|
Вряд ли когда-нибудь откроются для человека истинные законы исторического процесса. Мы можем рассуждать только о том, как тот или иной историк оценивает то, что мы привыкли называть словом «история». Строго говоря, при всем многообразии человеческих взглядов на историю можно говорить либо о божественном промысле, либо о полной бессмыслице отдельно взятой человеческой жизни и жизни человечества вообще. Как говорит Валентин Сергеев, «история не любит водить прямыми путями даже своих избранников». И от того, как определяет историк главный вопрос, зависит его концепция, оценка, отбор и логика выстраивания фактов. Любая историческая книга любопытна не только темой или изложенными фактами, но и личностью автора. Роман с историей История как тип универсального знания о прошлом (так ее рассматривали древние греки) должна быть предметом разговора для всего общества, а не только для узких специалистов, - ведь это наша общая, социальная память. Потому так остра для этой науки проблема популяризации. Надо признать, что достаточно редко встречаются авторы, владеющие пером и глубокими точными знаниями одновременно. Сразу вспоминается ряд лучших русских писаталей: Карамзин, Герцен, Гончаров, Короленко. И тут нам повезло. Наш земляк Валентин Дмитриевич Сергеев - автор книг по истории Камчатки, о вятских разночинцах-демократах, о вятской интеллигенции - не только серьезный ученый, увлеченный краевед, но и серьезный публицист. Мало того, что Сергеев свободно владеет материалом, он умело ведет читателя по линии сюжета, дарит ощущение увлекательного чтения. И это уже уровень современной научно-популярной литературы. Вообще, отличительная особенность Сергеева - уважение к читателю. Скрупулезно и точно излагая факты, подтверждая их подробными ссылками на издания, архивные документы, воспоминания, письма, автор заботится о том, чтобы не нарушить интриги сюжета, и выносит все дополнительные сведения о событиях и героях книги в примечания, которые читаются не менее интересно, чем сам текст. Человек в водовороте Негромкий пафос книги для учащихся «Страницы истории Камчатки» определяет автора как патриота и сторонника цивилизации, который ценит образованность и человечность. Поставленные Сергеевым исследовательские вопросы и задания направлены на реконструкцию, даже скорее на оживление прошлого в духе чеховско-гумилевско-тенишевских «путешествий по карте». Историк Сергеев стремится вывести учеников за рамки одного предмета, не просто расширяя кругозор, а раскрывая горизонты. Он рассказывает о подвигах землепроходцев, об удивительных природных чудесах Камчатки и вместе с тем говорит о противоречивости исторических процессов. Мне близка позиция Сергеева: он понимает, что действия одной личности не могут изменить ход истории. Но в этом необъяснимом сумасшедшем потоке ему интересен человек сам по себе; с дотошностью исследователя автор пытается понять движущие силы, заставляющие человека действовать так или иначе. Например, первопроходец Атласов («Страницы истории Камчатки») или Халтурин («Пропагандист с динамитом») - люди, способные переступить общепринятые нормы и законы. И Сергеева интересует человеческая плата за такую способность. Он подробно описывает трагическую гибель Атласова. Заставляет читателя разделить нервно-лихорадочное состояние молодого террориста Степана Халтурина. Рассказывая о том, что начинающие нигилисты читали «Преступление и наказание» Достоевского, историк Сергеев ставит проблему взаимообусловленности образования и нравственности, просвещения народа и уровня гуманности общества. О каком бы сословии ни писал Валентин Дмитриевич, он обязательно касается вопроса образования и чтения: «В доме Чарушиных книг, кроме двух-трех духовного содержания, да старого иллюстрированного журнала, совсем не имелось». Чтение не поощрялось, признавались только псалтырь да жития святых. Даже про Библию говорили: кто ее прочитает, непременно сойдет с ума («Николай Аполлонович Чарушин», с.5). Автор глубоко изучает и тип тех людей, которые не были склонны переступать нравственные законы и по этой причине оказались за бортом общественного устройства (о таких людях - книги «Поборники просветительского служения», «Сам я - вятский уроженец», «Николай Аполлонович Чарушин»).
Бог - в деталях Всякий раз, реконструируя прошлое, историк Сергеев выбирает интересные бытовые, интимные, семейные, человеческие подробности, создающие точную атмосферу времени. Например, жена народника Чарушина Анна Дмитриевна одевалась с большим вкусом и по моде, обладала светскими манерами, произвела благоприятное впечатление на графиню Толстую, личного секретаря императрицы, когда просила за мужа. И приводятся ее письма из Перми семье, из которых видно, как проста, заботлива и нежна была она с родными. Ужасны подробности казни Халтурина. Они описаны протокольно-точно, но именно это и производит сильнейшее впечатление. Иначе говоря, автор реконструирует действительность, реконструирует человеческие образы, складывает их из найденного уцелевшего «археологического материала». Бережно, с любовью к процессу, с любовью и вниманием к человеку, из этих «черепков» возникает «культурный слой» - получается картина живой жизни. Книги Сергеева дают ощущение большой плотности текста, информативности. Понимаешь, что у автора многое остается «за кадром». Заканчивая одну книгу, историк Сергеев как будто начинает другую, увлекаясь сам и увлекая читателя. Мы в данном случае имеем дело с настоящим краеведением как частью истории страны и человечества. Жаль только, что полиграфическое качество изданий, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Книги Сергеева - прекрасное чтение для школьников и студентов, для взрослого читателя, жаждущего разговора с интересным и умным собеседником. Вера БУЛДАКОВА
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |