Каток
и скрипка
Журналист и киновед Татьяна Бушмелева идёт верной дорогой, товарищи!
|
Татьяна Бушмелева с юбилейными подарками от
Театра на Спасской. 14.10.2005
|
|
Татьяна Бушмелева - журналист многотиражки "За
темпы и качество" завода им. Лепсе. 1971
|
Её до сих пор
узнают на улицах и спрашивают: куда пропала Ваша телепередача "Фильмы
недели"? Была такая на местном ТВ в 80-х (обзор кинопрокатного
репертуара). Или интересуются: куда исчез киноклуб "Сталкер"?
Давно всё рухнуло, но Татьяну Бушмелеву, которая была лицом и кинопроката,
и киноклуба, помнят. А она - очень известная персона вятского бомонда
- уже утомилась мелькать на презентациях и премьерах ради пары-тройки
статей в месяц (в журнале "Товар-деньги-товар"). И мечтает
сосредоточиться на чистой литературе.
Стена крепка,
но танки наши крепче
Пороха она не
выдумает, но огонёк в очаге поддержит и раздует в пламя. В 1980-м
вместе с коллегой по облкинопрокату Галиной Макаровой влилась в совет
киноклуба "Сталкер" (в ДК 1 Мая), и первое, что Татьяне
поручили, - выступить перед фильмом шведа Бьёркмана "Белая стена"
(о женщине на грани нервного срыва). Боялась страшно, а в момент выхода
на сцену спряталась в туалете. Уже после третьего звонка еле уговорили
её выйти "толкнуть" речь. Получилось!
После дебюта
она освоилась - и вперёд, как танк. Если чего решит, выбьет обязательно.
Её таран прошибал порой стену чиновничьих запретов.
За три месяца
до введения военной диктатуры в Польше (1981) "Сталкер"
впервые в Кирове показал "Зеркало" (с обсуждением). Вскоре
мне, члену совета, звонит председатель Бушмелева: приезжай в кинопрокат,
Валерина Миронова (инструктор горкома) распорядилась устроить просмотр
"Зеркала" для горкомовцев: хотят решить, закрывать ли киноклуб
за демонстрацию "антисоветского, шизоидного фильма Тарковского".
|
Галина Макарова (слева) и Татьяна Бушмелева
на рубеже 1990-х
|
И хотя до просмотра
киновед Юрий Корзоватых и Бушмелева провели аппаратчикам ликбез, глава
горкома Юрий Деревской после сеанса сказал: "Подобной гадости
я ещё не видел". А Миронова прочитала нам нотацию: мол, создали
нездоровый ажиотаж, у вас на обсуждении "шизофреники, которые
у нас состоят на учёте, говорили бог знает что - про культ личности!!!"
А на будущее: "Пусть высказываются только члены совета! И не
пускать на обсуждения посторонних людей!" Бушмелева: "Что
же, милиционера к дверям ставить?" Миронова: "Этот вопрос
надо продумать. И вообще, каждый фильм должен утверждаться в горкоме".
На том и порешили. "Сталкер" выжил…
Тогда же Татьяна
поступила во ВГИК на киноведа. В Москве на летних и зимних сессиях
насмотрелась лежавших "на полке" фильмов (Параджанов, Сокуров,
Форман) и нашумевших спектаклей Марка Захарова и эмигранта Юрия Любимова.
Её любимый преподаватель Паола Волкова помогла в 92-м устроить в "Сталкере"
(в ДК "Родина") ретроспективу Тарковского, привезя с собой
сестру режиссёра Марину, директора его фильмов Тамару Огородникову
и актёра Юрия Назарова. Триумфом Бушмелевой и её коллег стал приезд
Александра Сокурова с ретроспективой фильмов (1991). Провожая режиссёра
в обратную дорогу, Татьяна умудрилась сунуть ему в сумку дефицит -
тушёнку и сгущёнку: пускай здоровье поправляет…
|
Александр Сокуров и совет киноклуба "Сталкер"
(Марина Дохматская, Татьяна Бушмелева, Галина Макарова, Михаил
Коковихин). Ноябрь 1991. Фото С. Бушмелева
|
|
Обложка ТДТ. Сотрудники редакции (слева направо
сверху вниз): Т. Бушмелева, С. Ухов, В. Литусов, О.Чарушин,
Е. Михалёв, С. Сюткина, Н. Голиков, А.Попов, В. Комков, М. Коковихин,
С. Фай, Р. Козвонин. Январь 1995
|
Я назову тебя
Матою, только ты чаще строчи
Введение рынка
киноклуб подкосило: многие накупили видеотехники и стали смотреть
кино дома, а бедные тратили все деньги на еду. Татьяне пришлось вернуться
в свою основную профессию - журналистику. Её серьёзный стиль (в духе
"Кирправды", где она публиковала рецензии и "Путеводитель
по экрану") повеселел на страницах еженедельника "Товар-деньги-товар"
(там трудился и автор этих строк). Татьяна обзавелась псевдонимами:
Мата Харина (намёк на знаменитую шпионку), Владилена Кагорова (причаститься
в ТДТ любили) и Серафима Скандалова (где градусы, там и последствия).
Заголовки для
первых татьяниных заметок придумывались соответствующие: "К нам
Ив Роше привёз флакон, который не распил Делон" (о магазине "Ив
Роше"), "Шарик гомеопатический вправит ролик склеротический"
(об аптеке), "Мы рождены, чтоб травку сделать былью" (о
фитотерапии), "Если насмерть не запьюсь, вылечусь и обженюсь"
(об анонимном лечении по Довженко), "Осминин: я назову тебя Стасиком,
только ты, кролик, беги" (о фирме мягкой игрушки во главе с сыном
Станислава Осминина - Олегом)…
Татьяна бралась
за любые темы, за рекламные статьи, и в конце концов ей отдали на
откуп отдел культуры. И тут она развернулась! Уже под своей фамилией.
Рецензировала всё, что движется. Помню, в начале века и её, и меня
(сотрудника другого СМИ) спектакли драмтеатра порой расстраивали настолько,
что в антракте мы запивали горечь в буфете, и со второго действия
один из нас уходил, а наутро звонил другому: чем там кончилось? Если
и на том конце провода ничего не помнили, то мы искали вменяемых очевидцев.
Жив ты или помер, главное, чтоб в номер!
|
Празднество на квартире главреда ТДТ Ухова.
Стоят: Татьяна Бушмелева, телевизионщик Василий Юмшанов, Сергей
Ухов. Сидят: Наталья Борисова, замглавред ТДТ Вадим Комков,
преподаватели истории Людмила и Евгений
Останины, художник Александр Веприков. Конец 1990-х
|
Мэри Лазарева
("Вятский наблюдатель") печатно назвала Бушмелеву "монстром
местной "культурной" журналистики". Жесть! Может,
имела в виду: мастодонт? Точнее, зубр. А для кого-то и мэтр. Года
четыре назад к ней подошла начинающая Оля Русинова: "Татьяна
Сергеевна, возьмите меня в ученицы!" И Т.С. вывела Ольгу в профи.
А та в своём издательстве "Старая Вятка" выпустила два сборника
рецензий Бушмелевой (на фильмы и спектакли). Не пропадёт Ваш скорбный
труд!
|
Елена Авинова. Портрет мамы. 1996. Картон, масло
|
Всё путём!
По признанию
Татьяны, продвигала она и свою дочь - художницу Елену
Авинову (фамилия по отцу). "И не я одна: все видели, что
она человек талантливый. Ленка часто отказывается от моей помощи:
этот вопрос, мама, я решу сама".
На вопрос о мужьях
Бушмелева горько шутит: "У меня было, как в фильме "Артистка":
"Четвёртый раз замужем, и опять удачно". Сейчас мужчины
нет, но хотелось бы - для переноски тяжестей, забивки гвоздей".
Кстати, уже двадцать лет смотрит она порнографические фильмы. Решает
- по заказу правоохранителей - как эксперт с дипломом, порно это или
эротика: запрещать к показу или разрешать? В конце 80-х в составе
экспертной комиссии, оценивавшей фильм "Однажды в Америке",
Татьяна (единственная из четверых) определила, что это не порнография,
но владельца копии подвели-таки под статью УК. Время показало, кто
был прав: сейчас "Однажды в Америке" крутят по всем каналам.
Живёт Т.С. с
90-летней матерью, не встающей после операции с постели. Ухаживать
Татьяне помогает сын Сергей, послушник Великорецкого монастыря. "Я
рада, что он пришёл к Богу. Моё жизненное кредо: смирение, сострадание,
помощь людям, честность". А политическое кредо? "Никогда!
Политиков не люблю: всё они брешут!"
Недавно она купила
компьютер за пятнадцать штук. Надеется поправить здоровье, закончить
ремонт и набрать на компе книгу мемуаров "Вятка моего вчера,
Вятка моего сегодня". Есть желание и продолжить серию иронических
рассказов, публиковавшихся в газете "Выбор" (1993) под псевдонимом
"Сталина Сокол". Один из них ("Органон") начинался
так:
|
Татьяна и сын Сергей. Фрагмент "Панорамы
Николаевской улицы" Елены Авиновой. 2006-2008
|
"Органон
у меня отнюдь не железный. К вечеру так уханькаешься, что чуть не
на четвереньках домой ползёшь. Особенно если выпьешь с устатку. Придёшь
- сна ни в одном глазу, всё пережёвываешь, перемалываешь: я - ей,
она - мне, а он - козёл, а та - балда, а эти - идиоты, везде достанут,
даже дома от них покою нет. Хлоп - колесо: всё забыл, лежу балдю,
кайф ловлю. Тазепам - это вещь: через десять минут сандали отбрасываешь
и даёшь храповецкого".
Бывали дни весёлые,
и будет всё путём!
Михаил Коковихин
Бушмелева
Татьяна Сергеевна
род. 14.10.1945 в Кирове. Мать - врач (ныне заслуженный России), дочь
бывшего городского головы Малмыжа Василия Батуева. Отец погиб в 1945.
Окончила истфилфак Кировского госпединститута (1964) и сценарно-киноведческий
факультет ВГИК (заочно, 1986). Работала в многотиражках заводов Шинного
и Лепсе, редактором по худфильмам в облкинопрокате (1979-88), кинометодистом
ДК "Родина" (1988-90), редактором 5-го канала КГТРК "Вятка"
(1993-94). С 1994 обозреватель ТДТ. Председатель совета киноклуба "Сталкер"
(1980-95). Православная. Беспартийная. Сын Сергей 1966 года рождения,
внук Еремей. Дочь Елена Авинова - гл. художник Театра на Спасской. Кошка
Даша. Автор книг "Между строк" (ТДТ, 2004), "Друзья мои
- фильмы" и "Выход на поклон" ("Старая Вятка",
2005-06). Пристрастия: Бродский, Цветаева, Венедикт Ерофеев, Маркес,
Пикассо, Матисс, Модильяни, Феллини, Блие, Тарковский, Урсуляк, Марк
Захаров, Юрий Любимов, Таривердиев, Артемьев, портвейн "Массандра".
Не курит.
"Вятская
особая газета" 2.10.2008, № 39
|
Татьяна Бушмелева - "За темпы и качество"
на заводе имени Лепсе. 1971
|