичный арт-рынок. Ею заинтересовалась престижная галерея
"М'АРС". В галерею "Арди" Марину привела Елена
Ольхова, тоже переселившаяся в Москву. Теперь свои работы Селезнёва
с удивлением обнаруживает на фотопортретах известных персон - в окружающем
их интерьере (например, свою рыбью семью - за спиной Амалии Мордвиновой-Гольданской).
Московско-вятский фотограф Павел Смертин рассказывал Марине, что видел
её декоративные фруктовые плоды в резиденции для президентских приёмов
в Жуковке.
Керамика Селезнёвой
вдохновила московского искусствоведа Сергея Кускова на статью, состоящую
из таких, например, пассажей: "Неслучайно один из циклов именуется
"Пласты", обыгрывая двойную семантику этого понятия: с одной
стороны, пласты - специфический технический термин ремесла керамиста;
с другой - тут плоскостно овеществились пласты-слои культурной памяти
(и многослойного Бессознательного). Сама фактура и текстура поверхности
воспринимается как смысло-насыщенный текст. Возникает подобие пиктографического
письма, порою подтверждённого проступанием по-современному трактованных
древних знаков, порою полускрытого, но угадывающегося в археологизированной
ауре этих керамических табличек и таблеток: тут форма становится Вещью,
Вещь - Знаком, Знак - фигурой, скульптурой, образом, образ - символом
- подступом к Невыразимому" (вятский журнал "Бинокль"
№ 14, 2001).
Вятка - река
Гераклита
|
М. Селезнёва. Неправильно собранный текст. 2002.
Глина, глазури, ангобы, люстр
|
И вот недавно
Марина снова приехала в город Вятку на побывку к маме - пережидать
жару в саду у Чистых прудов, откуда видна труба родной ТЭЦ-5. Попутно
устроила выставку своих творений - в зале на Карла Либкнехта. "Хотелось
бы, - говорит, - войти в культурный слой этого города, закопав мои
работы, например, у памятника Васнецовым: там хороший газон. Разбить
на осколки и посеять их в вятскую почву - пусть потомки разбираются.
Цветы сажать здесь можно, а керамику почему нельзя?". В речи
художницы полный серьёз парадоксально сплавлен с иронией…
Один из новых
пластов (в деревянной раме) изображает голубую реку Вятку, на фоне
которой проступают контуры домишек и соборов, а под ней - коричневатое
подземное царство с ископаемыми обитателями. Вверху - над Вяткой -
темна вода во облацех. "Это река времени. Маленький ручеёк времени,
в котором существует город Вятка. Мы - малый срез этого временнОго
потока. И я тоже в этой реке. Сверху и снизу - то, что больше нас.
До нас здесь жили звери, птицы, мифологические существа, а что будет
после нас? Облачные видения, сменяющие друг друга?"
Комментарий Марины
напомнил мне стих Державина: "Река времён в своем стремленьи
/ Уносит все дела людей / И топит в пропасти забвенья / Народы, царства
и царей. / А если что и остаётся / Чрез звуки лиры и трубы, / То вечности
жерлом пожрётся / И общей не уйдёт судьбы".
В пласте "Азбука"
бабочки, речные ракушки и следы от змеек складываются в буквы латыни
(самая верхняя буква, по мнению Марины, - перевёрнутая омега). Художница
любит имитировать в глине письмена мёртвых языков - руны, клинопись,
пиктограммы. Алфавит в отсутствие носителей языка превращается в декоративный
знак, лишённый смысла.
Взгляд Селезнёвой
охватывает миллионы и миллиарды лет земной истории и рефлектирует
по поводу. Конечно, глина сопротивляется всяким мессиджам, а обжиг
вносит элемент случайности, но мне привиделось в творениях Марины
размышление о культуре, прошедшей долгий путь рождения - из глубины
земли и воды, через земноводных и млекопитающих (в том числе людей)
- и возвращающейся обратно в прах…
|
М. Селезнёва. Голова. 1995. Шамот,
глазури, пигменты |
Михаил Коковихин
Селезнёва
Марина Борисовна
род. 10.09.1955 в Котельниче в семье экономиста и химика. Московская
сельхозакадемия им. Тимирязева (1980, почвовед). Худфак Московского
технологического ин-та (1992). Работала в Просницком райбыткомбинате.
Член Союза художников с 1996. Работы - в частных коллекциях России и
за рубежом, в музее декоративно-прикладного искусства (Москва). С 1995
постоянно живёт в Москве. Незамужем. Интервью - "Бинокль"
№ 5, 2000 год.
"Вятская
особая газета" 9.08.2007, № 31
|
Марина Селезнёва открывает свою выставку в выставочном
зале Кировского художественного музея на Карла Либкнехта. 2007
|