Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Стольный град Слободской - родина Андрея Рублёва?

 

Краевед Сергей Плёнкин на основе умозаключений обнаружил год основания Слободского (1181-й) и родину великого русского иконописца

 

Сергей Плёнкин указывает на лик апостола Луки во Владимире, являющийся, по его версии, автопортретом Андрея Рублёва. 3.10.2008. Фото М. К.

 

Плёнкин - из семьи раскулаченных, чья родина - вятская деревня Монастырщина Орловского уезда. Вернувшись из Ухты (места ссылки деда) на Вятку, рос в Вахрушах и Коминтерне, а потом поселился в городе Слободском. Уже тридцать лет трудится инженером-связистом. Его увлечение - исследование истории Вятского края. Сергей Александрович считает, что как "технарь" он более независим от официальной концепции истории, грешащей умолчаниями по поводу "неудобных" для власти событий. Эти лакуны краевед восполняет догадками, основанными на логике. И опирается при этом на труд первого вятского историка Александра Вештомова - "История вятчан со времени поселения их при реке Вятке до открытия в сей стране наместничества, или с 1181 по 1781 год чрез 600 лет".

Андрей Боголюбский. Рис. с реконструкции М. Герасимова по черепу князя. 1939

 

Золотовалютные закрома Родины

 

Русская колонизация Вятского края, по мнению Плёнкина, шла согласно плану Андрея Боголюбского (сына Юрия Долгорукого, основателя Москвы). Заставив признать себя великим князем всей Русской земли, Андрей сделал столицей Владимир, построил там Успенский собор, куда привёз чудотворную икону Владимирской Божьей Матери (1150-60-е годы). При Андрее была возведена и знаменитая Церковь Покрова на Нерли (недалеко от его княжеского замка Боголюбова). А потом у Боголюбского возник замысел - расширить свои владения, отторгнув от Волжско-Камской Булгарии лесной регион реки Вятки, богатый соболем, бобром, лисой и прочими пушными зверями. Пушнина тогда ценилась на вес золота, служа валютой при обмене на товары первой необходимости.

В 1174 году Андрей Боголюбский был убит - по наущению его жены (дочери булгарского хана), но посланные им отряды воинов осуществили-таки план князя. Новгородцы, приплыв на плотах по рекам Чепце и Вятке, захватили в 1181-м форпост камских булгар - Чуршино городище (ныне слободской посёлок Первомайский) и основали Никулицын городок (ныне Никульчино).

В то же время плывший с севера по Сухоне, Лузе и Летке отряд владимиро-суздальцев основал на реке Вятке городок Шестаков, а в 1181-м - ниже по течению - слободу (то бишь "селение, освобождённое от податей"), или Слободу (которая в XVI веке задокументирована как Слободск и Слободской).

Слобода, по словам Плёнкина, стала меховой факторией (пунктом торговли с местными охотниками-"инородцами") - источником богатств владимирских князей - и "основой Вятской республики со своей выборной администрацией и вечевым правлением". "Но это нигде не афишировалось. Какой здравомыслящий человек скажет, где хранится его золотой запас?!" Такие вот тайные "закрома Родины"…

И лишь в 1319 году московский князь Юрий III Даниилович в обмен на ярлык "на великое княжение Владимирское" открыл этот "золотой фонд" Золотой Орде - для уплаты дани хану Узбеку. Зато получил право сбора подати со всех русских княжеств в московскую казну. Эту политику продолжил и его брат - Иван Калита (собиратель земель вокруг Москвы в единое государство). А с 1505 года все грамоты, которые московские князья посылали наместникам, управлявшим вятской провинцией, были адресованы в Слободской. Судите сами: Хлынов или Слободской - древняя вятская столица?

 

Сергей Плёнкин в Книжной палате Герценки втирает версии библиотекарю Татьяне Машковцевой. 3.10.2008. Фото М. К.
По мнению Плёнкина, Андрей Рублёв запечатлел в Спасе удмуртские черты лица. Звенигородский чин. Рубеж XIV-XV вв.

 

Сам он вятский уроженец, богомаз Андрей Рублёв

 

Ещё вопрос: куда повезли после обретения на реке Великой (1383) икону Николая-Чудотворца? Плёнкин полагает, что именно в Слободской, а не в Хлынов. Столица всё-таки! Да и жил тогда там богомаз Андрей Рублёв - сын местной удмуртки и слободского ремесленника по прозвищу Рубель ("рубель" - инструмент для обработки кож). Кстати, Рублёвы - распространённая здесь до сих пор фамилия.

Что толкнуло краеведа на гипотезу о слободском происхождении великого иконописца? Прежде всего, сообщение историка Виктора Низова, что архивные документы подтверждают старинное предание (изложенное у Вештомова) о визите просветителя Стефана Пермского в селение Слобода - предположительно в 1396 году. Зачем приезжал Стефан? - подумал Плёнкин.

И ответил: чтобы забрать с собой в Москву художника Андрея Рублёва. Но было это не в 96-м, а в 1386-м, когда Стефан, первый епископ Пермской епархии, ехал через вятскую землю улаживать церковный конфликт в Великом Новгороде. Да и сам Стефан иконы писал: известна его "Зырянская Троица" (для крещения коми-зырян), - и не мог он не помочь начинающему таланту сделать карьеру в центре.

По версии Плёнкина, изображение апостола Луки во Владимире - автопортрет Андрея Рублёва. 1408

В рамки этой версии укладываются известные факты из жизни Андрея Рублёва: рождение около 1360 года, близость к Стефану Пермскому (отмеченная Валерием Сергеевым в книге серии "ЖЗЛ"), написание икон Звенигородского чина - в вотчине московского князя Юрия Звенигородского (владевшего и Вятской землёй), прямое влияние "Зырянской Троицы" на рублёвскую "Живоначальную Троицу" и прочее.

Много для Плёнкина значат и слышанные им по телевизору в 1970-е слова актёра Анатолия Солоницына (игравшего главную роль в фильме Тарковского "Андрей Рублёв"), что по происхождению он тоже вятский, как и Рублёв. Слышал это краевед краем уха, но замечает, что Солоницын - фамилия вятская.

Тут уже, начиная с "края уха", исследователь ступает на довольно зыбкую почву. Он уверяет, что в лике Спаса из Звенигородского чина и в ликах "Живоначальной Троицы" проглядывают финноугорские черты лица (а именно удмуртские). И это, дескать, ещё одно доказательство происхождения Рублёва из Слободы и окрестностей, где русские поселенцы женились на удмуртках.

А вот и автопортрет Андрея: на рублёвской росписи "Страшный суд" в Успенском соборе Владимира (1408). По мнению краеведа, апостол Лука (покровитель иконописцев) изображён здесь не молодым брюнетом, как положено, а блондином лет 45-и с залысинами и "узкопосаженными глазами". Не иначе, как сам Рублёв.

Хотелось бы верить, но улик маловато…

 

Родина русской романтики

 

И всё же обе версии весьма интересны. Первая - о Слободе - мне нравится больше, вторая - о Рублёве - с оговорками. При этом обе взаимосвязаны даже не логически, а поэтически - интуитивной догадкой о бурлящей жизни древнего Вятского края, где скрыта потаённая слободская страна типа Беловодья или Шамбалы. Как это романтично! Александр Грин, Гришка-рейхстаг, "Алые паруса"…

По словам Сергея Александровича, краевед Александр Рева весьма оживился, когда незадолго до смерти (2006) узнал от сестры о плёнкинских версиях, озвученных на заседании слободского клуба "Библиофил". И поддержал. "Эх, не успели поговорить!", - печалится Плёнкин.

Апостол Лука из Успенского собора города Владимира - автопортрет Андрея Рублёва - в чёрно-белом изображении. 1408

Говорят, тамошний краевед Сергей Серкин (пропагандист Гришки-рейхстага) под влиянием идей Плёнкина тоже начал удревнять историю Слободского. Темна вода в бывшей "серебряной Вятке", а земля и архивы, где под спудом лежат доказательства бытия Слободы, пока не разрыты. А не найдётся ли там, чем чёрт не шутит, берестяная расписка Андрея Рублёва о получении платы за написание чудотворной Великорецкой иконы?

 

Михаил Коковихин

 

Плёнкин Сергей Александрович род. 15.07.1951 в Ухте Коми АССР в вятской рабоче-крестьянской семье. Сержант-артиллерист на Южном Урале (1968-70). Окончил Кировское уч-ще связи № 8 (1970), Московский техникум связи (заочно, 90-е) и четыре курса Ленинградского электротехнического института связи им. Бонч-Бруевича (1984). Живёт в Слободском с 1974. Работает инженером-радистом в ОАО "Ростелеком" (Слободское отделение). Член клуба "Библиофил" с 1998. Беспартийный христианин. Жена - медсестра Ираида. Сыновья: Сергей (рабочий Слоб. макаронной фабрики) и Александр (служил в Псковской десантной военно-воздушной дивизии). Внучка Наташа. Пристрастия: Ильин, Есенин, Некрасов, Костомаров, Зимин, Гумилёв, Рыбаков, Вернадский, Вештомов, Низов, струнные оркестры, пейзажисты, сад, грибы, рыбалка, водка. Курить бросил 20 лет назад.

 

"Вятская хроника" 21.11.2008, № 45

 

 

 

 

 

 

Плёнкин углядел в рублёвской "Троице" удмуртов из Слободского. 1420-е годы

 

У Сергея Плёнкина всегда хорошее настроение. Книжная палата Герценки, 3.10.2008. Фото М. К.

 

Журналюги допустили анахронизм, склеив фото киношного Андрея Рублёва, иконописца XIV-XV веков, с фотографией колокольни Преображенской церкви, построенной на главной площади Слободского в 1823 году. Можно подумать, что Андрей ориентировался по башенным часам с курантами. "Комсомольская правда" за 18 июля 2006 года

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2017
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008