Вятский культурный журнал Бинокль
Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
ГлавнаяО журналеОглавлениеОтзывы


Он повернул глаза зрачками в душу

 

Выставка Николая и Анастасии Ендальцевых "Энроф-арт" прошла в марте-апреле 2015 года в зале Вятского художественного музея на улице Либкнехта

 

Николай Ендальцев с дочерью-студенткой Натальей и женой Анастасией на открытии. Слева - заведующая выставочным залом Генриетта Чапурина. 12.03.2015. Фото Т. Рыловой

 

В афише выставки использована репродукция картины Ендальцева "Танцы на Хлебной площади" (1992)

Энроф - это, по Даниилу Андрееву, пространство нашей Вселенной, один из множества параллельных миров. А поскольку Николай Ендальцев тоже, как Даниил Андреев, - мистик и визионер, он, выходя в астрал, имеет метафизические видения - и потом компонует их на холсте.

"ЭНРОФ-АРТ - так я называю своё творчество с 1998 года, - пишет Ендальцев в своём альбоме. - ЭНРОФ-АРТ - это искусство нашего пространства… В основе его также ясное понимание того, что творчество инспирируют и направляют некие высшие силы".

А сам Николай, следовательно, - исполнитель Их воли. "Не корысти ради, а токмо волею пославших мя высших сил". Причём вдохновляют они Ендальцева на картины в основном евангельской, христианской традиции. Таковы его "Голгофа" (1993), "В мастерской" (1998), триптих "Крестный ход на реку Великую в Вятке" (2000-2005), "Рождественские катания в Вятке" (2006) и пр. "Голгофа", кстати, однажды повисела в центре алтаря католического собора Гамбурга (на выставке российских художников в 93-м).

В той же традиции - гигантское полотно "Великий совет" (2007-2012). Типа "Тайная вечеря" с Путиным во главе кроваво-красного стола, за которым сидят отражающиеся в зеркалах русские цари Иван III, Иван Грозный, Пётр I, Екатерина, Николай II и советские правители Ленин, Сталин, Хрущёв, Брежнев, Горбачёв, а также мало похожий на себя Ельцин. Путин же в зеркалах не отражается и тени не отбрасывает: Владимир Владимирович как высшая и заключительная стадия российского самодержавия. После него ничего не будет: нет Путина - нет России. Ужас!

Н. Ендальцев. Великий совет. 2007-2012. Х., м.

"Что есть истина?" - совсем как Пилат Христа, вопрошает Ендальцев зрителя на свежей картине, изображающей пикник во дворе вятского Дома художника. Члены Союза художников там так и роятся: Белик, Борискин (автор памятника Шаляпину), Вяткин (дважды), Митюшов, Мочалов (дважды), Мошанов (керамист, кандидат в члены), Наумов, Прадед, Поликарпов, Романова (с сумкой, вид сзади), Серкин, Сметанин,Тимкина, Феофилактов, Чернов, Шакина, Ярковский, дымковчанки… А вон и искусствовед Гета Чапурина в профиль (вверху справа). Сам Ендальцев в чёрной майке - герой крупнее всех, остальные - помельче. Так и ждёшь, что он скажет, как Некрасов: "От ликующих, праздно болтающих, / Обагряющих руки в крови / Уведи меня в стан погибающих / За великое дело любви!". Понимаешь, почему у Николая Кузьмича - с коллегами сложные отношения.

Н. Ендальцев. Что есть истина? 2015. Х., м.

Особо удаётся Ендальцеву гротеск в духе Брейгеля и соц-арта: "Голгофа", "Танцы на Хлебной площади", "Рождественские катания…" - это уже бесспорная классика живописи. А вот поздний пафосный реализм (близкий то к соцреализму, как в "Крестном ходе…", то к критическому, как в "Что есть истина?") - гораздо более спорен. На склоне лет, как во Льве Толстом, проповедник побеждает в Кузьмиче художника?

А. Даль (Анастасия Ендальцева). Из серии "Художник Н. Ендальцев". 1992. Бум., уголь

Выставка посвящена 40-летию супружества и сотворчества Николая и Анастасии. Некоторые картины написаны в тандеме. Весьма интересна графика Анастасии, особенно давняя серия портретов мужа углём на пожелтевшей уже бумаге. Николай там самоуглублён: он, как Гамлет или Христос, "повернул глаза зрачками в душу". И там открылась бездна…

 

Михаил Коковихин

 

Журнал "Товар-Деньги-Товар" № 2, 2015 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н. Ендальцев. Голгофа. 1993. Х., м.
Н. Ендальцев. Ярмарка. Центральная часть триптиха. 1998. Х. м.
Н. Ендальцев. Рождественские катания в Вятке. 2006. Х., м. Фрагмент. Картина полностью здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
    
    
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008