А
я еду, а я еду за дольменом,
за
дурманом и за запахом пурги
В сентябре 2010 года группа вятской интеллигенции совершила
паломничество на Чуршинское городище - средневековый курган в посёлке Первомайском
под Слободским
|
Правозащитник
Евгений Кокоулин и художник Алекс Черезов на вершине: лучше гор могут быть только
горы! 4.09.2010. Фото М. К. |
Не
до муз этим летом кромешным. То жара, то холод, то отключка вод - ни тебе театра,
ни филармонии, ни Дома Витберга. Сплошные разборки вокруг кукольного дворца. Куды
бедному интеллигенту податься? Карету мне, карету!
Вот
и сподвиглась компания, группирующаяся вокруг отдела абонемента Герценки, на регулярные
экскурсии в город Слободской - в сопровождении местных краеведов Олега Рогожникова
и Сергея Шуклина. В первый раз попали на пожар в районном краеведческом музее
(см. "Ночью нас никто не встретит"
в "Вятской особой газете"), потом - на родину знаменитого хирурга Бакулева
- в деревню Бакули, а в третий раз, 4 сентября - в склеп архиепископа Вятского
и Слободского Аполлоса (почившего в 1885-м), в Дом-музей поэта Яна Райниса и,
самое главное, на холм с "дольменами" - Чуршинское городище XII-XIV
веков (посёлок Первомайский, бывшее село Спасо-Подчуршинское, в черте города Слободского).
|
Слева
направо: правозащитник Евгений Кокоулин, драматург Юлия Ионушайте, краеведы Сергей
Шуклин и Олег Рогожников в склепе Аполлоса. Храм в честь иконы Божией Матери "В
скорбех и печалех утешение". 4.09.2010. Фото М. К. |
|
Библиотекарь
Светлана Перетягина у креста, поставленного в 1995-м в память о "священном
месте". 4.09.2010. Фото М. К. |
Есть
на Вятке-реке городок Болванский
"Мы
стоим, твои подруги, места нету нам прилечь. Ты взойди на холмик круглый, скинь
рубашку с голых плеч". Поверим Хармсу! Взбираться на эту высоченную гору,
к вершине почти отвесную, кому-то было легко ("духи горы возносят безгрешную
душу", шутили в группе), а кому-то непросто: подошвы скользили по опавшей
хвое ("грехи не пускают").
На
вершине обнаружился бетонный бункер (водохранилище глубиной метра три), дальше
- травяная площадка типа полюшка-поля, столетние кедры и большой деревянный крест
(поставлен при участии краеведа Сергея Серкина в 1995-м) с мемориальной табличкой:
"Сей крест установлен в память о священном месте, где с древнейших времён
стояли православные храмы и где постоянно молились предки вятчан".
Ну,
а обещанные "дольмены"-то где? То бишь древние каменные ритуальные сооружения
(типа Стоунхенджа). А вон в отдалении - груда валунов с полустёртыми знаками.
Но, увы, оказалось, что это всего лишь памятник "Первопроходцам Вятского
края - основателям Чуршинского городища". Установлен опять же неутомимым
Серкиным с помощью спонсоров (1995). Мемориальную плиту лет шесть назад украли,
а валуны (из Свечинского района) нынче тоже под угрозой расхищения: было их тринадцать,
стало меньше. Говорят, утащили "новые русские" для своего "сада
камней". Фейку - фейково!
|
Слева
направо: библиотекари Герценки Настя Александрова, Татьяна Машковцева и Светлана
Перетягина, драматург Юлия Ионушайте и художник Алекс Черезов на валунах Чуршинского
городища. 4.09.2010. Фото М. К. |
|
Чуршинское
(или Подчуршинское, или Чёртово) городище. Реконструкция крепости XIII-XIV веков.
Рисунок по данным раскопок археолога Леонида Макарова (из монографии Л.Д. Макарова
"Окрестности п. Первомайского в древности". Ижевск, 1995) |
По замыслу Серкина,
валуны символизируют чёртову дюжину легендарных богатырей во главе с неким Онохой,
которые давным-давно возвели это Городище со сторожевой крепостью для защиты от
врагов (так гласит народное предание, опубликованное в "Вятских губернских
ведомостях" в 1861-м). Вероятно, когда-то здесь стояли языческие каменные
изваяния - "болваны" - и именно это место, а не Никулицыно, упомянуто
в "Повести о стране Вятской" как Болванский городок (версия Сергея Плёнкина,
подхваченная Серкиным). А название Чуршинское краевед Олег Рогожников производит
от славянского корня "чур", или "щур" (пращур, культовый предок,
которого чтили и боялись), откуда и заклятие "чур меня!". В таком случае
Городище - это мистическое место, куда лучше не ходить. Или пойти и не вернуться…
|
Стоят
(слева направо): краевед Таисья Бакулева, Светлана Перетягина, Евгений Кокоулин,
Алекс Черезов, Юлия Ионушайте, Сергей Шуклин. Сидят: Олег Рогожников, Татьяна
Машковцева, Настя Александрова. 4.09.2010. Фото М. К. |
У
них длинные руки
|
Чуршинское
городище в старину. Рис. в сб. "Под сенью древней Спаса" (1999) |
Вы будете
смеяться, но Сергей Серкин в своих "Невыдуманных историях" (коллективный
сборник "Под сенью древней Спаса". Сост. С. Серкин. Слободской, 1999)
уверяет, что внутри Чуршинского городища - "подземный город другой цивилизации
под нашими ногами". Рассказывая о встрече с таинственной экстрасенской в
автобусе "Слободской - Киров", краевед согласен со всеми её утверждениями:
"Холм искусственно созданный наполовину, но не людьми, а более высокоразвитой
цивилизацией… В ближайших окрестностях НЛО совершают посадки регулярно через 24
дня". Там, оказывается, "на большой глубине находится НЛО" (точнее,
"генератор"), "центр космической связи", "подземный монастырь"
и "довольно интересная книга. Корочки её обтянуты кожей и отделаны позолотой.
Есть вкладыш с планом посадок НЛО… Но если всё же тёмные силы попытаются ею завладеть,
то эта книга будет уничтожена на месте… Светлые силы защищают её".
Там
же Серкин приводит воспоминания другой экстрасенки о большеголовых строителях
Городища и трёхпалых пришельцах с Луны (до Рождества Христова), свидетельства
очевидцев о встрече в окрестностях с НЛО-тарелкой и "гуманоидами в серебристых
скафандрах" (ростом выше двух метров, без головы, но руки - длинные), а также
сделанные на Городище ночью фотоснимки белых шариков - якобы "космической
энергии", идущей "из глубин земли"…
Вот
оно, краеведение в чистом виде: жанр фэнтэзи в духе штампов Голливуда! Правда,
в более поздней книге "Тайны земли Вятской" (Киров, 2008) Сергей Серкин
со ссылкой на данные учёных пишет, что холм возник в результате древних тектонических
процессов в зоне "разлома платформы". Но и здесь автор не удержался
- и причислил-таки Городище к "выделенным Творцом сакральным местам"
и "приёмным антеннам для улавливания космических излучений". А имя холма,
по мнению Серкина, произошло от тюркского "чур" (воин, батыр, богатырь),
и вообще до прихода славян здесь была крепость камско-волжских булгар (татар)
- Нукрат (Серебряная). Значит, "в недрах этого холма… - клады серебряных
изделий, спрятанные кем-либо". Копайте и обрящете! Пилите, Шура, пилите!
|
Вид
с вершины холма на реку Вятку. 4.09.2010. Фото М. К. |
Как
много их, друидов, мумий, троллей!
И
Олег Рогожников, и Сергей Шуклин сетовали на то, что Серкин в своих построениях
абсолютизирует татарские источники ("Джагфар тарихы") и игнорирует удмуртские.
А ведь, по словам местного краеведа Таисьи Бакулевой, сказанным гостям на вершине
холма, сначала здесь жили племена чудь и воть (предки удмуртов), а уж потом булгары
(предки татар) и после - русские. А кто жил до чуди, воти и прочей мери? Серкин
вроде упоминал доисторических друидов. Темна вода в реке Вятке…
Короче,
Антоша Чехонте! Подъезжая из Слободского к станции Киров, с меня слетела шляпа,
вернее, операционка Windows XP в домашнем компе. Oops! Я - в шоке: неужели и впрямь
у слободских инопланетян длинные руки?
Михаил
Коковихин
"Вятская
особая газета" 10.09.2010, № 35
|
Пикник
на вершине кургана. 4.09.2010. Фото Ю. Ионушайте |
|
Главная
площадь Слободского (бывшая Соборная, ныне Революции). Памятник Ленину, колокольня
(1823) утраченного Кафедрального собора и Благовещенская церковь XVIII века (ныне
краеведческий музей). 4.09.2010. Фото С. Перетягиной |