Тринадцатый
апостол Иван Глухов нашёл двенадцатый стул
|
Как ни искал дома Иван свой крестик, не нашёл.
2007. Фото М.К.
|
|
Владимир Усатов. Портрет Ивана Глухова. 2009.
Орг., масло
|
Он начинал как
неформал, а завершает как буржуа. Склонный к авантюрам, Ваня пошёл
классическим путём Остапа Бендера, который, как известно, дебютировал
концертами в имидже "любимца Рабиндраната Тагора", а потом
учредил фирму "Рога и копыта" и стал миллионером.
Обладая красивым
голосом и творческими способностями, Иван делал карьеру средствами
эпатажа и пиара. Его музыкальная манера в духе попсового панк-рока
сдвигается в шансон. Если раньше Глухова сравнивали с Фреди Меркюри,
то сейчас - с Фрэнком Синатрой и Михаилом Кругом.
|
Ваня Глухов на марше неформалов 22 апр. 1988-го
|
Параноидальные
тополя
Придя в начале
перестройки в литклуб "Верлибр", юный Ваня быстро нахватался
стихотворных приёмов у "экстремистского" крыла верлибровцев
(Антонов, Чарушин, Шуклин, Черезов, Голиков). Вскоре у него (под псевдонимом
Исаак Глухман) уже рождалось что-то эпигонистое, типа: "мне бесноватый
фюрер снова ночью / тряс перед носом скрюченный кулак / глаза его
широкие на взлёте / показывали мне весь мир сомнений / и сифилис на
стадии работы" (и тому п.).
Легенда гласит,
что как-то раз в 87-м Георгий Антонов и Олег Чарушин напились с Ваней
и Мишей Рубцовым и ну давай песни петь. Так возник Чрезвычайный Молодёжный
Оркестр (ЧМО) им. Скворцова-Степанова, позже переименованный в "Попс-бюро".
Как бы ни менялся потом состав, Глухов оставался бессменным лидером
"ПБ". У Вани обнаружился талант мелодиста и чистый, распевный
голос, напоминавший то Бюль-бюль-оглы, то Малинина. "Шаляпин
ты наш!" - восторгались друзья.
Песни на стихи
Антонова в стиле соц-арта ("Убивает Федька Петьку, / два парторга
мочат редьку") и Чарушина в панковском духе ("О, эти доярки
нюхают навоз, / не зажимая нос, / как настоящие панки. / Я ищу выход
в город!") уживались в репертуаре "ПБ" с ваниными опусами,
где лирический герой - вечный подросток-придурок. На
флэтовых сейшенах и клубных вечеринках Иван прославился "Песенкой
дебильного мальчика": "Зачем это я / залез/ на пирамидальные
тополя? / На пирамидальные тополя, / на пирамидальные тополя?.."
Рефрен (порой с вариантом "параноидальные тополя") пелся
девятнадцать раз, что приводило слушателей в экстаз. Ваню обожали
менты, пииты, библиотекарши, преподавательши, галеристки, журналистки
и даже одна дама-кинорежиссёр.
"Дяденька
мент, меня прости: / я не успел подрасти", - эти Ванины строки
могут служить эпиграфом ко всему его творчеству. Эффект достигался
за счёт эпатирования публики забористыми словами и рискованными сюжетами:
"Убью, сука, тебя я, / придёт моё время. / Люблю, сука, тебя
я / и твоё сучье племя", "Мы будем с тобой втихаря / в подъезде
гонять щупаря", "Я достану свой елдак из темноты",
"Немецкая подстилка, / советская комсомолка", "Лучше
иметь большой живот от еды, / чем маленький горб от работы".
|
Иван Глухов в Доме Витберга. 1995
|
Да уж!
На нары, на
нары, на нары…
В 92-м, в день
Советской армии, он часа два, забаррикадировавшись в своей "семёрке",
отстреливался от ментов, которые пытались задержать его за вождение
в нетрезвом виде. Но кончились патроны (газовые). И Ванюшу скрутили.
Далее - обезьянник,
симуляция эпилепсии, больница, бегство, скитания по лесам и друзьям,
попытка выехать во Францию к великому князю Владимиру Кирилловичу
Романову на съезд монархистов, задержание в ОВИРе, полгода тюрьмы
на Мопра с тараканами и лобковыми вшами, суд, полгода колонии общего
режима в посёлке Восточном под Омутнинском.
|
Глухова благословил главный куртуазный маньерист
Вадим Степанцов. Слева - Сергей Ворончихин. 2000
|
- На зоне меня
уважали, - вспоминает Глухов. - Писал многим "касатки" (кассационные
жалобы), кого-то по ним и освободили. Беседовал по душам. Был начитан
и набожен. Один зэк пытался мне приклеить погоняло Святоша, но получил
за это по репе. Я собирал там лагерный фольклор - "Столыпинский
вагон", "Голуби летят над нашей зоной" и прочие слезливые
песни. Сколотил ансамбль - гитара, клавиши, баян, барабаны. Дали концерт...
После отсидки
в его репертуаре возникла романтическая струя, недавно перетекшая
в блатную: "Говорила мне мама: сынок, не пой бандитские песни!
/ Говорила мне мама о жизни, о смерти, о чести. / Я старался, как
мог, лишь бы вдруг не расстроилась мама, / комсомольские песни учил
- песни горна и БАМа. / Но однажды мы выпили с мамою граммов по двести
/ и запели мы по голосам с ней бандитские песни: / "Товарища
зарезали во рже, во рже, во рже-э-э. / Молодая кровь горячая кипела
на ноже-э-э". / Бандитские песни-и-и, бандитские песни-и-и!"
За Царя, за
Путина, за Веру!
Впрочем, судя
по свежему диску "Попс-бюро" ("Под левым соском"),
блатная тема эксплуатируется Глуховым лишь как эпатажный знак. Как
обычно, Иван не идёт вглубь - скользит. Когда ему посулили полмиллиона
за создание "Гимна молодёжи Кировской области", Ваня одной
левой скомбинировал советские штампы: "Наше время пришло для
свершений, / Наше время пришло для побед. / Молодёжь - это свет поколений,
/ И не важно количество лет. / Все мы молоды и красивы / На старинной,
на Вятской земле. / Обязательно будет счастливым / Край родной. Мы
поможем тебе. / Время пришло молодым - / Верить, дерзать и творить,
/ Время пришло молодым - / Будем по-новому жить!"
|
На 20-летии литклуба "Верлибр" в ДК
"Авангард". 2006
|
По-новому Иван
уже живёт. Дружит с партией и комсомолом. В областном Дворце молодёжи
(ДК "Авангард") у него частная "Студия Ивана Глухова",
где записываются диски, монтируются ролики, клипы и телешоу (режиссер
- известный Олег Бурдиков). Глухов чего-то продюсирует, шоуменствует,
рекламирует...
У него вырос
живот - по словам Ивана, от пива "Бочонок", которое он рекламировал
года три назад. Но мой тезис, что его пузо - символ обуржуазивания
творческой интеллигенции, Глухов оспаривает: "Я не буржуазия!
Чего у меня есть-то? Одни убеждения. Я по-прежнему православный монархист-легитимист.
Я крестил дочь. Хожу в храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии,
намаливаю его. Кому-то ведь надо нести этот крест".
Он уверяет, что
в 99-м спел гимн партии "Единство": "Партия Путина
- сила медвежья - нас к торжеству процветанья ведёт" (на мотив
гимна СССР и на стихи Валенчука), - и что, мол, слушая подаренный
к дню рождения диск с этой записью, Путин решил вернуть России гимн
советского образца. Глухов: "Я косвенно стал соучастником чудовищного
деяния. Сожалею очень! Для меня, монархиста, гимн России - это всегда
"Боже, Царя храни!"..."
Боже! Помоги
Ивану не засунуть свои убеждения в глубокую… глотку! Человек-то ведь
он хороший!
Михаил
Коковихин
Глухов
Иван Владимирович
род. 2.05.1969 в Кирове в семье ИТР. Кировское художественное уч-ще
(1990) и факультет культурологии ВятГГУ (2000, красный диплом, дипломная
работа "Эстетика куртуазного маньеризма"). Член Вятского литклуба
"Верлибр" с 1986 года. Лидер группы "Попс-бюро"
(с 1987). Глава вятского отдела Российского Имперского Союза-Ордена
(начало 90-х). Вятский прицепт Ордена куртуазных маньеристов (с 2000).
Сейчас - руководитель "Студии Ивана Глухова", входящей в продюсерский
центр Ивана Глухова. Автор, ведущий и продюсер телешоу "Знай наших!"
на ТНТ. Третья жена Яна, дочь Ева (дошкольница). Пристрастия: Гурджиев,
Новый завет, святоотеческая литература, Скрябин, Стравинский, Шнитке,
Хичкок, Гайдай, Тарковский, путешествия, сбор грибов, вождение Nissan
Premier.
"Вятская
особая газета" 27.12.2007, № 51
|
Иван Глухов исполняет свой "Гимн молодёжи
Кировской области" под эгидой "Молодой Гвардии Единой
России" и "Глобуса". 2007
|