Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Фантастический улёт по Сети


Повесть Натальи Метелёвой в жанре фэнтэзи "Соло на струнах времени" прогремела на "Российском Конвенте 2007" - Конференции российских фантастов

 

Ник Перумов (в кепке) и главред изд-ва "Аст" Николай Науменко с участниками "РосКона". Метелёва - в шарфике

 

Год назад Наталья, известная своими стихами, эссе и участием в дискуссиях на философских интернет-форумах, переквалифицировалась в мастерицу жанра фэнтэзи. И принялась "бомбить" интернет-конкурсы начинающих фантастов. И везде прошла в финал. На конкурсе журнала "Химия и жизнь" её философско-фантастическая "Притча о Последней Земле" вошла в десятку лучших (напечатана в вятской газете "Премьер-ком" под названием "Отшельник и Акрида"). На конкурсе в Эквадоре рассказ "Предание Круга" занял 6-е место. И вот недавно её повесть "Соло на струнах времени" просочилась сквозь сито конкурса на "Российский Конвент" ("РосКон").

Наталья (слева) подержала в руках награду Ника Перумова - "Фантаст года 2006"

 

Безумие бывает благородным

 

"РосКон 2007" проходил 20-25 марта в пансионате "Лесные дали" под Москвой. Наталья приехала как журналист (благодаря поддержке ООО "Премьер" и рекламного агентства "Риком"). Попала в семинар патриарха русской фэнтэзи Ника Перумова, ныне живущего в США ("фантаста года 2006", по версии "РосКона" и издательства "Эксмо"). По результатам обсуждений Перумов рекомендовал "Соло…" к публикации в "Эксмо" (в числе двух лучших книг в жанре фэнтэзи). Как он сказал, в повести чувствуется "присутствие благородного безумия".

Метелёва пока скрывает текст от посторонних глаз, но про что он, говорит так: "Книга - о провидице, жрице Истины Радоне. Она провидит жизнь других и не чует собственной, ибо не успевает жить и любить в настоящем. Её судьба - мучительно умереть в сражении за человеческий мир… или узнать тайну смерти бессмертных тварей и расплатиться непомерной ценой - самой стать тварью, убийцей своего отца и врагом рода человеческого. Ей остаётся два дня жизни… или нечеловеческая вечность. Жрица борется с судьбой, начинает одинокий бег по лезвию меча в попытке взлететь над клинком, избежать неизбежного".

"Соло на струнах времени" ещё будет редактироваться и дорабатываться. Перумов посоветовал Метелёвой убрать из этого многослойного произведения одну сюжетную линию, которая, по его словам, достойна отдельного романа. Но начало повести доступно в Сети под названием "Детка". Как рассказ "Детка" прошла в финал Эквадорского конкурса, напечатана в вятской газете "Фантастика, Детективы, Приключения". Вот характерная цитата оттуда:

"Не будь Альвиг телепатом, он бы запаниковал… Снегу показалось мало обрушиться внезапно, так он ещё выкинул странность, уложившись компактно, как солдатский скарб в заплечный мешок, - аккурат в пределах стен. И не каких-нибудь, а охраняемых тщательнее королевских покоев - в сокровенном обиталище Лиги, в Оргеймской Пустоши. Снежок не затронул ни травинки за каменной границей на вершине холма, выделявшейся среди зелени как тонзура монаха. Ни снежинки мимо. Разумное объяснение случившемуся было только одно: Тварь, за которой охотилась Лига, пришла, наконец, за своей Деткой, спрятанной в подземельях скита. И Мастер заторопился обратно, к входу в скрытые под развалинами укреплённые казематы: подёргать за удочку, проверить, жива ли Детка - наживка, на которую Лига уже год ловит Тварь, шевелится ли еще?".

Метелёва согласна с выступавшей на "РосКоне 2007" писательницей Ольгой Славниковой, что границ между фантастикой и мейнстримом больше нет: то, что было спрогнозировано фантастами, становится жизнью. Высокая литература приходит в фантастику, и наоборот. Границы между жанрами исчезают…

Наталья Метелёва - член Конвента

 

Гений Мудравейника

 

На сайтах zhurnal.lib.ru и proza.ru можно проследить почти всю интеллектуальную эволюцию Натальи. В 1990 году она печатала в газете "Вятское слово" такие возвышенные стихи: "Ты мне дал своё жилище, / Дал огонь для очага мне, / Дал одежду, воду, пищу, / Даже дал свое дыханье! / Только дух мой в прутьях плоти - / Обескрыленная птица! - / Снится сон мне о полёте, / Сон о Солнце в полночь снится..."

