Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Курсом на Альбион

 

Кандидат наук Евгений Останин осмелился делать открытия в новейшей истории

 

Евгений Останин у студии звукозаписи Abbey Road, где сделан одноимённый альбом битлов 1969 года. Лондон, авг. 2006

 

Родом из коммуналки в Вересниках, он в детстве жил в хрущёвке на Хлыновке, а потом всю дорогу продвигался на Запад. Увлекшись в девятом классе битлами, стал англофилом. Навёл мосты на Альбион. Рационализм ума, помноженный на европейскую научную мысль, позволил Останину проанализировать собственный опыт участия в неформальном движении на Вятке и стать чуть ли не единственным специалистом по этой теме - и вообще по новейшей истории края.

В последнее время Евгений увлёкся судьбой вятского православного диссидента Бориса Талантова - темой не слишком удобной для официальной церкви и других госструктур. Наживает оппонентов. Радикализируется. Этот курс обещает многое. Если, конечно, не остановят…

 

Школьный учитель истории Евгений Останин в селе Полом. 1978

Как закалялся Джон

 

На заре туманной юности однокашники прозвали его Джоном ("английская" школа!). Бренча на гитаре, Джон пел самое любимое: Yesterday, all my troubles seemed so far away, - или: There's a lady who's sure all that glitters is gold and she's buying a stairway to heaven…

Когда после педа он учительствовал в белохолуницком селе Полом, к нему наезжали друзья из Кирова, в том числе будущие члены литклуба "Верлибр". Это называлось "паломничество в Полом". "Ах, эти полночные сидки, / покуда колхозники спят! / И Кафка, и Ницше, и Шнитке, / "Лолита", "Улисс" и де Сад, / брошюра Ципко, анекдоты, поллитра, / и Ленин, и Леннон, и "Шипка" без фильтра", - вспоминала потом Светлана Сырнева в поэме "Глаголев" (правда, Ципко здесь и кое-что ещё - анахронизм).

Страница самиздатского журнала "Авангард" № 1 (1986). Шарж Владимира Елсукова

А тогда, в 79-м, Джон втирал Свете, как и другим, свою "теорию свободной любви". Уехав, Светлана написала стих, заканчивавшийся так: "И где-то вдалеке остался берег Альбиона, / всё так же нерушим и так же он туманен. / И встретив у воды её летучий плащ зелёный, / не вспоминай меня, достойный англичанин". Англичанин Джон, of course, сделал из этого романс и поёт его до сих пор.

Легализованный в 86-м "Верлибр" втянул Останина в свой круг. Вместе выступали на концертах, гастролировали по районам. Там песни Евгения на стихи одноклубников пользовались большим успехом, чем их поэзия. Однажды на клубном концерте в сунском селе Джону пришла записка: "Пой, паскуда, пока не удавили! Жидомасоны села Дворища". И тот врубил беспроигрышное: "А ну, ямщик, закладывай коней…"

Как молодой коммунист он в "Верлибре" - на пару с Сырневой и Уховым - выпрямлял перегибы фрондёров (в т. ч. мои). Все знали, что у него в "Конторе Глубокого Бурения" есть знакомые из однокурсников и б. коллег. "Куратор наш!", - язвил я, а в марте 88-го сварганил эпиграмму "На статую играющего в метания Джона Останина": "Твой без костей и упёршийся рогом в расщелины пола / Пневмомолотит - и нам спуску не даст ни на грош. / Вставив рабам диаматерно, статуею дискобола / Шею, коленки и горб перед сатрапами гнёшь". Впрочем, вместо "дискобола" стояло более обидное…

Перестройка выливалась в антикоммунистическую революцию - Джон перековывался вместе со страной. Поучаствовал в первой на Вятке неформальной демонстрации. Шагал, правда, не в первых рядах, а по обочине - чтоб не получить на работе в педе по шапке. Подписывал коллективные письма за возвращение Успенского собора в руки церкви (за это его, отца двух детей, чуть не уволили с кафедры). А в марте 90-го совершил с коллегой Татьяной Афиногеновой публичный демарш - вернул свой партбилет секретарю первички. Прощай, КПСС!

 

Мы рождены Россию сделать Англией

Джон Останин и советолог Мервин Мэттьюз. Лондон, авг. 2006

 

Ещё накануне перестройки Евгений писал диссертацию, разоблачавшую "буржуазных фальсификаторов". Для этого ему пришлось - по настоянию руководства - препарировать их взгляды и цитаты, то есть заниматься фальсификацией фальсификаторов. Читая в спецхране их работы, жутко переживал крушение своих "красных" убеждений. А в 87-м старший преподаватель кафедры истории КПСС Останин в письме в английский советологический журнал Soviet Studies призвал оппонентов отказаться от наследия холодной войны и начать широкий обмен мнениями. Откликнулся известный советолог Мервин Мэттьюз, политобозреватель радио "Свобода", - и между двумя бывшими идеологическими противниками завязалась переписка.

Мэттьюз стал первым иностранцем, прибывшим в прежде закрытый город Киров по частному приглашению (февраль 91-го). Давным-давно его, работавшего в британском посольстве, безуспешно пытался вербовать КГБ, и теперь Мервин не остался без наблюдения. Между выступлениями в пединституте, обкоме КПСС и перед неформалами он подрядил Евгения на сбор местного материала для своих работ "Паспортное общество: история паспорта от Петра I до Горбачёва" и "Судьбы провинциальной элиты" (изданных в 94-м).

