Забыть
не в силах ничего
Скончавшийся в 2006 году историк Валентин Сергеев оставил неизгладимый
след на Вятке
|
Валентин Сергеев, завсегдатай музеев, архивов
и библиотек - от Питера до Камчатки. Фото из журнала "Бинокль"
№ 16
|
Как преподаватель
двух вятских вузов Сергеев повлиял на умы не одного поколения студентов.
В своих статьях, телесценариях и книгах он раскрыл неизвестные страницы
вятской истории XIX-XX веков. И, что самое для меня интересное, сумел
свои взгляды на историю выразить в стихах.
Ностальгия
по настоящим
|
Валентин Сергеев в 1979 году. Источник фото:
herzenlib.ru
|
Я познакомился
с ним в 1973-м на вечерних подготовительных курсах истфилфака Кировского
пединститута. Валентин Дмитриевич читал абитуриентам лекции о революционерах-народниках.
Сначала увлечённость Сергеева этими предшественниками большевиков
казалась мне странноватой, но постепенно он смог убедить слушателей,
что многие из народников (например, Николай Чарушин, редактор первой
вятской частной газеты) - это люди чести и совести, истинные нонкоформисты,
не прогнувшиеся ни при царизме, ни при диктатуре большевиков, за что
и поплатились карьерой или самой жизнью. Невольно напрашивались ассоциации
с советскими диссидентами 60-70-х. Сергеев мастерски применял эзопов
язык, играл аллюзиями с современностью, подобно историкам и литераторам
поколения шестидесятников (Эйдельман, Рассадин, Трифонов).
Диссидентом он
не был, но диссидентскому движению сочувствовал. О его непримиримости
к сталинским репрессиям и брежневско-андроповскому преследованию инакомыслящих
я узнал при личном общении - в литкружке на квартире вятского поэта
Василия Зыкина в доме, где кафе "Театральное". На частые
посиделки к Васе заходил и молодой филолог Слава Поздеев. А Валентин
Дмитрич приносил полузапретную литературу хрущёвской "оттепели"
- то "Один день Ивана Денисовича" Солженицына в старой "Роман-газете",
то "Затоваренную бочкотару" Аксёнова в затрёпанном номере
"Юности"... Зачитывал оттуда особо смачные цитаты. Давал
на дом.
С тех пор только
с его ироничной интонацией звучит для меня аксёновское: "Старик
Мочёнкин дед Иван битый час собачился с сыном и невесткой - опять
обидела его несознательная молодежь: не протопила баньку, не принесла
кваску, как бывало прежде, когда старик Мочёнкин ещё крутил педали
инспектором по колорадскому жуку… В свое время он писал жалобы: на
школьников-хулиганов в пионерскую организацию, на сына в его монтажное
(по коровникам) управление, на невестку в журнал "Крестьянка",
- но жалобам ходу не дала бюрократия, которая на подкупе у семьи".
У меня ещё
есть адреса
|
Обложка книги 2001 года
|
Сергеев и сам
не смог смириться с кировской "бюрократией, которая на подкупе"
и в самый пик брежневского застолья (1980) отправился в добровольную
ссылку на Камчатку - жить на воле и преподавать то, что хочет. Но
в разгар ельцинской эпохи "бури и натиска" вернулся на Вятку
(1995). Я подарил ему свой свежий сборник стихов "Детский мат",
а он мне - написанный от руки на библиокарточке стих "Михаилу
Коковихину":
"Не зря
источник Ипокренов / С твоею музою знаком. / Сознательный рабочий
Хренов / Бутылит с коло-колобком. / К ним вышел ёжик из тумана. /
Всё натурально, без обмана, / Правдиво, ясно и легко. / Спасибо, дорогой
Коко! / От розни рож, от лжизни-шизни, / От фарса фраз, от тлена тлей
/ Душе становится теплей. / А ну-ка, солнце, ярче брызни: / Весь мир
необычайно рад, / Что ты загнул свой "Детский мат"".
На рубеже XXI
века талант Сергеева как сверхкомпетентного и честного специалиста
по истории Вятского края был востребован на все сто: потоком хлынули
его книги (о Халтурине, Чарушине, вятской интеллигенции) и телесценарии.
Интереснейший рассказчик, он, как мало кто на Вятке, умел удерживать
внимание зрителя в телекадре (в фильмах Марины Дохматской).
История города
Глупова
|
Иллюстрация стихотворения Сергеева "К 175-летию
Салтыкова-Щедрина" в журнале "Бинокль"
№ 13 (июнь 2001). Коллаж Дениса Бельского
|
Я сотрудничал
с ним при издании журнала "Бинокль" в начале 2000-х (№№
12, 13, 14, 16). Там впервые публиковались сатирические стихи Сергеева
о Мироныче, о "кировском народе", о городе, похожем на Глупов.
Демократические убеждения позволили историку увидеть реальность в
её истинном, мрачновато саркастическом свете, в духе Салтыкова-Щедрина.
Версию об убийстве
Кирова по заказу Сталина историк отверг как мифическую и иронически
срифмовал более реальную (убийство из ревности): "Ах, Лёня, Лёня
Николаев, / Зачем Мироныча пришил?.. / Энергии в нём было лишку, /
Коль, поспевая всё зараз, / И на жену твою, латышку, / Он положил
несытый глаз… / Но ты в сердцах вскричал: "Довольно / Терпеть
партийный произвол!" - / Пробрался с револьвером в Смольный,
/ Злодейский выстрел произвёл… / Останки в урну уложили, / Замуровали
кирпичом. / Похоже, Коба Джугашвили / Был в этом разе не при чём".
И роковое для
вятчан событие: " Рыдает лапотная Вятка, / Не в силах слёзы удержать,
/ И срочно просит для порядка / Себя переименовать". А вот аналитически
точная характеристика переименованного народа: "Он с виду вроде
бы не хватский, / Хоть многим фору даст вперёд, / Родной мне с детства,
прежде вятский, / А ныне кировский народ. / Отчасти он из простодыров:
/ Отнюдь ему не режет слух / Кирзовая кликуха Киров, / Развесистая,
как лопух. / И работящий он, и спорый, / И не сказать, чтобы бескрыл,
/ А всё как тот мужик, который / Двух генералов прокормил". Или
ещё резче в сборнике "Ямбы и дифирамбы": "Иезуитски
октябрьская замять / Отшибла вам напрочь истории память, / И вам лишь
осталось гордиться угрюмо / Кликухою мальчика из Уржума". Манкурты,
по термину Айтматова…
На века запечатлел
Сергеев портрет современного города Кирова: "С атеистической
порухой / Утратив напрочь прежний вид, / Со ржавой кировской кликухой
/ Он на семи холмах стоит. / И простоват он и преловок. / Каков ни
есть, а он таков - / Конгломератом из хрущёвок / И воровских особняков…
/ По горло хватит, чем гордиться - / Остатки скудны старины, / И именами
кровопивцев / Здесь улицы наречены".
Плюс чеканная строфа, звучащая во мне всякий раз, как прохожу у позеленевшего
Мироныча на Октябрьском проспекте: "И пугалом, каких уж мало,
/ Исполнен величавых дум, / Куратор Беломорканала / Торчит у магазина
ЦУМ".
А вокруг - "пир
во времена чумы": "Пышут зла протуберанцы. / В вихре дьявольской
игры / В инфернально-жутком танце / Торгаши, образованцы, / Депутаты
и воры… / Из накрывшихся обкомов / Заползли под триколор. / И собранье
насекомых, / Обаятельно знакомых, / Процветает до сих пор"; "Нет
места мнениям другим. / Накормят всех от пуза. / На всех углах грохочет
гимн Советского Союза… / Краснеет жирный бюрократ / На сверхдоходном
месте. / Он чем угодно ведать рад / Хоть сотню лет, хоть двести".
Сергеев не считал
себя поэтом, называя свои стихи "опусами", "экзерцициями",
"версификаторством". Но эти опусы очень точно ухватили ту
самую "особинку вятской глубинки", которую долго и упорно
нащупывают культурологи. На фоне многих местных виршеплётов фигура
стихотворца-сатирика Сергеева, по моему мнению, возвышается на порядок.
|
Последний пикет Сергеева: за нашу и вашу Вятку!
13.07.2006. Фото Елены Беляевой
|
Со щитом или
на щите
В последний раз
я встретил Сергеева 13 июля 2006-го на пикете за возвращение городу
имени Вятка (у филармонии). Среди организаторов были и его студенты
из филиала МГЭИ. Историк, болевший сердцем, вступил в яростный спор
с "простодырами", одна из которых уверяла, что названа Кирой
в честь дорогого Мироныча и ни за что не даст переименовать Киров.
"Заклюют ведь Вас, Валентин Дмитриевич!" - сказал я тогда.
А через месяц его сердце не выдержало…
Михаил Коковихин
Сергеев
Валентин Дмитриевич
род. 13.08.1940 в Кирове. Предки - хлыновские и вятские священники,
учителя, земские работники, врачи, дед-толстовец, двоюродный дед-народник.
Истфилфак Кировского госпединститута (1964). Служил в артиллерии. Завотделом
Кировского. краеведческого музея (1965-72). С 1972 преподавал в КГПИ.
В 1980-95 жил на Камчатке. До кончины (9.08.2006) преподавал в Кировском
филиале МГЭИ. Кандидат ист. наук, профессор. Похоронен на кладбище вблизи
п. Радужного. Два сына, дочь. Автор сценария т/ф "Николай Чарушин:
история в человеке" (реж. М. Дохматская, 1998), один из сценаристов
т/ф "Уроки" и "Служба" из цикла "Как устроена
Россия" (реж. М. Дохматская, 2002). Книги, изданные в Вятке: "А.В.
Якимова" (1970), "А.А. Красовский" (1977), "Павел
Хохряков" (1979), "Пропагандист с динамитом: Правда и миф
о Степане Халтурине" (1998), "Поборники просветительского
служения" (2000), "Сам я - вятский уроженец" (2000),
"Ревнители революционного нетерпения" (2000), "Николай
Аполлонович Чарушин" (2001), "Из истории вятской печати (1837-1917)"
(2002), "Разночинцы-демократы Вятки" (2003), "Вятская
интеллигенция начала ХХ века" (2006), "Платоны и Невтоны Вятской
земли" (2006), "Ямбы и дифирамбы" (2006). Рецензия В.
Булдаковой на книги В. Сергеева: "Бинокль"
№ 16 (февраль 2002).
"Вятская
особая газета" 4.04.2013, № 13
|
Последний пикет Сергеева. 13.07.2006. Фото Елены
Беляевой
|
|
Три Дмитрича. Сергеев (в центре) со своими наставниками
- музейщиком Александром Фокиным и краеведом Евгением Петряевым
(справа). 1971. Фото из журнала "Бинокль" № 16
|