Он
повернул глаза зрачками в душу
Выставка
Николая и Анастасии Ендальцевых "Энроф-арт" прошла в марте-апреле 2015
года в зале Вятского художественного музея на улице Либкнехта
|
Николай Ендальцев с дочерью-студенткой
Натальей и женой Анастасией на открытии. Слева - заведующая выставочным залом
Генриетта Чапурина. 12.03.2015. Фото Т. Рыловой |
|
В
афише выставки использована репродукция картины Ендальцева "Танцы на Хлебной
площади" (1992) |
Энроф
- это, по Даниилу Андрееву, пространство нашей Вселенной, один из множества параллельных
миров. А поскольку Николай Ендальцев тоже, как Даниил Андреев, - мистик и визионер,
он, выходя в астрал, имеет метафизические видения - и потом компонует их на холсте.
"ЭНРОФ-АРТ
- так я называю своё творчество с 1998 года, - пишет Ендальцев в своём альбоме.
- ЭНРОФ-АРТ - это искусство нашего пространства… В основе его также ясное понимание
того, что творчество инспирируют и направляют некие высшие силы".
А
сам Николай, следовательно, - исполнитель Их воли. "Не корысти ради, а токмо
волею пославших мя высших сил". Причём вдохновляют они Ендальцева на картины
в основном евангельской, христианской традиции. Таковы его "Голгофа"
(1993), "В мастерской" (1998), триптих "Крестный ход на реку Великую
в Вятке" (2000-2005), "Рождественские катания в Вятке" (2006) и
пр. "Голгофа", кстати, однажды повисела в центре алтаря католического
собора Гамбурга (на выставке российских художников в 93-м).
В
той же традиции - гигантское полотно "Великий совет" (2007-2012). Типа
"Тайная вечеря" с Путиным во главе кроваво-красного стола, за которым
сидят отражающиеся в зеркалах русские цари Иван III, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина,
Николай II и советские правители Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Горбачёв, а также
мало похожий на себя Ельцин. Путин же в зеркалах не отражается и тени не отбрасывает:
Владимир Владимирович как высшая и заключительная стадия российского самодержавия.
После него ничего не будет: нет Путина - нет России. Ужас!
|
Н. Ендальцев. Великий совет. 2007-2012. Х., м. |
"Что
есть истина?" - совсем как Пилат Христа, вопрошает Ендальцев зрителя на свежей
картине, изображающей пикник во дворе вятского Дома художника. Члены Союза художников
там так и роятся: Белик, Борискин (автор памятника Шаляпину), Вяткин (дважды),
Митюшов, Мочалов (дважды), Мошанов (керамист, кандидат в члены), Наумов, Прадед,
Поликарпов, Романова (с сумкой, вид сзади), Серкин, Сметанин,Тимкина, Феофилактов,
Чернов, Шакина, Ярковский, дымковчанки… А вон и искусствовед Гета Чапурина в профиль
(вверху справа). Сам Ендальцев в чёрной майке - герой крупнее всех, остальные
- помельче. Так и ждёшь, что он скажет, как Некрасов: "От ликующих, праздно
болтающих, / Обагряющих руки в крови / Уведи меня в стан погибающих / За великое
дело любви!". Понимаешь, почему у Николая Кузьмича - с коллегами сложные
отношения.
|
Н. Ендальцев. Что есть истина? 2015. Х., м. |
Особо
удаётся Ендальцеву гротеск в духе Брейгеля и соц-арта: "Голгофа", "Танцы
на Хлебной площади", "Рождественские катания…" - это уже бесспорная
классика живописи. А вот поздний пафосный реализм (близкий то к соцреализму, как
в "Крестном ходе…", то к критическому, как в "Что есть истина?")
- гораздо более спорен. На склоне лет, как во Льве Толстом, проповедник побеждает
в Кузьмиче художника?
|
А.
Даль (Анастасия Ендальцева). Из серии "Художник Н. Ендальцев". 1992.
Бум., уголь |
Выставка
посвящена 40-летию супружества и сотворчества Николая и Анастасии. Некоторые картины
написаны в тандеме. Весьма интересна графика Анастасии, особенно давняя серия
портретов мужа углём на пожелтевшей уже бумаге. Николай там самоуглублён: он,
как Гамлет или Христос, "повернул глаза зрачками в душу". И там открылась
бездна…
Михаил
Коковихин
Журнал
"Товар-Деньги-Товар" № 2, 2015 год
|
Н.
Ендальцев. Голгофа. 1993. Х., м. |
|
Н.
Ендальцев. Ярмарка. Центральная часть триптиха. 1998. Х. м. |
|
Н.
Ендальцев. Рождественские катания в Вятке. 2006. Х., м. Фрагмент. Картина полностью
здесь |