Потом оба по заказу Британской академии сотрудничали по теме "Приватизация жилья в России: социальные последствия". За вятскую часть проекта Останин получил 600 баксов и на эти деньги махнул в Лондон. Мэттьюз добавил ещё сто - на мелкие расходы. В "лихие 90-е" ещё не наезжали, как ныне, на якобы "шакалящих у западных посольств"…

- В Англии чувствуешь, что наши разговоры о высокой миссии России - фигня и провинциальность, - говорит Джон. - Мы много болтаем о духовности - вместо того, чтоб навести порядок в туалетах. В Англии - богатейшая духовная жизнь, толпы народа в бесплатных музеях, множество меценатов, колоссальное число театров, в книжных лавках - изобилие. Обратно летел с одной мыслью: мы рождены Россию сделать Англией…

 

Новый диссидент?

Евгений Останин инструктирует барда Бориса Сметанина перед выступлением на вечере "Без границ, без берегов, без Союзов" в Герценке. Спиной - Дмитрий Хоробрых. 27.09.2007

 

Но тут пришёл Штази, рождённый из Раши сделать Руссланд, которая ueber alles. И пути правящей верхушки и вятского историка разошлись. Останин засел за капитальный труд о диссиденте Борисе Талантове, репрессированном кировскими гебистами на рубеже 70-х. В процессе исследования Евгению предельно ясна стала роль в этом деле и госцерковников, и госписателей (типа Овидия Любовикова). Чем-то ответят их наследники? Короче, Останин рискует превратиться в "нового диссидента"…

В сентябре 2007-го в Герценке на вечере поэзии "Без границ, без берегов, без Союзов" он как ведущий предоставил слово и свою гитару другороссу Борису Сметанину, а тот возьми да и спой антипартийную песню. Сколько было шуму и оргвыводов! Директор Герценки Надежда Гурьянова занесла Останина и других верлибровцев в негласный список персон нон грата. Ни тебе вечеров, ни скандалов. Евгений же уверяет: не знал, дескать, с чем будет выступать его бывший студент…

А недавно, в ночь на Рождество, Джон сочинил гимн партии "Единая Россия" (на мотив красноармейской песни "По долинам и по взгорьям", она - же белогвардейский "Марш дроздовцев"). Текст разошёлся в Сети и был напечатан в газете "К гуманизму". Там есть такие строки: "И грузинам, и эстонцам / Спать спокойно не дадим! / Царствуй вечно, наше Солнце, / Наш державный господин! / Если "Новая газета" / Вам навеет страшный сон - / Чтоб пресечь её наветы, / В офис к ней придёт ОМОН. / Мы обгоним готтентотов, / И - на зависть всем врагам - / Ваши пенсии и льготы / Новый культ заменит Вам. / На кумира вдохновенно / Чтоб молились млад и стар, / Власти жезл несогбенный / Освятит наш патриарх".

Вспоминается Жванецкий: "И как это он не боится?". Джон: "А чего мне бояться? У нас вроде демократия и пока свобода слова. Я выражаю личное мнение". На последние выборы (Медведева в президенты) он не пошёл - впервые в жизни. Ой, чтой-то будет?

 

Михаил Коковихин

Останин поёт свой проект гимна партии "Единая Россия" в День города на концерте Центра авторской песни "Вокзал". Через несколько секунд руководитель "Вокзала" Елена Гинзбург отключит у него микрофон. 2009. Фото Тамары Рыловой. См. "Это не Иерусалим-де-Жанейро"

 

Останин Евгений Серафимович род. 5.03.1955 в Кирове в семье сварщика и преподавателя музыки. Школа № 29. Детская музшкола № 1. Истфак КГПИ (1977). Учитель в школе с. Полом Белохолуницкого р-на (1977-79). С 1979 работал в КГПИ на кафедре истории КПСС, ныне - на кафедре истории и краеведения ВятГГУ. Аспирантура МГПИ (1982-85). Член КПСС (1979-90). Член литклуба "Верлибр" с 1986 года. Доцент, канд. наук. Отличник народного просвещения. Атеист. Англофил. Дважды был в Англии (1994, 2006). Соавтор учебников: "История России. Курс лекций" (М., 2005), "Вятский край с древности до наших дней" (К., 2006). Статьи о "Верлибре" как зеркале Четвёртой Русской революции: журнал "Бинокль", №№ 13, 17. Шесть статей о Талантове в научных сборниках. Тексты - на сайте stihi.ru. Автор сотни песен на стихи русских (прежде всего, вятских) и зарубежных поэтов. 26 лет живёт с женой. Сыновья Саша (лидер питерской рок-группы Svartby) и Яша (студент Росс. гос. соц. ун-та в Москве). Пристрастия: Иван III, Елизавета I (Английская), Людовик Святой, Егор Гайдар, Чубайс, Талантов, Борис Парамонов, Стругацкие ("Трудно быть богом"), Чехов, Шукшин, Пантелеймон Романов, Тёрнер, Дёмышев, Кира Муратова, классика рока, бардовская песня, плотницкие работы, Dunhill, Winston, Vana Tallinn.

 

"Вятская особая газета" 24.04.2008, № 16

 

На открытии выставки Владимира Усатова в музее Александра Грина. Евгений Останин под двумя портретами Бориса Сметанина поёт в присутствии литераторов Олега Чарушина, Сергея Ухова, Светланы и Ларисы Сырневых. 9.01.2009. Подробнее см. "Срываются первые гайки"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz