Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Имперский символ на здании КГБ-ФСБ. 2002
Имперский символ на здании КГБ-ФСБ. 2002
Химеры охраняют вход в готический замок ГБ. 2002
Химеры охраняют вход в готический замок ГБ. 2002
Второе пришествие химер
Новодел после амнезии
На Булычёвский дом вернулись перелётные чудища. 2002
На Булычёвский дом вернулись перелётные чудища. 2002

На здании Управления ФСБ по Кировской области - бывшем Булычёвском доме (архитектор И.Чарушин) - восстановлены сбитые в советское время химеры и двуглавые орлы (скульпторы В.Бондарев и К.Коциенко).

Построенный в 1909-11 годах особняк пароходовладельца, купца и промышленника Булычёва - развлечение в духе времени (в стиле английской готики). Тогда это воспринималось как западная экзотика - скульптурные химеры (фантастические животные с телом льва и крыльями дракона) по фасаду.

На рисунке-проекте Чарушина имперские орлы еще отсутствуют: они установлены позднее - как дань патриотизму, нахлынувшему в связи с Первой мировой (в доме разместился Дом инвалидов и сирот войны).

В 1919 году в здание вселилась ЧК. Всю скульптуру сняли, чтобы не вызывала ненужных большевикам ассоциаций и не воспринималась как символ. ЧК-ГПУ-НКВД-КГБ расположился в самом экзотическом и ярком здании города, а крылатые химеры и орлы канули в подполье, где под рёв мотора грузовика расстреливали врагов народа.

Сегодняшнее восстановление орлов и химер на здании ФСБ Кировской области (бывшего КГБ) - такой же новодел, как Храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Янтарная комната.

Мы уже забыли, зачем в XIX веке строили ХХС, чем для Российской империи в XVIII веке была Янтарная комната. Восстанавливаем их как символ преемственности истории - чтобы затянуть раны тоталитаризма, «склеить двух столетий позвонки» (Мандельштам).

Восстановленный ХХС - уже не памятник Отечественной войне 1812 года, а символ поражения коммунизма и победы церкви. Новая Янтарная комната - не символ дружбы России с Пруссией, а символ победы над фашизмом.

Историческая память переконструируется, вместо одного мифа строится другой. После десятилетий амнезии память вдруг возвращается, но уже помнится не то, что было, а что-то приснившееся.
Булычёвский дом в 1915 году Булычёвский дом в 1915 году. Надпись на фасаде: «Устроенный Вятскимъ обществомъ помощи семьямъ запасныхъ в память Великой войны 1914-1915 гг. Государя Императора Николая Александровича». Надпись на транспаранте: «Пожертвуйте на домъ инвалидовъ и сиротъ Великой войны».

Из той же песни - восстановление дореволюционного российского герба с двуглавым орлом. Теперь у нас есть имперский символ, но нет империи, есть монархистский символ, но нет монархии. Орлы-мутанты под короной со скипетром, державой и щитом, на котором - всадник с копьём, - чёрт его знает, что всё это конкретно значит...

Возвращён советский гимн - с целью затянуть раны уже не тоталитаризма, а «демократии и анархии». Смыслы опять же подзабылись, вместо старых слов появились новые, которые никто не запомнит. Помнится михалковско-регистанское: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки великая Русь... Партия Ленина - сила народная - нас к торжеству коммунизма ведёт», - и никак не запоминается михалковско-путинское: «Россия - священная наша держава...»

Важно отметить, что на Булычёвском доме восстановлены именно имперские символы (двуглавые орлы). ФСБ возвращается к символике Российской империи. Вкупе с возвратом советского гимна - это попытка вернуть имперское величие.

Но, как говаривал Гераклит, нельзя дважды вступить в одну и ту же реку. На самом-то деле возвращается не империя, не «Россия, которую мы потеряли» (Говорухин), а симуляция её, силиконовый эрзац, очередная химера.

Михаил КОКО
Рисунок И.Чарушина
Рисунок И.Чарушина
ЧАРУШИН Иван Аполлонович (1862-1945) сформировал архитектурный облик Вятки конца XIX - начала XX века. Начинал с эклектики (Серафимовская церковь) и неоклассицизма (здание банка на Спасской, начало 1900-х). Единственный в городе работал в стиле модерн (краснокирпичные здания асиметричной композиции, богато декорированные): здания завода «Крин» (1901), училища искусств (1909-10), Булычёвский дом (1909-11). После революции перешел на провинциальный конструктивизм: на улице Ленина - гостиница «Центральная», милицейский дом на углу с улицей Герцена, здание УВД. Отец детского художника и писателя Евг.Чарушина. Похоронен на Лобановском кладбище г.Кирова.


Следующая статья:
Михаил СОПОВ.
Город Киров - лучше всех?
(музыкальная атмосфера культурной столицы Поволжья)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz