Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Сообщники созиданья


В вятском Центре современного искусства (Галерее Прогресса) одновременно экспонировались выставки "Язык Изопа" и "Берег северных снов"

 

Светлана Шабалина (слева) и Валерия Осташова познакомились в Галерее Прогресса 27 сентября 2012 года. Коллаж "Вятской особой газеты"
В. Осташова. Ангел над техучастком. Дерево, масло

 

 

В едином выставочном пространстве случайно сошлись две неординарные художницы - вятская Светлана Шабалина ("Язык Изопа") и Валерия Осташова из Сыктывкара ("Берег северных снов").

Кроме Валерии, на выставке этнофутуристов Республики Коми блистали Павел Микушев и Юрий Лисовский, но их творения, настоянные на мифологии народа коми, не настолько выломились из рамок традиции, чтобы сразить зрителя наповал.

А вот Осташова сразила. Абсолютно свободная в выборе тем и образов, материалов и техники исполнения. Ведомая лишь своим внутренним компасом. Без оглядки на историю искусства, кроме разве что пещерно-наскального и иконописи.

Некоторые живописные работы сделаны на доске "под икону". Таков "Ангел над техучастком", где светлое крылатое существо, несущее человеческий зародыш, пролетает над мужиком в ушанке, отягощённым вентиляционными решётками-веригами, зубчатой пилой и козой. Отдельные детали условны и трудно читаемы: то ли бассейн, то ли отстойник; то ли лейка самогонного аппарата, то ли водосток-водослив на кресте - короче, очистка субстанции. Художница вовлекает зрителя в процесс сотворчества. Помогая распознавать в жизни низкое, суетное, и напоминая о высоком…

Её графический "Навигационный журнал" мог быть нарисован ребёнком, первобытным человеком, пришельцем или ангелом. Опять же некто летящий в системе координат, по которым ориентируется, куда лететь. К Солнцу или в чёрную дыру? В горизонталь себе подобных или, условно говоря, в вертикаль власти? Минимум изобразительных средств, но внутри - нелёгкие раздумья, горнило сомнений, решимость, знание пути. Многое зритель должен додумать и дочувствовать сам.

 


 

 

В. Осташова. Навигационный журнал. Бум., карандаш

 

С. Шабалина. Город Грэй. По "Вернисажу" А. Масленикова. 2012. Бум., смеш. тех. Фрагмент

Удачное совпадение по времени двух выставок в Галерее Прогресса позволило увидеть, как минимализм Осташовой вступает в диалог с "максимализмом" Шабалиной. Особенность изопов (изобразительной поэзии) Светланы - избыточность и прихотливость линий, произвольность фантазий, "умножение сущностей сверх необходимости". Живая стихия визуального.

Однако на пиршестве образов есть опасность скатиться в "пир духа". С поля сюрреализма Светлана порой соскальзывает в арт-брют. Французским термином Art Brut специалисты обозначают необработанное искусство художников, оказавшихся в пограничной ситуации (в психушке, в заключении, в предельном одиночестве) и не признающих привычных арт-шаблонов. Близок к арт-брюту был, например, Уильям Блейк (у него, поэта-классика, ещё и совершенно фантастическая цветная графика, в том числе иллюстрации к Данте и Библии).

Изопы Шабалиной по стихам вятских поэтов - это прежде всего оригинальные, сдвинутые по фазе картинки, порой почти абстрактные, чаще - гротескные портреты в странноватом антураже. Вписанный в них текст читается не сразу, а с некоторым усилием. Под лупой можно рассмотреть мельчайшие детали, вырастающие вдруг до нормального размера: грустящего лирического героя, чёрного человека в шляпе и нависшего над ними крылатого ангела (по стихотворению Саши Масленикова октора!"). Или дайджест истории живописи ХХ века в трактовке автора "Сарданапала". Или карикатурных представителей интеллигенции на выставке - под Чапаем, который рулит кораблём с алыми парусами в напрасном ожидании моря ("Город Грэй" по "Вернисажу" Масленикова). Подобная телескопичность изображения присуща и старым мастерам типа Брейгеля и Босха…

Инсталляция по изопам Светланы Шабалиной: после обыска палаты № 6 самых буйных увезли в СИЗО. 16.10.2012. Фото М. К.

Инсталляция "Профессор временно не принимает", созданная по изопам Светланы куратором выставки Натой Суходоевой, представляет из себя комнату, где, судя по шприцам, бинтам и склянкам, кого-то пытались утихомирить. Следы сапог на валяющихся изопах, брызги зелёнки на белой ленте, отпечаток слова "морфий" на изопе по Наталье Панишевой… Разгром культуры свершился, страна больна, гебешный обыск палаты № 6 закончен, удальцов увезли в "воронке". В церковь, граждане, в церковь! Будем опиум курить…

Да, актуальное искусство! И у Осташовой, и у Шабалиной. Общее между ними - страсть к художественному познанию тайн бытия и нашего времени: у Валерии - полуспрятанная ("сквозь опущенныx ресниц угрюмый, тусклый огнь желанья"), у Светланы - открытая, с вызовом, через край ("буйство глаз и половодье чувств").

Светлана Шабалина фотографирует железные арт-объекты Валерии Осташовой. 27.09.2012

Неслучайно, впервые встретившись на открытии "Берега северных снов" 27 сентября, Осташова и Шабалина договорились о совместном проекте - по детским рисункам. В замысле - отследить процесс эволюции души (с детства до зрелости). Впереди год работы дуэтом. Уместно вспомнить Вознесенского: "Не понять Америку с визитом / праздным рифмоплётом назиданья, / лишь поймёт сообщник созиданья, / с кем преломят бутерброд с вязигой / вечности усталые Сизифы, / когда в руки въелся общий камень. / Amen".

 

Михаил Коковихин

 

 

"Вятская особая газета" 25.10.2012, № 45

 

 

 

Валерия Осташова. Птицы прилетели. Правая часть триптиха "Птицы". Объект из железа. Фото С. Шабалиной

 

Светлана Шабалина. Когда приходило багровое стадо... По стихотворению Светланы Сырневой. 2012. Бум., акрил

 

Арт-брют в чистом виде! Изоп Светланы Шабалиной по стихотворению Николая Голикова "Март". 2012. Бум., смеш. тех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008