Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


М.Селезнева. Плоды граната
М.Селезнева. Плоды граната
Керамика и ее «Иное»
О творчестве московско-вятской художницы
Марины Селезнёвой

Керамика тут исподволь представляет саму себя - свою привычную камерность, свою привязанность к функции, то есть к практической пользе так называемого «прикладного искусства». Она преодолевает и свое привычное предназначение декоративного - обслуживающего быт и досуг предмета («безделушки») и даже свою участь оставаться станковым «искусством малых форм», замкнутым в узких камерных, чисто формально-эстетских задачах. Хотя, быть может, при этом керамика возвращается и к своим полузабытым древнейшим корням, ведь и сам гончарный круг сродни кругу Вечности и круговороту космических циклов и первозданных стихий.

Марина Селезнёва одушевляет свои неодушевленные объекты в вятской М-Галерее. 1996
Марина Селезнёва одушевляет свои неодушевленные объекты в вятской М-Галерее. 1996
СЕЛЕЗНЁВА Марина Борисовна род. 10.09.1955 в Котельниче Кир. обл. Худфак Московского технол. института (1992). Член СХ с 1996. Работы - в частных коллекциях России и за рубежом, в музее декор.-прикладного иск-ва (Москва). Живёт в Москве.
Вспомним, что в изначальной керамике даже простейший бытовой предмет был одновременно и малой моделью Космоса-Универсума, а в истоках орнамента роль украшения нимало не противоречила его знаковой информативности и магической силе.

Нынешнему же художнику, чтобы пробудить в керамике (с традиционно гончарными «генами») глубинную, родовую память, приходится ее на это провоцировать либо через наделение непривычными качествами, например, через превращение в фигуративную скульптуру или арт-объект новейшего станкового искусства (через приглушение предметных свойств и декоративно-прикладных задач), либо через заострение в ней условного знаково-символического начала, либо через необычные технические новации в обращении с материалом, веществом, фактурой и т.п.

В данном случае художница использует эти стратегии остранения керамики одновременно, в идеале стремясь привести их к синтезу, долженствующему напомнить, что роль украшения жизни и предназначение мифотворчества или символо-творчества вовсе не противоречат друг другу, что их противоречие - это либо заблуждение, либо «болезнь культуры», и что чисто формально-пластические проблемы могут порою даже неожиданно для самого автора порождать новые смыслы или воскрешать очень древние.

М.Селезнева. Синий лист. М.Селезнева. Голова (Предок). М.Селезнева. Рыба.

М.Селезнева. Синий лист. Голова (Предок). Рыба

Керамика у Селезневой стала сферой экспериментальных разработок - территория керамики видится лабораторией парадоксального синтеза: здесь камерно проигрывается, моделируется своеобразный синтез искусств, их обратимость, их метаморфозы, их переклички и взаимоотражения. Керамика сближается с языком скульптуры. Это происходит, когда, например, она исторгает из себя плоть и образ некоего достоверно-фантастичного существа, обращаясь к магии странных, «оживающих» объёмных изображений. Их группы подчас выстраиваются в неслучайную совокупность символических фигур цикла - в семью образов, когда условные керамо-формы дают отчётливо узнать в себе фигуры живых персонажей - реже людей, чаще неких «духов» или демонов, рыб, зверей, насекомых и чудовищ, всякого рода волшебную тварь Земли и Подземелья, обретающих в этой условной оскульптуренности свою астральную загадочность.

Такие исторжения из вещества существ-фигур-персонажей напоминают о древних и шаманских представлениях, в которых неодушевленные предметы содержат внутри себя невидимых духов. Последние могут быть разбужены и обрести зримый образ, а тот в свою очередь может быть уловлен и загнан в вещество волей мастера путем сакрального ремесла и тем самым «укрощен».
М.Селезнева. Рыба
М.Селезнева. Рыба

Но не только в скульптуру и ее образы готова обращаться здесь материя керамики. Она уподобляется тут и живописи, живописно «озвучиваясь» шумом фактур, насыщаясь соками нюансированных, но насыщенных красок, токами их соцветий. Эти красочные переливы, словно кровь, оживляют поверхность глины и животворную плоть условно изображенных «персонажей». Мазок живописца угадывается в технике ваяния и лепки, в тактильном обживании рельефной поверхности, в кладке материала, преображаемого через витальную энергию исполнительского чувственного процесса.

Столь же проявляется тут и родство с графикой (в расширенном ее понимании), признаки которой отчетливо проступают через всяческие графизмы, прориси, прорези, росчерки, начертания, через имеющую в себе нечто «гравюрное» сетчатку штрихов, тревожащих поверхность, испещряя ее наподобие листа пергамента или других, еще более древних носителей текста (вроде табличек клинописи). Здесь угадываются небуквально припоминаемые письмена архаики: всплывают начертательные намеки на иероглифы Востока и первобытные идеограммы - на следы добуквенного древнейшего архе-письма, порою узнаются и замысловатые каллиграммы буквенного хитросплетения - следы слов, орнаментально вросшие в абстрактно-предметные тела керамических изделий.

Неслучайно один из циклов именуется «Пласты», обыгрывая двойную семантику этого понятия: с одной стороны, пласты - специфический технический термин ремесла керамиста; с другой - тут плоскостно овеществились пласты-слои культурной памяти (и многослойного Бессознательного). Сама фактура и текстура поверхности воспринимается как смысло-насыщенный текст. Возникает подобие пиктографического письма, порою подтверждённого проступанием по-современному трактованных древних знаков, порою полускрытого, но угадывающегося в археологизированной ауре этих керамических табличек и таблеток: тут форма становится Вещью, Вещь - Знаком, Знак - фигурой, скульптурой, образом, образ - символом - подступом к Невыразимому.

Форма (наделённая абстрактно-пластической «формальной» красотой) становится предметом-вещью, зачастую не лишённым практического или декоративно-прикладного предназначения. А вещь, обретая стилизованную условность, вновь удаляясь от своей предметной роли, становится знаком. Но и символичность знака охотно оживляется, воплощаясь в фантастическое существо или иной персонаж. Знак легко обратим в изображение, в образ, в фигуру, в скульптуру, наподобие скульптур древнейших, сочетающих абстрактность символа с достоверностью образного «вымысла».

Образ «Ничто» становится стражем Тайны, хранителем Невыразимого, указует по ту сторону самого себя, в сторону влекущей Неизвестности. Поверхность и форма в их материальной, фактурной вещественности, само вещество-материал обнаруживают и свою метафизичность, становясь пластическими шифрами послания Неизъяснимого. Любая же самая абстрактная идея тяготеет к тому, чтобы конкретно, телесно воплощаясь, стать чувственно доступной, быть может, стать вещью обихода или украшением.
М.Селезнева. Предок
М.Селезнева. Предок

Знак предстаёт объёмной фигурой (или же малой рельефной формой). Сохраняя свою абстрактную условность иероглифа-идеограммы, он обретает осязаемую реальность, а порою и трёхмерную телесность, овеществляясь, делаясь доступным осязанию.

Так, неслучайно на чёрном фоне, как на небесах ночи, возникает целое созвездие таких малых, но космичных знако-форм, знако-тел. Это часто древние солярные или астральные знаки, чаще - современные авторские их трансформации и вариации, не порывающие с чарами первичных Архетипов. Так и должно происходить: ведь Архетип и живёт лишь перевоплощаясь и переиначиваясь каждый раз заново, всегда по-разному мерцая на грани узнаваемо-неузнаваемости.

Здесь керамическая мелочь фигурирует наподобие своего рода Письма (как Архе-письма рукотворных идеограмм). В данном случае это нефигуративные фигуры - не изобразительные, а ассоциативно-выразительные знако-формы: их конфигурация, их «семейство», их «строки», их своего рода процессии, их подвешенные ряды-трофеи архео-памяти, метки на пути искателя Новизны - художника-новатора.

На новом витке происходит воссоединение связи времён - возвращение Архетипов Архаики уже за порогом «современности» в ситуации постсовременного искусства в Новом Веке.

Сергей КУСКОВ, искусствовед (Москва)

Следующая статья:
О, горе мне! Тоска!
Тоска навеки!
Очередное открытие в Вятке памятника Александру Грину


© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz