Многопрофильный
сновидец
Анатолий Пестов общается с натурщицами и богами
|
Анатолий Пестов - художник в себе. 2003
|
|
На выставке "Оранжевый мостик". 2005
|
Это беспредельно
неконкретный человек. Вопрос, требующий короткого точного ответа,
высекает в Пестове горный поток отвлечённых суждений - в духе Михаила
Горбачёва пополам с Андреем Белым. Фантастичная, бурлящая, бурлескная
натура!
Он преподаёт
в нескольких учебных заведениях, ведёт платную изостудию в собственной
мастерской, проводит арт-акции, оформляет выставки, интерьеры, буклеты.
И творит, творит, творит - предельно конкретные вещи: картины, картоны,
картонки, не говоря уже о детях (от разных жён).
Протей в поисках
Минотавра
О своей биографии
он говорить не любит. Только о творчестве: "Когда начинаю писать
картину, я прошу верхних сил, чтобы они мне помогли найти новое интересное
решение, тем более что идей-то у меня очень много. Стилей в искусстве
- масса, и моё право - выбрать, в каком ключе работать, но сделать
это так, чтобы везде был мой авторский взгляд".
Так что какой
бы изостиль вы ни назвали, Пестов уже там был, создал "в духе"
и двинулся дальше - по лабиринту поиска нового и нового. Сам он -
с подачи искусствоведа Татьяны Малышевой - предпочитает говорить о
своём "лабиринтизме". Дескать, художник во дворце вправе
заходить в разные комнаты с анфиладами…
Красивые абстрактные
картины, полуабстрактные с христианской символикой, импрессионистские
пейзажи, батики с неопознанными объектами, обнажёнка, сделанная цветовыми
пятнами без линий или, наоборот, одним росчерком пера, плюс ко всему
некие каббалистические знаки, один из которых обозначает изобретённый
им "знак вечности", - всё это Пестов, переменчивый, как
Протей (в древнегреческой мифологии - морское божество с даром прорицания
и способностью менять свой вид).
|
А. Пестов. Разговор с Христом. 2006. Х., м.
|
Он блуждает в
закоулках и растекается по древу. Но его картины почему-то врезаются
в память. Он порой втирает очки, шифрует пустоты, но делает это изобретательно,
заманчиво или, по крайней мере, забавно.
Не рокот космодрома
Анатолий видит
цветные сны и записывает их в особую тетрадку ("вношу в каталог").
А потом визуализирует в своих картинах. Однажды он видел себя в гробе
Господнем, похожем на ракушку. В другой раз встречался с Христом и
говорил с ним. Христос сказал (по словам Пестова, телепатировал):
ребята, сколько можно, пора уже что-то делать, посмотрите - у меня
уже не кровь от тернового венца, а камни на голове проросли. Как густо
они усеяли голову Христа, можно видеть на картине "Разговор с
Христом" (2006). У камневолосого Христа - укоризненный взгляд
на зрителя. Камни Его - на нас и детях наших…
Самый последний
сон Анатолий описывает так: "Я должен был встретиться с Богом,
а мне сказали, что Бог умер, и встречу отменили". Жаль, что эту
невстречу с умершим художник ещё не написал.
|
А. Пестов. Встреча и расставание. 1998. ДВП,
м.
|
В другой раз
приснилось, что проскакавшая конница растоптала людей, небо разверзлось
и приняло в себя души убитых, а потом выбросило обратно ("дерьмом").
В небесном прогале виднелись два лика ("может быть, ангелы или
боги"). Вот результат - картина "Встреча и расставание"
(1998). То ли гражданская война, то ли ужасы года дефолта…
При этом мастер
уверяет, что ничего не принимает перед сном - ни мухоморы, ни травку,
ни колёса. И вообще, ни Ленин, ни Путин ему не снятся. Пестов - не
токсикоман, а мистик. Медиум!
А поутру Пестов
проснулся
Бывает, его картины
покупают. Вятчане в офис - пейзаж. Москвичи в коллекцию - авангард.
В 2006-м продал менее полусотни работ, большинство из них - политипии
(авторские печатные копии с оригинала, типа постеров, по 2-3 тысячи
рублей). Цена оригинала доходит до 50 тысяч. До сих пор жалеет, что
в перестройку продал немало своих картин, которые ушли с концами (если
и остались слайды, то ч/б). Поэтому сейчас оригиналы бережёт, используя
их как матрицу для тиражирования.
|
А. Пестов. Мне стыдно.
2006. Б., кисть, смеш. тех. ("Эрос. Мир женщины") |
Два года назад
он затеял издательский проект антологии современных вятских мастеров
живописи (с предисловиями искусствоведов плюс культуркритиков типа
меня), но дело застопорилось: раскачать мастеров - дело долгое. Сейчас
верстает собственный альбом обнажёнки "Эрос. Мир женщины".
Думает об альбоме своих реалистических работ…
А есть ещё группа
"Авантаж", в которую он входит вместе с Подшиваловым, Патрушевым,
Дёмышевым и примкнувшими к ним Игорем Носковым и Иваном Пестовым…
Нет, я чувствую,
что конкретика вокруг Толи - это скучно, ибо сам он не вписан в повествовательный
сюжет. Единственная реальная деталь, которая горячит моё воображение:
Пестов творит в мастерской, доставшейся ему после смерти заслуженного
художника Петра Вершигорова (тоже впавшего в мистику). Но чтобы описать
мои мысли по этому поводу, понадобится буйная фантазия Пестова - и
его кисть!
Михаил Коковихин
|
Знак вечности, изобретённый Пестовым, и автограф.
2000
|
Пестов
Анатолий Васильевич
род. 1.03.1952 в Кирове в рабочей семье. Кировское худучилище (1978).
Служил художником в ограниченном контингенте в Чехословакии (1972-75).
Участвовал в выставке вятских художников в Австрии (1994). Член Союза
художников с 1990. Председатель Кировского отделения СХ в начале 90-х.
Два сына-художника от художницы Любови Пестовой - Иван (24 года) и Илья
(19 лет). Сын от художницы Елены Пискарёвой - Прохор (16 лет, хочет
быть художником). Дочь от художницы Милены Пестовой - Лолита (6 лет).
В браке с Миленой 9 лет. Интервью: "Бинокль"
№ 6.
"Вятская
особая газета" 2.08.2007, № 30
|
Анатолий Пестов, художник Дмитрий Сенников (в
центре) и литератор Сергей Ухов. 1990-е
|
|
Пестов почти не виден - на фоне росписи коттеджа
богатого заказчика. Исполнение заказа - совместно с А. Подшиваловым.
Кировский пос. Коминтерн, 2005-06
|