Фантастический
улёт по Сети
Повесть Натальи Метелёвой в жанре фэнтэзи "Соло
на струнах времени" прогремела на "Российском Конвенте 2007"
- Конференции российских фантастов
|
Ник Перумов (в кепке) и главред изд-ва "Аст"
Николай Науменко с участниками "РосКона". Метелёва
- в шарфике
|
Год назад
Наталья, известная своими стихами, эссе и участием в дискуссиях на
философских интернет-форумах, переквалифицировалась в мастерицу жанра
фэнтэзи. И принялась "бомбить" интернет-конкурсы начинающих
фантастов. И везде прошла в финал. На конкурсе журнала "Химия
и жизнь" её философско-фантастическая "Притча о Последней
Земле" вошла в десятку лучших (напечатана в вятской газете "Премьер-ком"
под названием "Отшельник и Акрида"). На конкурсе в Эквадоре
рассказ "Предание Круга" занял 6-е место. И вот недавно
её повесть "Соло на струнах времени" просочилась сквозь
сито конкурса на "Российский Конвент" ("РосКон").
|
Наталья (слева) подержала в руках награду Ника
Перумова - "Фантаст года 2006"
|
Безумие бывает
благородным
"РосКон
2007" проходил 20-25 марта в пансионате "Лесные дали"
под Москвой. Наталья приехала как журналист (благодаря поддержке ООО
"Премьер" и рекламного агентства "Риком"). Попала
в семинар патриарха русской фэнтэзи Ника Перумова, ныне живущего в
США ("фантаста года 2006", по версии "РосКона"
и издательства "Эксмо"). По результатам обсуждений Перумов
рекомендовал "Соло…" к публикации в "Эксмо" (в
числе двух лучших книг в жанре фэнтэзи). Как он сказал, в повести
чувствуется "присутствие благородного безумия".
Метелёва пока
скрывает текст от посторонних глаз, но про что он, говорит так: "Книга
- о провидице, жрице Истины Радоне. Она провидит жизнь других и не
чует собственной, ибо не успевает жить и любить в настоящем. Её судьба
- мучительно умереть в сражении за человеческий мир… или узнать тайну
смерти бессмертных тварей и расплатиться непомерной ценой - самой
стать тварью, убийцей своего отца и врагом рода человеческого. Ей
остаётся два дня жизни… или нечеловеческая вечность. Жрица борется
с судьбой, начинает одинокий бег по лезвию меча в попытке взлететь
над клинком, избежать неизбежного".
"Соло на
струнах времени" ещё будет редактироваться и дорабатываться.
Перумов посоветовал Метелёвой убрать из этого многослойного произведения
одну сюжетную линию, которая, по его словам, достойна отдельного романа.
Но начало повести доступно в Сети под названием "Детка".
Как рассказ "Детка" прошла в финал Эквадорского конкурса,
напечатана в вятской газете "Фантастика, Детективы, Приключения".
Вот характерная цитата оттуда:
"Не будь
Альвиг телепатом, он бы запаниковал… Снегу показалось мало обрушиться
внезапно, так он ещё выкинул странность, уложившись компактно, как
солдатский скарб в заплечный мешок, - аккурат в пределах стен. И не
каких-нибудь, а охраняемых тщательнее королевских покоев - в сокровенном
обиталище Лиги, в Оргеймской Пустоши. Снежок не затронул ни травинки
за каменной границей на вершине холма, выделявшейся среди зелени как
тонзура монаха. Ни снежинки мимо. Разумное объяснение случившемуся
было только одно: Тварь, за которой охотилась Лига, пришла, наконец,
за своей Деткой, спрятанной в подземельях скита. И Мастер заторопился
обратно, к входу в скрытые под развалинами укреплённые казематы: подёргать
за удочку, проверить, жива ли Детка - наживка, на которую Лига уже
год ловит Тварь, шевелится ли еще?".
Метелёва согласна
с выступавшей на "РосКоне 2007" писательницей Ольгой Славниковой,
что границ между фантастикой и мейнстримом больше нет: то, что было
спрогнозировано фантастами, становится жизнью. Высокая литература
приходит в фантастику, и наоборот. Границы между жанрами исчезают…
|
Наталья Метелёва - член Конвента |
Гений Мудравейника
На сайтах zhurnal.lib.ru
и proza.ru можно проследить почти всю интеллектуальную эволюцию Натальи.
В 1990 году она печатала в газете "Вятское слово" такие
возвышенные стихи: "Ты мне дал своё жилище, / Дал огонь для очага
мне, / Дал одежду, воду, пищу, / Даже дал свое дыханье! / Только дух
мой в прутьях плоти - / Обескрыленная птица! - / Снится сон мне о
полёте, / Сон о Солнце в полночь снится..."
Но улетела она
в журналистику, потом в эссеистику. Увлеклась философией, подружилась
с вятской философиней Натальей Кузнецовой (печатавшейся в "Вятском
наблюдателе" как Вера Якубович). В 2001-м у Метелёвой родилось
собрание анекдотов "Кама-с-утра", разлетевшееся по Сети:
"Мадам Кама-с-утра
поучала за утренним чаем свою камеристку: - Только то не поддаётся
совращению, что незыблемо в основе своей. Но ничто в этом мире не
имеет основы, которую нельзя было бы пошатнуть: всякая почва рыхлая,
всякий камень дробится, всякий корень можно извлечь. Поэтому совратимо
всё. И всякий, совращаясь, заимствует свои убеждения у других, и тут
же забывает о свершенном плагиате".
"Любимый
афоризм мадам Кама-с-утра: - В борьбе противоположностей всегда выигрывает
победивший".
"Любимый
комментарий Кали-остро: - В единстве противоположностей должно быть
единоначалие. Моё".
"Первый
и Второй принцип камеристки: 1 - Всегда; 2 - Везде".
А чуть позже
Наталья Метелёва реинкарнировалась в Натана Метича: "Величайший
гений Мудравейника Натан Метич был так мал, что никто не заметил его
рождения, даже он сам… Главным его духовным подвигом стало преодоление
соблазна научно-религиозных споров: ничего не доказуемо для оппонента.
Преодоление сравнительно-аналитических искушений стало Вторым Главным
духовным подвигом: чтобы сравнивать, надо знать, а чтобы знать, надо
жить в другом мудравейнике. "Такое переселение - отпадение от
веры моего мудравейника", - решил Натан Метич, и его Третьим
Главным духовным подвигом стало усовершенствование идеала Недеяния
до Абсолюта Немыслия…
Всю жизнь Мудравей
Натан Метич думал о смысле жизни. И чем больше думал, тем меньше находил
в ней смысла. И чем меньше находил смысла, тем больше углублялся в
размышления. И углубился так, что исчез с лица земли. Впрочем, Величайший
гений Мудравейника Натан Метич был так мал, что никто не заметил его
исчезновения, даже он сам".
|
Повесть "Соло на струнах времени"
вышла в издательстве "Эксмо" под названием "Добровольная
жертва" (Москва, 2007)
|
Fantasy forever!
Ясно, что Метичу
Наталья передала свои мировоззренческие установки, близкие к агностицизму
и релятивизму. На более понятном языке их можно определить как "тотальный
скепсис". Логично, что именно Натан Метич заявлен Натальей как
автор некоторых её опусов в жанре фэнтэзи: только не веря в "высокие
идеалы", можно творить востребованный читателями и издателями
масскульт. Хотя и с некоторой надеждой, что он у Метелёвой когда-нибудь
перерастет в "высокую литературу". Та самая Ольга Славникова,
например, прославилась своим футурологическим романом "2017"
- о вероятном будущем России.
Наталья Метелева
- пример того, как маргинальная литература с помощью интернета превращается
в массовую. Как человек из Вятки становится "нашим в Эквадоре"
и вообще жителем "всемирной деревни". И так далее…
Михаил Коковихин
Метелёва
Наталья Владимировна
род. 27 мая в Кирове в семье служащих. Окончила филфак КГПИ. Работала
ст. научным сотрудником Кир. краеведческого музея (с середины 1980-х),
в газете "Выбор" (начало 90-х), на ГТРК "Вятка",
сотрудничала с "Вятским наблюдателем". С середины 1990-х подвизалась
на дизайнерском поприще (интерьеры и наружная реклама). С 2006 главный
редактор газеты "Фантастика, Детективы, Приключения", затем
газеты "Премьер-ком". Стихи публиковались в местных и рижской
газетах, в сб. "Встречи" (1988). Эссе о Яне Райнисе - в сб.
"Вятская земля в прошлом и настоящем" (КГПИ, 1989), эссе о
Грине - в журнале "Бинокль"
№ 6 (2000). Проза и стихи - на сайтах proza.ru
и zhurnal.lib.ru.
Пристрастия: Стругацкие, Лем, Кафка, Гессе, Пелевин. Дочь Настя - 13
лет, школьница.
"Вятская особая газета" 5.04.2007, № 13