Но улетела она в журналистику, потом в эссеистику. Увлеклась философией, подружилась с вятской философиней Натальей Кузнецовой (печатавшейся в "Вятском наблюдателе" как Вера Якубович). В 2001-м у Метелёвой родилось собрание анекдотов "Кама-с-утра", разлетевшееся по Сети:

"Мадам Кама-с-утра поучала за утренним чаем свою камеристку: - Только то не поддаётся совращению, что незыблемо в основе своей. Но ничто в этом мире не имеет основы, которую нельзя было бы пошатнуть: всякая почва рыхлая, всякий камень дробится, всякий корень можно извлечь. Поэтому совратимо всё. И всякий, совращаясь, заимствует свои убеждения у других, и тут же забывает о свершенном плагиате".

"Любимый афоризм мадам Кама-с-утра: - В борьбе противоположностей всегда выигрывает победивший".

"Любимый комментарий Кали-остро: - В единстве противоположностей должно быть единоначалие. Моё".

"Первый и Второй принцип камеристки: 1 - Всегда; 2 - Везде".

А чуть позже Наталья Метелёва реинкарнировалась в Натана Метича: "Величайший гений Мудравейника Натан Метич был так мал, что никто не заметил его рождения, даже он сам… Главным его духовным подвигом стало преодоление соблазна научно-религиозных споров: ничего не доказуемо для оппонента. Преодоление сравнительно-аналитических искушений стало Вторым Главным духовным подвигом: чтобы сравнивать, надо знать, а чтобы знать, надо жить в другом мудравейнике. "Такое переселение - отпадение от веры моего мудравейника", - решил Натан Метич, и его Третьим Главным духовным подвигом стало усовершенствование идеала Недеяния до Абсолюта Немыслия…

Всю жизнь Мудравей Натан Метич думал о смысле жизни. И чем больше думал, тем меньше находил в ней смысла. И чем меньше находил смысла, тем больше углублялся в размышления. И углубился так, что исчез с лица земли. Впрочем, Величайший гений Мудравейника Натан Метич был так мал, что никто не заметил его исчезновения, даже он сам".

Повесть "Соло на струнах времени" вышла в издательстве "Эксмо" под названием "Добровольная жертва" (Москва, 2007)

 

Fantasy forever!

 

Ясно, что Метичу Наталья передала свои мировоззренческие установки, близкие к агностицизму и релятивизму. На более понятном языке их можно определить как "тотальный скепсис". Логично, что именно Натан Метич заявлен Натальей как автор некоторых её опусов в жанре фэнтэзи: только не веря в "высокие идеалы", можно творить востребованный читателями и издателями масскульт. Хотя и с некоторой надеждой, что он у Метелёвой когда-нибудь перерастет в "высокую литературу". Та самая Ольга Славникова, например, прославилась своим футурологическим романом "2017" - о вероятном будущем России.

Наталья Метелева - пример того, как маргинальная литература с помощью интернета превращается в массовую. Как человек из Вятки становится "нашим в Эквадоре" и вообще жителем "всемирной деревни". И так далее…

 

Михаил Коковихин

 

 

 

 

 

 

 

 

Метелёва Наталья Владимировна род. 27 мая в Кирове в семье служащих. Окончила филфак КГПИ. Работала ст. научным сотрудником Кир. краеведческого музея (с середины 1980-х), в газете "Выбор" (начало 90-х), на ГТРК "Вятка", сотрудничала с "Вятским наблюдателем". С середины 1990-х подвизалась на дизайнерском поприще (интерьеры и наружная реклама). С 2006 главный редактор газеты "Фантастика, Детективы, Приключения", затем газеты "Премьер-ком". Стихи публиковались в местных и рижской газетах, в сб. "Встречи" (1988). Эссе о Яне Райнисе - в сб. "Вятская земля в прошлом и настоящем" (КГПИ, 1989), эссе о Грине - в журнале "Бинокль" № 6 (2000). Проза и стихи - на сайтах proza.ru и zhurnal.lib.ru. Пристрастия: Стругацкие, Лем, Кафка, Гессе, Пелевин. Дочь Настя - 13 лет, школьница.


"Вятская особая газета" 5.04.2007, № 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz