Последний
из Помпеи
Художник Николай Жолобов воскрешает погибшую деревню Жолобёнки
|
Николай Жолобов: "Там было хорошо, а здесь
моя боль за деревню неизбывна". 3.04.2008. Фото М. К.
|
Когда я сказал
ему, что, в моём понимании, он входит в тройку лучших вятских художников
(Самсонов, Тучков, Жолобов), Николай насчёт Самсонова согласился ("гений!"),
а Тучкова назвал "самодельщиком". И сформулировал: "У
меня, в отличие от Тучкова, есть школа (русского реализма). У меня
- мышление примитивиста, но школа сдерживает. Я создаю нечто среднее
- между реализмом и примитивизмом, но ближе к примитиву".
В том-то и дело:
примитив Тучкова
бескомпромиссен, а жолобовский - с компромиссом. Николай вообще осторожен
(и даже боязлив): это пиши, а вот про это не пиши, фотку с рябиновкой
не ставь, чтоб не подумали чего. Я начинаю подозревать, что уровень
таланта определяется степенью внутренней свободы от чужого мнения,
степенью бесстрашия. И всё-таки в лучших своих картинах Жолобов если
не безоглядно свободен, то приближается к безоглядности.
Утраченное
|
Н. Жолобов. Благостное утро. 1996. Х., темпера
|
Николай Жолобов
в Кирове отчаянно ностальгирует по утраченной гармонии своего детства
в деревне Жолобёнки, как Марк Шагал в Париже - по родному Витебску.
В детстве и коты были учёными ("Автопортрет
с котом"), и коровы - оранжевыми, и кони летали, как Пегасы.
А уж колхозная-то жизнь как бурлила на празднике сенокоса! Какой там
сталинизм, об чём это вы?
А в реальности,
как вспоминает Николай, его отец под угрозой раскулачивания отдал
трёх своих лошадей в колхоз, трое отцовых братьев сбежали в Сибирь,
но их поймали и сгноили в ГУЛАГе. В 43-м отец погиб при бомбёжке эшелона
(ехал после ранения на фронт). В войну в Жолобёнках голодали, брат
и сестра Коли умерли при рождении, брат Лёня - от перитонита, а сам
Коля выжил только за счёт коровы. Он в чём мать родила сосал вымя.
Есенин: "Кленёночек маленький матке / Зелёное вымя сосёт".
Жолобов: "Я вскормлен коровой Симой, как Ромул и Рем - волчицей".
С семи лет Коля
объезжал лошадей (всего объездил восемнадцать). "Я лошадей понимаю
лучше, чем людей. Лошадь люблю сильнее, чем женщину. Лошадь - добрая,
трудолюбивая, от неё хорошо пахнет. С удовольствием лежал бы с ней
в постели (гипербола!)".
Голодуха длилась
до 50-х, а после смерти Сталина мама сказала детям: всё, кормить вас
больше не могу. И Николай уехал в Халтуринское физпедучилище. Года
два висел на "шведской стенке", выпрямлял позвоночник, стал
перворазрядником по лыжным гонкам. Потом - на спортфаке Кировского
педа - достиг первого разряда по гимнастике, но в сальто сорвался
с перекладины, разбился, и на этом спортивная карьера кончилась. Резко
ушёл в живопись. Это наследственное: мать и отец раскрашивали дом
к Первомаю, мама расписывала прялки.
|
Н. Жолобов. Праздник
сенокоса. 1986. Орг., м. |
Из общего
котла
|
Н. Жолобов. Птица осени. 1998. Х., темп.
|
Сначала писал
доярок и трактористов. В 1966-м Валерина Миронова - "красивая
женщина!" - послала Жолобова по путёвке обкома комсомола в колхоз
"Рассвет" (слободское село Карино) для создания картины
на зональную выставку. Командировочные - 120 рублей. Николай жил на
полевом стане, питался из общего котла, орудовал вилами. Колхозники
сказали: "Наш!"
А бригадир Шайхула
приказал: раз ты - художник, то пиши! И Жолобов написал "Ночь
на полевом стане" (картина куплена за 800 рублей Худфондом России).
И с девушками вроде не гулял, но однажды ночевал в стогу с Нуриёй,
секретарём комсомольской ячейки. Уверяет, что просто обнимал, говорил
"люблю". А утром её отец Аухат сказал: у нас это не принято,
тебе лучше уехать...
Нурию Аухатовну
Жолобов встретил через 25 лет. Про то, как сложилось у них дальше
и как она, врач, спасла его от.., Николай просил не писать. Ладно,
не буду.
|
Н. Жолобов. Осень. 1997-2002. Х., м.
|
За колхозную
тему Жолобов и принят в Союз художников (1980). Перед перестройкой
пришлось клепать - по заказу правления местного СХ - портреты членов
Политбюро. И восемь Лениных (по 1800 рублей - хорошие деньги). Но
главная его "колхозная" картина - "Праздник сенокоса"
(1986) - далека от соцреализма: там на домах, наряду с портретом Сталина,
красуется и портрет коровы, то есть налицо фантастический элемент,
да и сама манера письма слишком экспрессивна и декоративна для официального
советского стиля. Мессидж тоже ревизионистский: спасибо товарищу Сталину
и корове Симе за наше счастливое детство!
По словам Жолобова,
цвету он научился у Артамона (Леонида Артамощенко) в 66-67-м, а потом
сбил его на декоративный путь Александр
Самсонов, вернувшийся в 80-х из Питера. "Если бы не Самсонов,
я бы мог стать заслуженным художником России, как Поликарпов. Но не
хочу рыпаться ни в заслуженные, ни в "народные". Левитан
не был заслуженным художником Российской империи".
Жалею, зову,
плачу
Когда город достаёт
Николая, он уезжает в родные места - в деревню Климины. В полутора
километрах Жолобёнки - семь пустых домов. В Климиных из восьми домов
заселены два. Там у Жолобова дача. Встаёт в шесть утра, идёт в окрестности
на этюды, пишет по семь часов в день. Местные не зовут его по имени,
кличут "Художник": уважают, что не бездельник.
|
Н. Жолобов. Утро в деревне. 2005. Орг., м.
|
- У меня боль
в душе оттого, что такие прекрасные селения заброшены, люди ушли или
погибли от тоски, от пьянки, от старости. Я ненавижу Советскую власть
- и ту, и эту. Она загубила веками сложившийся деревенский уклад.
Всех разогнали, а сейчас приезжие - как дачники. Я тоже дачник. Боюсь
писать правду: она слишком черна. Если писать Родину, то придётся
повторять "Последний день Помпеи" Брюллова. Поэтому пишу
сны, полёты, праздники, воображаемое - воскрешаю потерянную деревню.
Я не авангард, я ретро. Я человек прошлого. Будущего не знаю. Настоящее
не люблю. Мне жилось лучше, когда я за деньги писал Политбюро. А сейчас
на панель, что ли, идти продаваться, как проститутка? Наплевать, что
мне грозит бедность. Я люблю Родину и обездоленный народ, поэтому
пишу для них. Я ошибся, что стал писать декоративно: в декоративности
можно потерять смысл. Поэтому сейчас возвращаюсь к классическому реализму,
но на более высоком витке - в духе Шишкина, Левитана, Коровина...
Этот монолог
Жолобова я записал в его мастерской на Набережной Грина. Рядом трудилась
его жена-художница Нелли Зубарева. "Спасительница моя! Спасает
меня из всех передряг, как в детстве корова Сима. У нас с Нелли хороший
тандем", - сказал Николай и прочёл вслух Рубцова: "Пока
ещё не ведома беда, / И так спокойно двигаются тени, / И тихо так,
как будто никогда / Уже не будет в жизни потрясений..."
|
Н. Жолобов. Сон. 1996. Х., м.
|
Михаил Коковихин
Жолобов
Николай Александрович
род. 7.12.1938 в д. Жолобёнки (по документам - Жолобяне) Оричевского
р-на Кировской обл. в зажиточной крестьянской семье. Физпедуч-ще в Халтурине
(1958). Спортфак Кировского госпедин-та (1961). Рядовой ракетных войск
в Казахстане (1962-65). Худ. отделение Кировского уч-ща искусств (1970).
Учился год у Артамощенко (1966-67). Работал тренером ДЮСШ, художником-оформителем
нововятского ДК "Труд". С 1978 преподаёт в Кировском худ.
уч-ще. З/плата - 1500. Пенсия - 3600. Аренда мастерской - 2000. Член
СХ (1980). Атеист. Картины - в КХМ, в частных коллекциях Германии, Франции,
США. С первой женой Розой (учительницей истории) жил 18 лет. Со второй
женой Нелли - с 1980. Дочь от первого брака Элли Роженцова (в бизнесе).
Внучка Олли. Пристрастия: Бунин, Тургенев, Толстой, Чехов, Гоголь, Чайковский,
Мусоргский, Левитан, Туржанский, рябина на коньяке. Периодически бросает
курить ("курение - худшее из зол").
"Вятская
особая газета" 10.04.2008, № 14
|
Глава вятских художников Сергей Горбачёв поздравляет
Николая с 70-летием на открытии выставки Жолобова и Нелли Зубаревой
(слева). 23.12.2008. См. "Лета
к суровой водке клонят"
|