Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


А.Пестов в худсалоне на фоне своих картин
А.Пестов в худсалоне на фоне своих картин

Анатолий Пестов: Художник вправе заходить в разные комнаты

Интервью с бывшим председателем Кировского Союза художников
Знак вечности А.Пестова с автографом. 2000
Знак вечности А.Пестова с автографом. 2000

- Как Вам пришло в голову создать знак вечности?

- В школе нас учили знаку бесконечности, который рисуется как восьмёрка. Есть знаки солнца, знаки луны и пр. А вот знака вечности не было. Мне он пришел, когда я работал над такими направлениями искусства, как лабиринтизм, и меня интересовало, где кончается пространство и время, где что. В конце концов пришла мысль, что должен быть знак вечности, и я его нарисовал.

- Никто до Вас его не создавал?

- Может быть, он и есть где-нибудь в древних рукописях Индии, Китая, Мексики. Я смотрел в наших библиотеках, но чтобы конкретно заниматься этим вопросом, я, конечно, не занимался.

- Из каких элементов Вы его создали?

- Он как бы продолжает знак бесконечности. Мне показалось, что эти знаки должны быть похожи друг на друга. Я продолжил горизонтальную восьмёрку еще на один элемент. Три элемента - можно сказать, что это Троица, а в целом - Бог.

- Вы не зарегистрировали этот знак в лицензионной палате?

- Я не знаю, нужно ли это делать. Всё-таки я художник. Конечно, если подумать, этот знак может появляться в печати, но это будет, я думаю, на совести тех, кто это сделает.

- Вы пошли по стопам Рёриха, который ввёл троичный знак-иероглиф «Мир через Культуру»?
Знак Рёриха «Мир через Культуру»
Знак Рёриха «Мир через Культуру»

- Я разбирал знак Рёриха, и он приводит к очень интересной символике. Рёрихи сами себя заключили в круг, и их родословная прекращается. Из этих трех точек получаются два треугольника - маленькая звезда Давида, как ни странно. Точно также мне интересен знак креста. Но я пытаюсь не углубляться в религиозные вещи, пытаюсь от них отходить.

- Какое практическое назначение может быть у Вашего знака вечности?

- Я его просто нарисовал, а его доказательство - это дело ученых. А может быть, по большому счету - ну, есть он или нет его. Я хотел сделать выставку с теми элементами, которые приходят в голову, - я рисую их, заполняю пространство. Но никогда не думал, что кто-то возьмет, использует - ну и слава Богу, это ваше.

- Пару лет назад появилось такое направление в искусстве, как лабиринтизм. Это направление изобрели Вы?
Возвышенное, летящее, парящее... Вятские храмы. 1994. Б., т.
Возвышенное, летящее, парящее... Вятские храмы. 1994. Б., т.
Храмы Севера. г.Лальск. 1995. Х., м.
Храмы Севера. г.Лальск. 1995. Х., м.
Взлетающий серафим, или Ангел
Взлетающий серафим, или Ангел
Блуждающий спутник
Блуждающий спутник
Измерение
Измерение
Париж
Париж

- Был момент, когда мы после училища работали в Фонде, у нас был интересный художник - Юрий Селиванов, который потом в Мухинское поступил, стал монументалистом, мастером. Мы часто говорили о том, можно ли изобрести новое искусство. И в итоге пришли к мысли, что это все-таки понятие времени. Прошло больше 10 лет, и родился вначале не лабиринтизм, а православный конструктивизм - как одно из направлений в искусстве. Время подтолкнуло его появление. Если раньше храмы строили кирпичик к кирпичику, проект к проекту - это как-то духовно всё создавалось, то сейчас, например, храм Христа Спасителя выстроен блоками, внутри стоят металлические конструкции. И я сказал первый, что это, наверное, православный конструктивизм. Написал несколько работ по этому направлению.

- А при чем тут православие? Строить блоками можно не обязательно в православии...

- Я нарисовал конструктивные элементы, которые назвал так. Как, например, абстракционизм. Я работал в этом стиле. В библиотеке худучилища я в свое время находил очень интересную книгу, в которой иконы именно конструктивно разбираются, вычерчиваются: где должен стоять один святой, где здания, где храмы...

- И Вы свои картины так же расчисляли?

- Примерно так же. Каждая линия какое-то значение имеет - справа, слева, в вертикали. Образы, символы идут уже пятном или квадратом. Примерно так я работал: очень четкий расчет. Когда пишешь абстрактные вещи под каким-то внутренним состоянием, там может быть графический или декоративный элемент, может быть цветовой элемент письма. Это зависит от того, какую задачу ставит художник, что он на следующий день думает изобразить на холсте. Может получиться мгновенно за 20-30 минут.

- Ваши абстрактные работы немногим отличаются от Ваших православно-конструктивистских, то есть они отличаются только добавлением крестиков, допустим, а так это та же абстракция...

- Не могу с этим согласиться. Несколько лет назад я с группой художников съездил в Австрию, и могу рассказать такой случай. Там обучение детей идет несколько другое: у нас чисто реалистическое обучение, то есть изображение правильных форм, которые нужно замерять, а в Австрии дается задание на впечатление, на цветоведение. Я помню, Марианна Шойсволь - художница, которая нас принимала и ведет группу детей, попросила нашего Анатолия Белика позаниматься с ними. Белик начал рассказывать, как надо правильно рисовать, а Марианна говорит: «Нет, нет, Толя, ни в коем случае! У нас немножко другое представление об искусстве. Не надо рисовать точно, для этого есть у нас фотоаппараты и художники, которые могут так же писать, но рисовать нужно легко - цвет, пятна».

Насколько мы далеки от их видения! И почему очень сложно бывает здесь, в Вятке, найти себе единомышленников, которые могут сказать: да, вот эта абстрактная работа интересна, это произведение искусства, а не просто мазня, как кое-кто говорит.

- То есть Вы пытаетесь работать в западной манере?

- Я работаю в разных направлениях. Очень люблю реалистическое направление: выезжать на этюды и точно писать купола, ветки деревьев, росу. Но когда я работаю в мастерской, мне нравится работать плоскостно. Врубель работал в разных направлениях. И таких художников много в истории искусства. Я долго думал над этим, и мне пришла идея лабиринтизма, где художник может работать в разных направлениях. Конечно, это, наверное, бывает тяжело смотреть зрителю, а особенно художнику, который работает чисто в одном направлении, и вдруг ему показывают несколько работ - одна выполнена в одном стиле, другая - в другом, третья - в третьем. И он говорит: нет, это не художник, он не нашел сам себя. Но я думаю, что это неправильно.

- Лабиринтизм - это такое лабиринтное, дискретное сознание, то есть распад линейного сознания на множество закоулков, как в лабиринте? И распад манеры художника на множество манер?

- Нет. В моем понимании в этом направлении существует киноискусство: когда актер сегодня играет юродивого, а завтра - царя и т.д. Вообще человек, когда рождается, он уже заходит в лабиринт. Когда умирает, остается душа. Душа вечна, и вот знак вечности еще и отсюда. Мы зашли в этот лабиринт, и каждый художник вправе заходить в разные комнаты. Есть и подземные, как бы сатанинские - туда художники тоже спускаются. Я спускался туда, работал там: мне нужно было понять, что это такое. Но я расписывал и храмы.

- В свой лабиринт Вы берете и сыновей?

- У меня их трое. Старший, Иван, закончил наше художественное училище, сейчас учится на третьем курсе Московского полиграфического института, занимается живописью. Средний, Илья, - в художественном лицее. Третий, Прохор, тоже рисует. А в лабиринтистских выставках принимали участие Иван и Илья.

- Отвлечемся от лабиринтов. В Вашем понимании Вятка - что это такое?

- Это серебряный город. Чистая, светлая Вятка - она мне очень нравится. В 90-х годах стала она строиться заново, стали убираться деревянные дома, центр стал застраиваться. Первые построенные дома, конечно, убогенькие, а сейчас строятся неплохие коттеджи. Архитекторы могли бы еще более интересно заглянуть вглубь истории Вятки, но когда я вижу крыши все серебряные, я говорю: у нас серебряная Вятка - не только названием, но и блеском крыш. Это, наверное, нержавейка, но всё равно.

- Почему Вы ушли с поста председателя вятского Союза художников?

- Роль председателя и роль художника очень трудно совместимы. Мне все-таки больше нравится творить. Единственное, чем интересна работа председателя, - это общение с людьми и с новым поколением.

- У Вас сейчас есть свой союз художников, то есть та молодежь, которая кучкуется вокруг Вас...

- Эти ребята - интересные художники. Кто-то из них учится в Москве и Петербурге: Паша Шахтаров, Миша Мартынов и др. Владимир Кунцов занимается компьютерной графикой - кстати, он выиграл в конкурсе на лучший фирменный знак радио «Мария». Все они собираются участвовать в молодежной выставке.

- Что Вы думаете о кончине галереи М?

- Мне бы не хотелось считать, что это кончина, потому что такие галереи должны у нас существовать. Открыть галерею - это очень сложно. Сколько там было проведено прекрасных выставок! Как долго она продержалась! Сколько там было организовано прекрасных встреч! Туда приходили не только вятские, но и московские художники. Были хорошие контакты со столичными галереями, с питерскими художниками. В очень сложное время галерея М давала возможность подняться многим. Причины их закрытия - чисто финансовые. Поддерживать искусство, и тем более искусство молодое, - это очень сложно. Многим совсем нет интереса. Зачем железной дороге (владельцу помещения галереи М) художники нужны? Наверное, кому-то нужно это место...

- Удовлетворяет ли Вас вятская культура в целом?

- В общем-то да. Если все работают чисто, честно, не грубят друг другу, это прекрасно. Мне нравится общение с нашими художниками, писателями, фотохудожниками, просто с умными людьми. Я бы не сказал, что наша культура носит местечковый характер, потому что когда мы выезжаем в другие страны, на их фоне мы не теряемся.

- За границу ездите Вы, Ярковский, Белик, Подшивалов, Волосников, Алекс Черезов - и кто еще?

- Володя Муллин, Андрей Широков... Всем художникам нужно ездить, смотреть, общаться. Но здесь большую роль играют финансы.

- Говорят, некоторые художники спьяну продают свои картины задёшево, за бутылку водки?

- Если продают, то их надо покупать. А кто выпил, кто не выпил, говорить об этом не стоит. Я думаю, здесь две болезни: кто-то пьет, а кто-то не пьет. Некоторые художники болеют здорово.

- Велик ли слой покупателей в Вятке?

- Я считаю, что да. Кому-то из художников даётся немножко больше счастья. Кому-то - меньше. Это не от нас зависит.

- Вы проводите много художественных акций типа зажжения свечей в Рождество на улице Московской или фотовыставки в доме Витберга, арт-салоне и кузнице. Зачем?

- Когда мы ставим свечи на Московской от Театральной площади до Вечного огня, где раньше стояли храмы, и когда видишь, что люди еще и выносят свечи из дома, стоят и радуются, вот это мне нравится. Это не запланированная акция, а просто праздник. Я думаю, что было бы прекрасно, если бы люди прибрали у дома мусор, посадили деревья...

- Каких художественных акций от Вас еще ждать?

- Мне скоро уже пятьдесят. Может, сделать какую-то персональную выставку с ребятами?

(Специально для «Бинокля»)

ПЕСТОВ А. Васильевич род. 1.03.1952 в Кирове. Закончил Кир. худ. уч-ще (1978). Член СХ с 1990. Председательствовал в Кир. отделении СХ в начале 90-х. Сыновья: Иван, Илья, Прохор.

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz