Хорошо
гулять на воле!
Художник Александр Самсонов пишет человека и всё живое - квинтэссенцию
любви
|
Александр
Самсонов дома на кухне. 1.02.2008. Фото М. К. |
Те,
кто в теме, считают Самсонова лучшим вятским художником. Многие картины его производят
впечатление нерукотворных. О ком ещё из местных можно сказать подобное? А из современных
российских? На его фоне раскрученные Шемякин и Любаров кажутся просто дизайнерами.
Александр сплавил духовную мощь икон Андрея Рублёва с формальными изысками модернистов
типа Матисса, Модильяни, Пауля Клее. С его полотен тебя ударяет заряд "человеческого,
слишком человеческого", в котором человек - квинтэссенция не праха, но любви
- вопреки всему. Короче, Самсонов - гений!
|
Галина
родила Александру двух дочерей. 1970-е. Архив А. С. |
У
Ксении Блаженной
Александр
изначально выделялся среди однокашников талантом и независимым характером. Учась
при Брежневе в Ленинградском худучище имени В.А. Серова, однажды он удостоился
(за две работы) похвалы от Василия Васильевича Соколова из Академии художеств:
"Великая честь иметь такого студента при таком училище!" А потом на
застолье с шампанским выступил с примерно таким тостом: "Всё мне здесь нравится,
но одно обстоятельство обойти молчанием не могу. Я переводился сюда [из КХУ. -
М. К.] как в училище имени Валентина Александровича Серова, а оказалось, что оно
имени Владимира Александровича Серова [соцреалиста-функционера, автора картины
"Ходоки у Ленина", дважды лауреата Сталинской премии. - М. К.], и это
мне как серпом по яйцам. На художнике Валентине Серове держится вся Россия, а
тут какой-то ещё Владимир Серов!"
|
С
Инессой Александр жил в Питере лет семь. 1980-е. Архив А. С. |
Тогда,
как вспоминает Самсонов, Василий Соколов осадил его: "Ты, пацан, прижми жопу!
Владимир Александрович - мой друг! Сядь и сиди!"
Инцидент
не помешал Александру поступить в Академию. Там, по его словам, на него "покатили
бочку" за то, что сокурсники стали писать, как он. "А я пишу обнажёнку,
последний сзади стою, никого не зову, они сами подходят и перенимают". Ушёл
Самсонов с четвёртого курса: "Зачем мне шесть лет тарабанить? Диплом мне
ни на фиг!"
А
тут уже и перестройка, расцвет арт-рынка. Самсонов стал выставляться в галерее
на Невском, 20 (библиотеке им. Блока). За границу ушло более полусотни его полотен
(сейчас жалеет, что и фотографий их не осталось). Южноафриканскому консулу приглянулась
картина, где Александр изобразил вид из своего окна на Петроградской стороне:
на месте дома Ксении Блаженной - выгул собак ("Я посмотрел, мне не понравилось,
и я написал"). Консул спросил: пятьсот баксов хватит? Самсонов: да! Двести
он пропил, триста забрала его питерская жена Инесса, с которой жил несколько лет.
"Я ей и квартиру-то сделал двухкомнатную" (написал портрет одной деятельницы
домоуправления, и та расплатилась "левым" жильём). "Инесса пожрать
умела готовить, хотя я готовлю лучше. С ней я был устроен. Но наехала на меня:
дескать, выпиваю, денег не даю. Удрал я от неё в Киров, зайцем на верхней полке,
без денег, с одной авоськой, к третьей жене Люде. Инесса потом дважды за мной
приезжала…"
|
А. Самсонов. Орфей и Эвридика.
1997. Орг., м. |
Возвеселимся,
братие!
С
96-го Самсонов завис в Кирове. Питерский арт-рынок затих, но на Вятке картины
Александра шли нарасхват. На них "запала" искусствовед Елена Кириченко
(зав выставочным залом на Либкнехта). Помню, как в 2000-м мы с фотографом Андреем
Драченковым снимали на плёнку самсоновские работы у вятского коллекционера Юрия
Хорошавина для статьи Кириченко в 4-м
номере журнала "Бинокль". Уезжая в Кировоград (2005), Елена Ивановна
увезла "Голубые лошади" и третий вариант "Орфея
и Эвридики" (красный). По словам Александра, он их ей подарил. А четвёртый,
пятый и шестой варианты уехали в другие страны (последний - "за две штуки
баксов").
В
Питере у Алисы Фрейндлих и Александра Сокурова остались их портреты кисти Самсонова
(тоже подаренные). "Друг Санька гениальный режиссёр!" Как говорит Самсонов,
сам Георгий Товстоногов, посмотрев портрет театроведа Лидии Левбарг, сказал: "Саша,
у Вас большое будущее".
|
А.
Самсонов. Похищение Европы. 1997. Х., м. |
-
Вот я сейчас наблюдаю это большое будущее! - иронизирует Александр. В его квартире
на Московской поражает полное отсутствие картин хозяина. Недавно он, по его словам,
написал три работы, продал (через сестру Ольгу) и теперь расслабляется. Мольберт
пуст, стол на кухне полон - до следующего творческого порыва (холст уже загрунтован).
Пишет он только стрезва. А пить начал в юности, когда занялся конным спортом с
тренером общества "Урожай" Зоей Тарасовой (бывшей любовницей Василия
Сталина), командированной в Киров на пару месяцев. Из конной сборной Сашу исключили
в 68-м тоже за это дело ("пошёл утром седлать лошадь, упал").
-
Кто не курит и не пьёт, розовеньким ляжет в гроб. А мы пьём, и нас никакие болезни
не берут. Надо жить, выпивать, радоваться жизни! А уныние - величайший грех. Человеку
надо возвеселиться. На северном фронтоне Исаакиевского собора написано: "Боже,
да возвеселится Царь Твоею силою!". А трезвость приводит иногда к печальному
исходу. И все болезни - только от трезвости. Не стоит уходить в постоянный запой,
но время от времени надо выпить. Деньги кончаются, трезвеешь, берёшь заказ и работаешь.
Не пивших-то художников очень мало. А алкаши-то выдавали такое! Ван Гог, Тулуз
Лотрек…
|
Студент
КХУ Александр Самсонов (слева) и преподаватель КХУ Николай Жолобов на картошке
в Санчурском р-не. Конец 1970-х. Архив А. С. |
Вне
системы - с нами и конями
|
А.
Самсонов. Рождество Христово. 1999-2002. Х., м. |
Слава
ему не нужна. На выставки он забил. Пётр Вершигоров звал в Союз художников, но
Самсонов отказался: "Там шебутень". "Мне единственное надо: чтоб
мои картины радовали людей, делали их душу свободной. Если твоя живопись не нравится
людям, займись чем-нибудь другим. Если это живопись, то хорошо. Но если это выжопись,
то печально. Ведь для людей живём-то, а не под себя, не под жопу это делается!"
Пишет
он интуитивно, не мудрствуя: по его мнению, философии выше религии нет, по сравнению
с Господом и философы типа Флоренского - богословы, а без Помазанника Божьего
нашу страну нельзя назвать Россией: "Назовите - Совдеп или Совдепия!"
По-моему,
Самсонов давно определился со взглядами, сознательно выбрал позицию вольного художника
андеграунда. И мне бы, мне бы, мне бы в небо! Он вне дурацкой системы, но - с
нами:
- Интеллигентом
может быть только тот человек, который обладает состраданием. Можно обзавестись
каким угодно образованием, но без сострадания, без любви - хоть к людям, хоть
к животным - нельзя идти по жизни. Есть только любовь!
Magister
dixit!
Михаил
Коковихин
Самсонов
Александр Валентинович род.
21.12.1949 в Кирове. Мать - терапевт. Отец преподавал историю. По словам Александра,
прадед - генерал-лейтенант от кавалерии, командующий 2-й армии, граф Александр
Васильевич Самсонов, погиб в августе 1914. Воронежское конно-спортивное уч-ще
(1968), мастер спорта. Наводчик и механик-водитель Таманской дивизии, сержант
ракетных войск (1968-70). Выгнан с 3-го курса Кировского худ. уч-ща (1979). Окончил
Ленинградское худ. уч-ще им. В.А. Серова (1982). Ушёл с 4-го курса Академии художеств
им. Репина (1983-87). Жил в Ленинграде (1979-84, 1989-96). Два года преподавал
в Кировском худ. уч-ще (1987-89). Картины - в ЮАР, США, Финляндии, Франции, Германии,
Австрии, Японии, Китая и пр. Православный. Герой фильма Ольги Самсоновой "Мой
брат Саша" (2000). Две дочери от первой жены Галины, внук и внучка от дочери
Натальи. Вторая жена Инесса (в Питере). Третья - Людмила. Гражданские жёны: Люда,
Яна, Люба. Пристрастия: Платон, Андрей Рублёв, Клее, Сокуров, сигареты "Прима",
настойка перца стручкового.
"Вятская
особая газета" 8.02.2008, № 5
Служенье
муз требует Голгофы
14 апреля 2011 года в выставочном зале Кировского художественного
музея открылась выставка живописи Александра Самсонова, не дожившего до 60-летия
|
Ольга
Самсонова рассказывает о брате на фоне его картины "Богородице Дево, радуйся".
14.04.2011. Фото М. К. |
|
Разговор
о приобретении картин Самсонова для музея: О. Самсонова, И. Любимова, В. Микрюков,
А. Погребной. 14.04.2011. Фото М. К. |
Лучший
художник - мёртвый художник. Стоило Самсонову умереть (два года назад в марте),
как пошли его персональные выставки: первая - в Вятском социально-экономическом
институте (декабрь 2009-го), вторая, обширнее - в музейном выставочном зале на
Либкнехта (апрель 2011-го). На открытие второй подтянулись очень важные персоны,
которых при жизни мастера не очень-то рядом и наблюдалось: глава местного Союза
художников Сергей Горбачёв, директор художественного музея Ирина Любимова, глава
департамента культуры Владимир Микрюков. Типа, оценили по достоинству.
|
А.
Самсонов. Гитарист. 1988. Х., м. |
Посмертные
выставки Александра пробивает его сестра Ольга Самсонова, известный тележурналист,
автор фильма "Мой брат Саша" (2000). Ей удалось собрать картины от вятских
коллекционеров Владимира Сизова, Юрия Хорошавина и Эдуарда Кропачева, от друзей
и родственников. Не удалось - питерские картины от второй жены Инессы (их, кстати,
пообещали купить для музея Микрюков и Любимова).
Не
приехал из Кировограда и красный вариант "Орфея и Эвридики", подаренный
Александром искусствоведу Елене Кириченко. Зато она написала вступительную статью
для альбома "Кистью блаженного. Каталог картин А.В. Самсонова к персональной
выставке художника", изданного Ольгой Самсоновой в облтипографии. На открытии
он продавался по 300 рублей.
Многочисленным
собравшимся Ольга Валентиновна поведала:
-
Саша был личностью героической. Если бы была война, он, не задумываясь, пошёл
бы на подвиг. Таким людям очень трудно найти себя в жизни обыденной, а молодость
Саши пришлась на брежневское застойное время. В те годы героем Саши был Высоцкий.
Сашин "Гитарист" - это не только портрет друга Юры Борисова, ленинградского
поэта и барда, но и портрет эпохи, которая подавляет свободу человека, делает
из него раба.
В
эти же годы он пишет другую важную свою картину "Дорога", на которой
он в ленинградском трамвае с любимой своей кошкой Киней оказался где-то между
небом и землёй. Под ним купола вятского Трифонова монастыря. И путь его - это
путь одиночества, он это понимал уже тогда…
|
А.
Самсонов. Дорога. 1988. Х., м. |
Но
в Ленинграде Саша обретает духовного учителя, батюшку Василия Ермакова, к нему
в храм стекалась вся интеллигенция за наставлением, за поддержкой. Саша пришёл
к вере, которая очищала его, помогала жить.
Его
последние работы, посвящённые Евангелию, это лучшие его картины, и в них Сашино
слово получает окончательное разрешение. Только любовь ко всему живому имеет продолжение,
без любви человек оказывается в тупике, без любви всё заканчивается на нашей планете
Земля. Об этом говорит Сашина выставка, его слово о любви к миру теперь смогут
услышать соотечественники. Ради этого слова он пожертвовал своим благополучием,
своей жизнью. Так что Саша прожил счастливейшую жизнь, он сумел своё героическое
предназначение перед Богом выполнить. Он умер с улыбкой. И это знак…
А
учитель и друг Александра Николай Жолобов сказал, что Самсонов был одарён больше,
чем он, и на пути художника прошёл несколько периодов: от реализма к увлечению
западными модернистами (Матисс, Пикассо, Брак, Метценже), от изображения коррид,
лошадей и котов к античному эпосу ("Орфей и Эвридика"), потом к библейским
сюжетам ("Рождество Христово", "Бегство в Египет" и другие),
самая сильная его работа - "Гефсиманский сад", где Христос возносится
на небо, а апостолы все спят, эта картина предвещала его, Александра, кончину.
"Считаю его таким же святым человеком: его жизнь - святое служение искусству
и людям".
|
А.
Самсонов. Гефсиманский сад. 2002. Х., м. |
Экспозиция,
кстати, выстроена по принципу восхождения: от раннего реалистического портрета
- к поздним символическим картинам, почти что иконам. Удивительно, как Самсонов
умеет насыщать пятна одного цвета мельчайшими оттенками других цветов (а иногда
- того же цвета), достигая при этом эффекта драгоценного мерцания холста. Изображения
животных, солнца и людей сводятся в конце жизни к знакам, в которые художник вложил
собственные духовные искания и выводы. И, главное, они ясно прочитываются зрителем.
В целом - уникально!
Это
восхождение к истине, естественно, потребовало своей Голгофы. Говоря о служенье
муз, которое не терпит суеты, и об образе жизни Самсонова, приведшем к безвременной
смерти на 60-м году, художник Александр Мочалов вспомнил песню Окуджавы о Высоцком:
"Говорят, что грешил, / что не к сроку свечу затушил. / Как умел, так и жил.
/ А безгрешных не знает природа…".
Выставка
продлится до 22 мая.
Михаил
Коковихин
Сокращённый
вариант: "Вятская особая газета"
21.04.2011, № 15
|
А.
Самсонов. Орфей и Эвридика. 1998. Х., м. |