|
 |
 |
 |
О, горе мне! Тоска! Тоска навеки! |
Очередное открытие в Вятке памятника Александру Грину |
 |
Сравним Грина
первого и Грина второго: гипсового и бронзового. На первый взгляд,
без разницы: оба смотрят свысока на реку Вятку и дальше, оба грудью на
постаменте и улеплены чайками. Игра: найдите десять отличий!
Вот они. Гипсовый был крашен под сусальное золото - как ангел с крылышками, а бронзовый - разноцветный: золотистого, серого, бурого, зелёного цветов и с подтёками. Но главное: лицо и чайки огрубели, во взгляде Грина исчезла слащавость, появилась тоска. Писатель-романтик теперь больше похож на себя - на эсера-бомбиста, похмельного биндюжника и морского волка.
Александр всматривается вдаль - на Дальний Восток, в сторону надвигающихся на нас наводнений Приморья и прочего Забайкалья. Нет больше Зурбагана с Лиссом, не блистает блистающий мир, Ассоль не ждёт алые паруса. На лице Грина однозначно читается формула О'Кейси, повторённая Ильфом в записных книжках: «О, горе мне! Тоска! Тоска навеки!»
Площадка вокруг бюста оформлена как нос корабля. По замыслу скульпторов, Грин пытается взмыть над обрывом, погрузиться в реку. Улететь, уплыть, забыться! В Сибирь, в Сибирь, в Сибирь! Не в Москву же...
За истекший с установки гипсового Грина период надпись на постаменте («Александр Грин») изрядно потускнела и стёрлась. Когда в следующую годовщину бронзовый памятник будут менять на гранитный, то на вопрос народа: «Кто это?» - мы ещё споём:
По диким степям Забайкалья,
Где золото роют в горах,
Бродяга, судьбу проклиная,
Тащился с гнездом на плечах...
Константин ФИЛИППОВ
 |
Бронзовый
Александр Грин отвернулся от города Кирова в сторону Перми и
Сибири. 2001 |
|
|