Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


А я еду, а я еду за дольменом,

за дурманом и за запахом пурги


В сентябре 2010 года группа вятской интеллигенции совершила паломничество на Чуршинское городище - средневековый курган в посёлке Первомайском под Слободским

 

Правозащитник Евгений Кокоулин и художник Алекс Черезов на вершине: лучше гор могут быть только горы! 4.09.2010. Фото М. К.

 

Не до муз этим летом кромешным. То жара, то холод, то отключка вод - ни тебе театра, ни филармонии, ни Дома Витберга. Сплошные разборки вокруг кукольного дворца. Куды бедному интеллигенту податься? Карету мне, карету!

Вот и сподвиглась компания, группирующаяся вокруг отдела абонемента Герценки, на регулярные экскурсии в город Слободской - в сопровождении местных краеведов Олега Рогожникова и Сергея Шуклина. В первый раз попали на пожар в районном краеведческом музее (см. "Ночью нас никто не встретит" в "Вятской особой газете"), потом - на родину знаменитого хирурга Бакулева - в деревню Бакули, а в третий раз, 4 сентября - в склеп архиепископа Вятского и Слободского Аполлоса (почившего в 1885-м), в Дом-музей поэта Яна Райниса и, самое главное, на холм с "дольменами" - Чуршинское городище XII-XIV веков (посёлок Первомайский, бывшее село Спасо-Подчуршинское, в черте города Слободского).

Слева направо: правозащитник Евгений Кокоулин, драматург Юлия Ионушайте, краеведы Сергей Шуклин и Олег Рогожников в склепе Аполлоса. Храм в честь иконы Божией Матери "В скорбех и печалех утешение". 4.09.2010. Фото М. К.

 

Библиотекарь Светлана Перетягина у креста, поставленного в 1995-м в память о "священном месте". 4.09.2010. Фото М. К.

 

Есть на Вятке-реке городок Болванский

 

"Мы стоим, твои подруги, места нету нам прилечь. Ты взойди на холмик круглый, скинь рубашку с голых плеч". Поверим Хармсу! Взбираться на эту высоченную гору, к вершине почти отвесную, кому-то было легко ("духи горы возносят безгрешную душу", шутили в группе), а кому-то непросто: подошвы скользили по опавшей хвое ("грехи не пускают").

На вершине обнаружился бетонный бункер (водохранилище глубиной метра три), дальше - травяная площадка типа полюшка-поля, столетние кедры и большой деревянный крест (поставлен при участии краеведа Сергея Серкина в 1995-м) с мемориальной табличкой: "Сей крест установлен в память о священном месте, где с древнейших времён стояли православные храмы и где постоянно молились предки вятчан".

Ну, а обещанные "дольмены"-то где? То бишь древние каменные ритуальные сооружения (типа Стоунхенджа). А вон в отдалении - груда валунов с полустёртыми знаками. Но, увы, оказалось, что это всего лишь памятник "Первопроходцам Вятского края - основателям Чуршинского городища". Установлен опять же неутомимым Серкиным с помощью спонсоров (1995). Мемориальную плиту лет шесть назад украли, а валуны (из Свечинского района) нынче тоже под угрозой расхищения: было их тринадцать, стало меньше. Говорят, утащили "новые русские" для своего "сада камней". Фейку - фейково!

 

Слева направо: библиотекари Герценки Настя Александрова, Татьяна Машковцева и Светлана Перетягина, драматург Юлия Ионушайте и художник Алекс Черезов на валунах Чуршинского городища. 4.09.2010. Фото М. К.

 

Чуршинское (или Подчуршинское, или Чёртово) городище. Реконструкция крепости XIII-XIV веков. Рисунок по данным раскопок археолога Леонида Макарова (из монографии Л.Д. Макарова "Окрестности п. Первомайского в древности". Ижевск, 1995)

По замыслу Серкина, валуны символизируют чёртову дюжину легендарных богатырей во главе с неким Онохой, которые давным-давно возвели это Городище со сторожевой крепостью для защиты от врагов (так гласит народное предание, опубликованное в "Вятских губернских ведомостях" в 1861-м). Вероятно, когда-то здесь стояли языческие каменные изваяния - "болваны" - и именно это место, а не Никулицыно, упомянуто в "Повести о стране Вятской" как Болванский городок (версия Сергея Плёнкина, подхваченная Серкиным). А название Чуршинское краевед Олег Рогожников производит от славянского корня "чур", или "щур" (пращур, культовый предок, которого чтили и боялись), откуда и заклятие "чур меня!". В таком случае Городище - это мистическое место, куда лучше не ходить. Или пойти и не вернуться…

Стоят (слева направо): краевед Таисья Бакулева, Светлана Перетягина, Евгений Кокоулин, Алекс Черезов, Юлия Ионушайте, Сергей Шуклин. Сидят: Олег Рогожников, Татьяна Машковцева, Настя Александрова. 4.09.2010. Фото М. К.

 

У них длинные руки

Чуршинское городище в старину. Рис. в сб. "Под сенью древней Спаса" (1999)

 

Вы будете смеяться, но Сергей Серкин в своих "Невыдуманных историях" (коллективный сборник "Под сенью древней Спаса". Сост. С. Серкин. Слободской, 1999) уверяет, что внутри Чуршинского городища - "подземный город другой цивилизации под нашими ногами". Рассказывая о встрече с таинственной экстрасенской в автобусе "Слободской - Киров", краевед согласен со всеми её утверждениями: "Холм искусственно созданный наполовину, но не людьми, а более высокоразвитой цивилизацией… В ближайших окрестностях НЛО совершают посадки регулярно через 24 дня". Там, оказывается, "на большой глубине находится НЛО" (точнее, "генератор"), "центр космической связи", "подземный монастырь" и "довольно интересная книга. Корочки её обтянуты кожей и отделаны позолотой. Есть вкладыш с планом посадок НЛО… Но если всё же тёмные силы попытаются ею завладеть, то эта книга будет уничтожена на месте… Светлые силы защищают её".

Там же Серкин приводит воспоминания другой экстрасенки о большеголовых строителях Городища и трёхпалых пришельцах с Луны (до Рождества Христова), свидетельства очевидцев о встрече в окрестностях с НЛО-тарелкой и "гуманоидами в серебристых скафандрах" (ростом выше двух метров, без головы, но руки - длинные), а также сделанные на Городище ночью фотоснимки белых шариков - якобы "космической энергии", идущей "из глубин земли"…

Вот оно, краеведение в чистом виде: жанр фэнтэзи в духе штампов Голливуда! Правда, в более поздней книге "Тайны земли Вятской" (Киров, 2008) Сергей Серкин со ссылкой на данные учёных пишет, что холм возник в результате древних тектонических процессов в зоне "разлома платформы". Но и здесь автор не удержался - и причислил-таки Городище к "выделенным Творцом сакральным местам" и "приёмным антеннам для улавливания космических излучений". А имя холма, по мнению Серкина, произошло от тюркского "чур" (воин, батыр, богатырь), и вообще до прихода славян здесь была крепость камско-волжских булгар (татар) - Нукрат (Серебряная). Значит, "в недрах этого холма… - клады серебряных изделий, спрятанные кем-либо". Копайте и обрящете! Пилите, Шура, пилите!

Вид с вершины холма на реку Вятку. 4.09.2010. Фото М. К.

 

Как много их, друидов, мумий, троллей!

 

И Олег Рогожников, и Сергей Шуклин сетовали на то, что Серкин в своих построениях абсолютизирует татарские источники ("Джагфар тарихы") и игнорирует удмуртские. А ведь, по словам местного краеведа Таисьи Бакулевой, сказанным гостям на вершине холма, сначала здесь жили племена чудь и воть (предки удмуртов), а уж потом булгары (предки татар) и после - русские. А кто жил до чуди, воти и прочей мери? Серкин вроде упоминал доисторических друидов. Темна вода в реке Вятке…

Короче, Антоша Чехонте! Подъезжая из Слободского к станции Киров, с меня слетела шляпа, вернее, операционка Windows XP в домашнем компе. Oops! Я - в шоке: неужели и впрямь у слободских инопланетян длинные руки?

 

Михаил Коковихин

 

"Вятская особая газета" 10.09.2010, № 35

 

Пикник на вершине кургана. 4.09.2010. Фото Ю. Ионушайте

 

Главная площадь Слободского (бывшая Соборная, ныне Революции). Памятник Ленину, колокольня (1823) утраченного Кафедрального собора и Благовещенская церковь XVIII века (ныне краеведческий музей). 4.09.2010. Фото С. Перетягиной

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008