Сообщники
созиданья
В вятском Центре современного искусства (Галерее
Прогресса) одновременно экспонировались выставки "Язык Изопа"
и "Берег северных снов"
|
Светлана Шабалина
(слева) и Валерия Осташова познакомились в Галерее Прогресса
27 сентября 2012 года. Коллаж "Вятской особой газеты"
|
|
В. Осташова. Ангел над техучастком. Дерево,
масло
|
В едином выставочном
пространстве случайно сошлись две неординарные художницы - вятская
Светлана Шабалина ("Язык Изопа") и Валерия Осташова из Сыктывкара
("Берег северных снов").
Кроме Валерии,
на выставке этнофутуристов Республики Коми блистали Павел Микушев
и Юрий Лисовский, но их творения, настоянные на мифологии народа коми,
не настолько выломились из рамок традиции, чтобы сразить зрителя наповал.
А вот Осташова
сразила. Абсолютно свободная в выборе тем и образов, материалов и
техники исполнения. Ведомая лишь своим внутренним компасом.
Без оглядки на историю искусства, кроме разве что пещерно-наскального
и иконописи.
Некоторые живописные
работы сделаны на доске "под икону". Таков "Ангел над
техучастком", где светлое крылатое существо, несущее человеческий
зародыш, пролетает над мужиком в ушанке, отягощённым вентиляционными
решётками-веригами, зубчатой пилой и козой. Отдельные детали условны
и трудно читаемы: то ли бассейн, то ли отстойник; то ли лейка самогонного
аппарата, то ли водосток-водослив на кресте - короче, очистка субстанции.
Художница вовлекает зрителя в процесс сотворчества. Помогая распознавать
в жизни низкое, суетное, и напоминая о высоком…
Её графический
"Навигационный журнал" мог быть нарисован ребёнком, первобытным
человеком, пришельцем или ангелом. Опять же некто летящий в системе
координат, по которым ориентируется, куда лететь. К Солнцу или в чёрную
дыру? В горизонталь себе подобных или, условно говоря, в вертикаль
власти? Минимум изобразительных средств, но внутри - нелёгкие раздумья,
горнило сомнений, решимость, знание пути. Многое зритель должен додумать
и дочувствовать сам.
|
В. Осташова. Навигационный журнал. Бум., карандаш
|
|
С. Шабалина. Город Грэй. По "Вернисажу"
А. Масленикова. 2012. Бум., смеш. тех. Фрагмент
|
Удачное совпадение
по времени двух выставок в Галерее Прогресса позволило увидеть, как
минимализм Осташовой вступает в диалог с "максимализмом"
Шабалиной. Особенность изопов (изобразительной поэзии) Светланы -
избыточность и прихотливость линий, произвольность фантазий, "умножение
сущностей сверх необходимости". Живая стихия визуального.
Однако на пиршестве
образов есть опасность скатиться в "пир духа". С поля сюрреализма
Светлана порой соскальзывает в арт-брют. Французским термином Art
Brut специалисты обозначают необработанное искусство художников, оказавшихся
в пограничной ситуации (в психушке, в заключении, в предельном одиночестве)
и не признающих привычных арт-шаблонов. Близок к арт-брюту был, например,
Уильям Блейк (у него, поэта-классика, ещё и совершенно фантастическая
цветная графика, в том числе иллюстрации к Данте и Библии).
Изопы Шабалиной
по стихам вятских поэтов - это прежде всего оригинальные, сдвинутые
по фазе картинки, порой почти абстрактные, чаще - гротескные портреты
в странноватом антураже. Вписанный в них текст читается не сразу,
а с некоторым усилием. Под лупой можно рассмотреть мельчайшие детали,
вырастающие вдруг до нормального размера: грустящего лирического героя,
чёрного человека в шляпе и нависшего над ними крылатого ангела (по
стихотворению Саши Масленикова "Доктора!").
Или дайджест истории живописи ХХ века в трактовке автора "Сарданапала".
Или карикатурных представителей интеллигенции на выставке - под Чапаем,
который рулит кораблём с алыми парусами в напрасном ожидании моря
("Город Грэй" по "Вернисажу" Масленикова). Подобная
телескопичность изображения присуща и старым мастерам типа Брейгеля
и Босха…
|
Инсталляция по изопам Светланы Шабалиной: после
обыска палаты № 6 самых буйных увезли в СИЗО. 16.10.2012. Фото
М. К.
|
Инсталляция "Профессор
временно не принимает", созданная по изопам Светланы куратором
выставки Натой Суходоевой, представляет из себя комнату, где, судя
по шприцам, бинтам и склянкам, кого-то пытались утихомирить. Следы
сапог на валяющихся изопах, брызги зелёнки на белой ленте, отпечаток
слова "морфий" на изопе по Наталье Панишевой… Разгром культуры
свершился, страна больна, гебешный обыск палаты № 6 закончен, удальцов
увезли в "воронке". В церковь, граждане, в церковь! Будем
опиум курить…
Да, актуальное
искусство! И у Осташовой, и у Шабалиной. Общее между ними - страсть
к художественному познанию тайн бытия и нашего времени: у Валерии
- полуспрятанная ("сквозь опущенныx ресниц угрюмый, тусклый огнь
желанья"), у Светланы - открытая, с вызовом, через край ("буйство
глаз и половодье чувств").
|
Светлана Шабалина фотографирует железные арт-объекты
Валерии Осташовой. 27.09.2012
|
Неслучайно, впервые
встретившись на открытии "Берега северных снов" 27 сентября,
Осташова и Шабалина договорились о совместном проекте - по детским
рисункам. В замысле - отследить процесс эволюции души (с детства до
зрелости). Впереди год работы дуэтом. Уместно вспомнить Вознесенского:
"Не понять Америку с визитом / праздным рифмоплётом назиданья,
/ лишь поймёт сообщник созиданья, / с кем преломят бутерброд с вязигой
/ вечности усталые Сизифы, / когда в руки въелся общий камень. / Amen".
Михаил Коковихин
"Вятская
особая газета" 25.10.2012, № 45
|
Валерия Осташова. Птицы прилетели. Правая часть
триптиха "Птицы". Объект из железа. Фото С. Шабалиной
|
|
Светлана Шабалина. Когда приходило багровое
стадо... По стихотворению Светланы
Сырневой. 2012. Бум., акрил
|
|
Арт-брют в чистом виде! Изоп Светланы Шабалиной
по стихотворению Николая Голикова
"Март". 2012. Бум., смеш. тех.
|