Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Ф.Ширяев. Игрушки из спектакля «Песнь о Нибелунгах» Московского театра Свиней: Зигфрид, Хаген, Аттила, Гюнтер. Мягкая игрушка, ткань, кожа, металл, акрил. 2002
Ф.Ширяев. Игрушки из спектакля «Песнь о Нибелунгах» Московского театра Свиней: Зигфрид, Хаген, Аттила, Гюнтер. Мягкая игрушка, ткань, кожа, металл, акрил. 2002
Федор ШИРЯЕВ: Ацтекская свастика на пальце свободы
Интервью с вятским художником, живущим в Москве
Ф.Ширяев с амулетом из Мексики. 2002
Ф.Ширяев с амулетом из Мексики. 2002

- Что Вас потянуло в Москву?

- Потянуло к новой жизни. Я вдруг понял, что Киров - мелкая лужа. А Москва - это большая лужа. Там интересно.

- Как Вы там пристроились?

- У Ленки - мастерская, Ленка учит детей, что-то там шьют. Она и я закончили курсы Центра современного искусства ИОО - института «Открытое общество» - выставки там, лекции и вообще. Философию преподавал профессор Аронсон, крутой русский искусствовед, звезда философии и психологии, умный дядька. А еще профессор Коленчук, он делал разные штуки в фильме «Кин-дза-дза» - гравицапа, инопланетные деньги, колокольчики. Мы получили кучу информации о культуре. Платить ничего не надо было.

- Изменился ли после этого Ваш подход к искусству?

- Конечно. Вот же оно на мне, это серебряное мексиканское кольцо с левосторонней свастикой. Считается, что этот знак - прямая дорога в рай. Ленка подарила. Нет, это не фашистская правосторонняя свастика. Фашизм мне чужд. Мексика - это ацтеки. Очень стильный знак. Агрессивный. В нем есть энергия: надеваешь на безымянный палец левой руки (палец свободы) - и начинаешь действовать всяко-разно. Короче, амулет. А палец свободы - потому что на этой руке не носят обручальное кольцо.

- Как за эти три года продвинулась Ваша рыночная успеваемость в Москве?

- Я считаю, очень успешно. Тарелки, графика, керамика. Живопись я как-то не пробовал продавать - пока думаю над этим. Картины-то хорошие у меня есть, просто времени нет. Цены не очень знаю - этим занимается Ленка. Вещи мои разбросаны по салонам, и в каждом своя расценка. Цены на них всё растут и растут, и продаётся всё больше и чаще. Иностранцы берут. Какая-то известная актриса купила мою картинку. А, вспомнил: Чурикова.

Ф.Ширяев. Полет подьячего Крякутного на шаре, заполненном горячим дымом. Рязань, 17 век. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Полет подьячего Крякутного на шаре, заполненном горячим дымом. Рязань, 17 век. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Братья Жозеф и Этьен Монгольфье показывают королевской чете Франции свой воздушный шар. Франция, 1800 год. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Братья Жозеф и Этьен Монгольфье показывают королевской чете Франции свой воздушный шар. Франция, 1800 год. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Русский изобретатель Александр Можайский готовит свой аэроплан к полету. 
1883 год. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Русский изобретатель Александр Можайский готовит свой аэроплан к полету. 1883 год. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Советский летчик Григорий Бахчиванджи совершает первый полет на самолете с реактивным двигателем. 1942 год. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Советский летчик Григорий Бахчиванджи совершает первый полет на самолете с реактивным двигателем. 1942 год. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова перед стартом. Космодром Байконур, 1963 год. Б., т., п. 2000
Ф.Ширяев. Первая женщина-космонавт Валентина Терешкова перед стартом. Космодром Байконур, 1963 год. Б., т., п. 2000

- Ваши зверушки в форме СС и вермахта - это стёб?

- Да, панковские такие штучки. Я и сам давно панк. Я бы с удовольствием сбрил всё на себе. В Москве сбрил, у меня лысая башка была и бороду носил. То есть классно вообще. Но я же не прописан в Москве - задержат и штрафанут на сто рублей. Меня один раз мент остановил, но оказалось, что он служил в Вятке. «А, Вы же из Кирова!» - и отпустил. А вообще в ментовку не забирали: я же сейчас нормально выгляжу. Приходится...

- Как Вы относитесь к Гитлеру-художнику?

- В одном из московских архивов была выставка, посвященная всему этому: череп Гитлера, его акварели, документы, пистолеты. Акварели - слабые. Гитлер как акварелист - несостоявшийся художник, а как дизайнер - состоялся. Его монументальные парады, вертикальный прожекторный свет, униформа, флаг, каска... Не сам он до этого допёр, но санкционировал. Знак СС - две руны - придумал гауптштурм-фюрер Вальтер Хек и получил за это две с половиной рейхсмарки. Сэкономили на искусстве!

- Сегодня в Москве какое искусство - на гребне, в моде? Не имею в виду масскульт.

- Современное. Акция, перформанс. В Москве очень много талантливых художников, приехавших из Чечни. Их и на биеннале приглашают в Венецию. Кто-то из них делал такой перформанс: стоит пирамида, потом она разбирается и остается кинжал. И тут уж думай, зачем и почему. При этом еще и листовка присутствует с концепцией.

Или вот такая штука: два художника - муж и жена - принесли пару-тройку холстов и стали писать на них аэрозольными дезодорантами и одеколонами. Запах такой, что сдохнешь. А потом остается белый холст. Процесс рисования был, но изображение тут же исчезает. Запах есть, а картинка тютю.

Или такая фигня. За голову Бен Ладена американцы обещали вознаграждение. И один чеченец сделал из какого-то хрена голову Бен Ладена один в один. Типа концепции: дайте мне деньги, вот вам голова Усамы Бен Ладена. Конечно, денег никто не даст, но акция существует. Вот это и есть современное искусство: пощупать нельзя, можно только понять мозгами.

Инсталляция уже не катит. Фотография активно используется, но ее слишком много и это уже отстой: ее можно потрогать, посмотреть. Ее можно отнести к традиционному искусству: к живописи, графике.

- Кто наиболее интересен Вам из московских художников?

- Константин Антонов, его еще Фельдмаршалом зовут. Кулик. Петлюра. Игорь Соловьев. Но, по-моему, я лучше всех.

- Какие у Вас есть проекты и мечты?

- Летом сделать в Вятке выставку. Не просто картинки повесить, а интересную. Издать книжку моих стихов и прозы под названием «Кус-кус» с фотографиями дымковских игрушек в моей обработке. Съездить в Амстердам...

- Ваши стихи - это чёрный юмор или поэзия абсурда?

- И то, и другое. И притом это образчик современной литературы. Взрослые люди (не я) читали, им было смешно, они сказали, что это современно. Серьезно. Тут и философия есть, и психология, и мистика. К чему подключился, то и получил.

Михаил КОКО
Федор Ширяев. Мародеры
Ф.Ширяев. День рождения. Свиньи в огороде. 
Фаянс, акрил. 2002
Ф.Ширяев. День рождения. Свиньи в огороде. Фаянс, акрил. 2002
ШИРЯЕВ Федор Николаевич род. 28.06.1964 в Кирове. Закончил техучилище по специальности «художник-оформитель-витражист» (1984). Автор сб. текстов «Золотой поросенок» (Вятка, 1996) и «Кровавая Мэри» (Вятка, 1999). Персональные выставки - в вятской галерее М (1993) и в Московской высшей школе экономики (1999). В 1999 переехал в Москву. Работы - в частных коллекциях Европы и США. Гражданская жена - искусствовед Елена Ольхова. Пристрастия: женщины, Мариенгоф, кошки, Уорхол, пиво, Ницше, текила, Том Вэйтс, абсент, Эйнштейн, Эйзенштейн.


Ехала тележка,
В тележке мужичок,
Порубан он будёновцами
Был с головы до ног.

Выпучены глазки,
Болтаются кишки,
Из носа сопли вылезли,
Обосраны штаны.

Лежит мертвец, кривляется,
Откушенный язык
Воронами поклёванный
На сапоге лежит.

Вот к хутору подъехала
Тележка не спеша,
Из избы баба выползла -
Супруга мужичка.

За ней красноармеец
В обоссанных кальсонах,
Он повидал чудес немало
В дамских панталонах.

Скорей они стянули
С покойника портки,
Кармашки все обшарили
И сняли сапоги,

Коня загнали в стойло,
Убитый же бандит
Был хитрой бабой скинут
С тележки в тот же миг.

Затем они схватили
За ноги мертвеца,
В лицо ему накакали,
Похабно хохоча.

- Семён, - сказала женщина, -
Возьми-ка ты топор,
Отрубим ему голову,
Воткнём её на кол.

И вот боец бывалый
Бежит скорей в сенцы,
А женщина коварно
Пихает нож в трусы.

Семён вернулся скоро,
В руках держал топор,
Не думал он однако,
Что ждёт его разбор.

Он сильно размахнулся,
Дыханье затая,
И женщина воткнула нож
В упругий зад бойца.

Кровь хлынула из раны,
И большевик упал,
А нож в руке коварной
Его всё поражал.

Но храбрый пролетарий
Не даром слесарь был,
Он дуре деревенской
Всё рыло своротил.

Пока они сражались так,
Вдруг прилетел снаряд...
Три головы парили,
Пугая поросят.


Следующая статья:
Михаил КОКО. Второе пришествие химер
(восстановление скульптур на Булычевском доме УФСБ)
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz