Ну,
артист!
Вячеслав Лысенков не преуспел в бизнесе, зато преуспел на сцене
|
Вячеслав Лысенков в зеркале своей гримёрки.
24.10.2008. Фото М. К.
|
Его энергия бьёт
через край. Из театра он всё время рвался в коммерцию, но как русский
мужик быстро спускал заработанное - и возвращался к полуразбитому
корыту. От каких только режиссёров ни ушёл! И от Подольского, и от
Степанцева, и от Клокова с Ишиным. И вот недавно вернулся в родной
драмтеатр - к Жетинёву и Соболеву. И те приняли его с распростёртыми,
ибо Слава Лысенков - прирождённый артист, каких на Вятке ещё поискать.
Ему бы играть Счастливцева и Несчастливцева в "Лесе" Островского!
.
Звёзды зажигают
утром
Слава вырос на
самой бандитской улице Перми - улице Леонова. Сына глухонемые родители
особо не воспитывали, и науку побеждать пришлось осваивать в драках,
уличных войнах, играх с мячом и шайбой. С восьми лет играл в детской
футбольно-хоккейной команде, а с седьмого класса - в театральной студии.
Когда после школы на перепутье встал выбор: куда пойти - в спорт или
в театр, Слава выбрал второе.
В "Щуке"
сказали: возьмём, приходи после армии. Лысенков ждать не захотел и
двинул в Свердловский театральный институт - в первый набор. В армии
он всё-таки отслужил - перед последним курсом, но в Москву уже не
вернулся: худрук Михаил Салес пригласил его - с группой сокурсников
- в Кировский драмтеатр (1988). Здесь и завис Вячеслав на долгие годы,
если не навсегда...
В дебюте Салес
ввёл Лысенкова в свой спектакль "Звёзды на утреннем небе"
- на роль милиционера, крышевавшего проституток. Так и повесили на
Славу роли орущих героев, что ему крайне не нравилось. Хотелось уйти
от складывавшегося "амплуа". И тогда Вячеслав вместе с актрисой
Еленой Одинцовой "замутил" на малой сцене спектакль "Дрянь"
(по пьесе Марианны Яблонской "Плюшевая обезьянка в детской кроватке").
Понял Салес, что Лысенков может играть и тонкую психологию, - и дал
роль Эбина Кэбота в драме Юджина О'Нила "Страсти под вязами".
Диапазон артиста расширился.
В те бурные годы
Слава проявил себя "застрельщиком перестройки". На собрании
его выбрали комсоргом, и он тут же поставил вопрос ребром: а нам это
надо - кормить взносами аппарат? Не лучше ли вообще распустить комсомольскую
организацию театра? Проголосовали единогласно. Худрука Салеса песочили
потом в обкоме партии, но все претензии Слава отбил: Михал Абрамыч,
у вас, коммунистов, - свои дела, у нас, комсомольцев, - свои, в чём
же дело? В общем, оторвал комсомол от партии и ликвидировал - вполне
в духе горбачёвской эпохи (1989).
Сам Ельцин, бывший
тогда в опале, жал Славе руку - на гастролях драмтеатра в Риге, где
молодые артисты под руководством Лысенкова нашумели юмористической
программой "Чёрт-те-шоу". Зал рижского Русского театра на
их шоу лежал! Ельцина Лысенков поддерживал и в период путча 91-го...
Без калькулятора
в голове
|
"Зойкина квартира". Аметистов - Вячеслав
Лысенков. Зоя - Наталья Исаева. 1997
|
"В дверях
Дворца гостей встречал не заурядный швейцар, а сам Вячеслав Лысенков
- переводчик Гёте и актёр Вятской Драмы, широкоизвестный по ролям
жандармов, ментов, зэков, а также покойника в "Услышь меня, Господи!".
Только что он примчался с премьеры "Всё в саду" (трагифарс
Эдварда Олби в постановке Владимира Подольского), где блестяще сыграл
коммерсанта, сдавшего свой дом под бордель. А в ночном клубе "Астрим"
у Вячеслава похожая роль - директор-распорядитель (по совместительству
с театром). Вот это жизнь: актёр по целым суткам не выходит из образа!"
(ТДТ, 1993, № 8).
Это цитата из
моего репортажа в начале гайдаровских реформ. Шоковая терапия коснулась
и Славу: в театре платили гроши, и он ухватился за предложение директора
торгового дома "Астрим" Александра Кулахметова организовать
дела в фирменном ночном клубе. Привлёк первую жену Юлю (будущую супругу
художника Олега Осминина) для оформления зала в ДК "Авитек",
"девчонок" из Кировского культпросветучилища для стриптизу,
вернее, танцев топлесс у шеста (Слава жил тогда в общаге КПУ). Провёл
презентацию - и года три жил в конце недели так: ночью работал в клубе,
утром пару часов спал, потом в театр на репетицию, опять спал, вечером
играл в спектакле - и снова в "Астрим".
|
"Чио-чио-Саня". Вячеслав Лысенков
- в центре. 1997
|
"Денег было
лом, - вспоминает Лысенков. - Я их тратил на друзей, на всех, направо-налево.
Дурак! Мне бы тогда теперешние мозги - завёл бы своё дело. Потом в
клубе начались разборки с казанскими, доходило до драк и киданья гранат.
