На вопросы о
личной жизни помудревший Фёдор теперь отвечает: "No comment".
Зато охотно говорит о м-м-м...
Какие видения
при этом возникают, узнаём на выставке Ширяева "Золотой поросёнок",
открывшейся в выставочном зале на Воровского, 52. В фантастических
героинях с котом или горностаем (на картинах 90-х годов) угадывается
облик Ольховой. Типа муза. В картинках же 2005-06-го уже никаких муз,
сплошные поросята, птички, грибочки, цветочки... Деольховизация
ширяевского искусства равна дегуманизации?
Нет, наоборот.
Краски стали ярче, до поросячьего визга, контуры - чётче, колорит
- гармоничнее, до райской идиллии. А вместо порой жутковатой женщины-вамп
- идеально положительный герой (типа Христа) в облике мультяшного
домашнего животного. Голубой кот Мурмур весело шагает по золотому
фону. Голубой поросёнок обрёл точку опоры на изумрудном коврике под
солнцем и розовым небом. И снится им не рокот космодрома - орнаменты,
узоры, руны, глюки, зелёная-зелёная трава. И жизнь хороша, и жить
хорошо. Кайф!
Забег в ширину
|
Поросёнок
Федя ищет ручку записать телефон покупателя Михеева. Февраль 2007.
Фото М. К. |
Вместо Ольховой
теперь раскручивает Ширяева фирма "Арт-Арсенал" (галереи
на Карла Маркса, 56, и в ТД "Европейский"). Её представитель
Натали Пышко в предбаннике на презентации сказала: "Это психоделическая
живопись, психоделика". Куривший рядом Фёдор уточнил: "Расширение
сознания".
И потом говорил
примерно так: "Коньяк сужает сознание, а благовония расширяют.
Ты начинаешь видеть то, чего никогда не видел. Это как сон, живой
мир в другой существующей реальности. Там я то кот, то поросёнок.
А Ольхова - Телец, она бежит и рогами бу-бух! Я уже год не пью, и
пришло спокойствие, зрелость, пришёл позитив. Вятка, оказывается,
нормальный, спокойный город, здесь хорошо работается. Бог всё-таки
есть, он заставил меня сделать выставку. Пускай люди посмотрят мои
картинки, задумаются и станут лучше, добрее".
Художник Александр
Подшивалов присел на скамеечку и глубоко задумался. Вот ведь, говорит,
Федя молодец, редкий мастер, ни на кого не похож, у него даже чёрный
цвет играет завитушками, а мы (из группы "Авантаж") этого
не умеем, не можем оторваться от реальности, от школы - умище-то куда
деть?
Презентация проходила
в федином непафосном духе: музычка, воскурение благовоний, чайная
церемония. Заглянул и давний ширяеволюб Александр Михеев, коммерсант
по стройдеталям типа тротуарных кирпичиков. Признался, что картина
Ширяева с двумя котами и рыбкой уже несколько лет стимулирует его
в минуты бессилия. Тут же сделал Феде предложение: назови цену, куплю
всю экспозицию. Продать всё Фёдор отказался, но по частям - обещал
подумать.
Это я - Федичка!
|
Объект Ширяева "Знатные горожане"
|
Золотой поросёнок
- смысловой центр экспозиции. И картина в золотой раме, и инсталляция
на пяти вазонах. Не для денег родившийся (как Маяковский в одноимённом
немом фильме), он розовопушист, а потом нажрался, насвинячил, садомазохистом
стал, предателем и фашистом. Блицкриг делать поехал - на мотоцикле
втроём (объект "Свиньи!"), на танке с крестом
(объект "Оккупант"). А в мирное время поросёнок - порядочный
свинтус с рылом из пробки от кока-колы (объект "Coca-Cola")
или гламурный персонаж, накопитель монеток (объект "Знатные горожане").
Сам Ширяев -
по сути, розовый и пушистый, но законы промоушна заставили его надеть
на презентацию модный блайзер и менять маски - то поросячью, то невообразимый
женский парик, закрывавший лицо. Если раньше он определял свой стиль
как "эволюцию от сюра с готикой к медитативному символизму-идиотизму",
то сейчас, вишь ты, "расширение сознания". Маркетинг требует
жертв!
"Жил-был
поросёнок. Звали его Гитлер. И были у него: четыре ножки, хвостик,
ушки и розовый, словно детское мыло, пятачок. Жил не тужил. И однажды
узнал, что хозяин решил его погубить. Опечалился поросёнок, пошёл
на кухню, выпил хозяйский самогон и запел:
- Закрой глаза
и открой свой рот, чтобы не видеть, как льётся поток, алкоголя глоток.
Хозяйка услышала
и завизжала:
- О, Mein Gott!
Свинья напился!
Прибежал хозяин,
увидел пустую бутылку и в ярости кинулся душить животное навозными
руками. Поросёнок благородно хрюкнул и лягнул убийцу копытцами… Но
тот выхватил из-за голенища топор и несколько раз поразил им смелого
Гитлера в сонную артерию…
- Hitler kaput!
- прожурчала урина".
Так гласит один
из фединых текстов конца 90-х. Гитлер капут, но Федичка возродился
- к жизни новой. Гул затих, он вышел на подмостки. Лепота, нирвана,
парадиз. Ловит он в далёком отголоске мани-мани, крики "браво!",
"бис!"…
Михаил Коковихин
|
Сборник текстов. 1996 |
Ширяев
Фёдор Николаевич
род. 28.06.1964 в Кирове. Окончил техучилище по специальности "художник-оформитель-витражист"
(1984) и Академию Современного Искусства фонда Сороса. Автор сб. текстов
"Золотой поросёнок" (Вятка, 1996) и "Кровавая Мэри"
(Вятка, 1999). Член Профессионального Союза Художников России (местный
глава - Анатолий Шабуров). Персональные выставки - в вятской М-Галерее
(1993), в Московской высшей школе экономики (2000), в вятской галерее
"Арт-Арсенал" (2006). Участник выставок галереи "Интер"
и Музея Кошки (Москва). Работы - в частных коллекциях Европы и США,
экспонировались в Лондоне, Амстердаме, Нюрнберге, Боготе. Пристрастия:
женщины, кошки, Мариенгоф, Уорхол, Ницше, Том Вэйтс, Эйнштейн, Эйзенштейн,
никотин. Интервью: "Бинокль"
№ 17.
"Вятская особая газета" 15.02.2007, № 6