И я ушёл".
В общем, русский
бизнес: заработать море - и выпить его. К тому же, Лысенков не Абрамович,
калькулятора в голове нет. Художественная натура, широкая русская
душа. Артист! Почти что авантюрист Аметистов в булгаковской "Зойкиной
квартире" (1997, постановка Евгения Степанцева). В этой роли
Слава, по сути, играл самого себя - коммерсанта, с поправкой на Остапа
Бендера в исполнении Андрея Миронова ("12 стульев" Марка
Захарова). За Аметистова коллеги присудили Лысенкову премию "Удача
года".
После дефолта
взялся было за продажи в буфетах драмтеатра, оформил документы, но
набившийся в компаньоны актёр Паша Исайкин, по словам Славы, его "сожрал:
отобрал буфеты, он такой - по костям пойдёт".
Потом Лысенков
писал худруку Степанцеву четыре заявления об уходе - рвался на волю,
в бизнес: "Конфликта со Степанцевым не было, просто надо было
кормить семью". С уходом Славы в репертуаре рухнуло пять спектаклей
с его главными ролями ("Чио-чио-Саня"
и "Ревнивая
к себе самой" Виктора Регурецкого, "Мужчина
для женщины" Владимира Злобина, "Зойкина
квартира" и пр.).
Шаланды, полные
капусты
Восемь лет он
был вне драмтеатра. Зарабатывал в рекламе. За сто баксов снялся в
ток-шоу Нагиева "Окна" на ТНТ - в качестве "подставы",
изображая мужика, скандалившего с женой, которая кормила его блинчиками
со спермой (потом в Кирове Славу замучали звонками: ты чего, с женой
развёлся?). Подвизался в тюзе (Скотинин в "Недоросле"
Вячеслава Ишина, священник в "Ромео и Джульетте" Александра
Клокова). Конферансировал концерты филармонической бригады. Порывался
обратно в родной театр, да Исайкин, ставший директором, не пускал,
гад.
|
"Недоросль". Скотинин - Вячеслав Лысенков
(справа). Простаковы - Татьяна Махнёва и Владимир Жданов. 2002
|
|
"Свои люди - сочтёмся!". Большов -
Лысенков. 2008
|
И вот - Исайкин
уволен, Лысенков принят. И сразу - главная роль: купец Большов в драме
Островского "Свои люди - сочтёмся!" (режиссёр Игорь. Жетинёв).
Играет Слава мощно и страстно: тема предательства и рейдерства со
стороны компаньона волнует его не на шутку. При желании в банкротстве
всесильного Большова можно усмотреть и фиаско Ельцина, кинутого втёршимся
в доверие преемником...
Но Лысенков одобряет
и поддерживает план Путина: "Мне нравится, что Медведев - нормальный
русский мужик и что за державу так по-русски разговаривает. В 90-е
годы нас унижали: не страна была, а клоака. А сейчас мы поднялись,
и нас уважают. Если он говорит, что, не дай Бог, на нас палец кто
поднимет - мы его отрубим на фиг, то это нормально. Медведев давно
Путина в этом смысле переплюнул!".
Чувствуется,
что Слава питается пропагандой в телеящике, а не информацией в интернете.
На вопрос об отношении к разгрому НТВ и ЮКОСа отвечает: "Я не
совсем в курсе", - а про отсидку Ходорковского говорит: "Я
в это не врубался". Актёру хватает своих забот. К примеру, пройтись
"чёсом" по новогодним ёлкам в костюме Деда Мороза - и заработать
во много раз больше, чем в театре, и заплатить долг по квартирным
счетам за год...
И Вячеслав берёт
гитару, лиричным голосом поёт неофициальный гимн Свердловского театрального:
"Снег на улицах искрится, / Снег на лицах, рукавицах. / Арлекин
читает прозу. / У Пьеро от счастья слёзы. / Все нашли своё призванье.
/ Тихо в зале ожиданья...". И все биндюжники вставали...
Как шутили в
Бухенвальде: каждому - своё.
Михаил Коковихин
|
"Свои люди - сочтёмся". Большов -
Лысенков. 2008
|
Лысенков
Вячеслав Николаевич
род. 12.07.1965 в Перми в семье глухонемых. Окончил Свердловский театральный
гос. институт (1988). Служил в Чебаркуле и ГДР (1985-87, командир БМП,
сержант). Актёр Кировского облдрамтеатра (1988-2000 и с 2008-го). Директор-распорядитель
ночного клуба "Астрим" (1992-95). Работал 8 месяцев в Кировском
ТЮЗе (2002) и три года в филармонии (2000-е). Беспартийный. Крещёный.
Живёт в двухкомнатной квартире у магазина "Мечта" с женой
Татьяной (костюмер драмтеатра) и дочерями Сашей (10-й класс) и Дашей
(3-й класс). Пристрастия: Булгаков, Дюма, Достоевский, советская эстрада,
классическая музыка (кроме Шостаковича), Босх, Шагал, Марк Захаров,
Евгений Леонов, Евстигнеев, футбол, работа с деревом, сбор грибов, хорошая
("недешёвая") водка, пельмени с хренодёром, солёные рыжики,
крепкий "Альянс".
"Вятская
особая газета" 30.10.2008, № 43
|
Мы победим! 2008
|