Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Астральщик

 

Николай Ендальцев удаляется от мёртвых душ Великорецким крестным ходом

 

Николай Кузьмич Ендальцев и его "Голгофа". 2007. Коллаж Г. Смелянской

 

Н. Ендальцев. Однажды. 1994. Х., м.

Он прославился в 90-е гротесковым изображением вятских дуриков, российского "совка" и мирового зла. На выставке в католическом соборе Гамбурга (1993) его "Голгофа" висела в центре алтаря, ещё четыре работы - по бокам, рядом с картинами Натальи Нестеровой и Татьяны Назаренко, известных "семидесятниц" (предшественниц соцарта). Три холста Ендальцева купила Третьяковка.

И вдруг в новом веке Николай озаботился "духовностью" и начал живописать реалистичный цикл о Великорецком крестном ходе. Николай Васильевич Гоголь тоже однажды после "Мёртвых душ" опубликовал "Выбранные места из переписки с друзьями" и взялся за лепку образов положительных героев второго тома. Николая Кузьмича не смущает, что он встал на тот же рискованный (судя по тёзке) путь.

 

Синедрион фарисеев

Музейщица Надежда Коровина и Николай Ендальцев на презентации выставки в зале КХМ на Либкнехта. 1994

 

Деревня Ошеть, где он родился, находится в двадцати километрах от Уржума и когда-то входила в состав Вятской губернии, но при Сталине оказалась в Марийской АССР. Живя в советской Йошкар-Оле, Николай устал от обвинений, что он не любит марийскую нацию, потому что изображает её узкоглазой и малорослой. Взял да и перебрался в 87-м с семьёй в Киров.

Кировские функционеры Союза художников долго числили Ендальцева по списку беженцев из автономных республик и обличителем вятских нравов (типа Салтыкова-Щедрина). Не патриот, дескать, не коренной вятский уроженец, не нашей национальности и веры. Николай вынужден был оправдываться: да русский я, православный, вот те крест, и предки мои - вятские. И даже нашёл между Советском, Нолинском и Суной село Ендальцево, где жили Ендальцевы. Вот, мол, моя прародина: я, как Шаляпин, родился не здесь, но корнями - ваш земляк, и пою, как Шаляпин, но тенором.

Взгляд на персонажей ендальцевских картин 90-х рождал у невнимательных зрителей всякие нехорошие слова (хамы, дебилы, алкаши, слепцы, колхозники, монстры) и вопрос: да любит ли он русских людей? А Николай цитировал художника Александра Мочалова, всмотревшегося в его героев: "А всё-таки они добрые!" И опять пускался в оправдания: "В Кирове я увидел отнюдь не русских, а кировчан. И моя цель - не посмеяться над людьми, а написать их такими, как есть. Стараюсь наиболее полно выразить их сущность - и психическое состояние нашего совкового общества. А это диктует острую форму. Используют же маски в театре!"

Апофеоз "совка" - "Зимний праздник" Ендальцева, написанный им в январе 91-го: пьяная толпа бесчинствует, один - в шапочке цветов будущего российского флага. По словам Николая, здесь он предугадал августовский путч, а в "Голгофе" (1993) - московскую резню 3-го октября. Злобная толпа распинает на Голгофе не Христа, а голого мужика (похожего на знакомого Кузьмичу слесаря).

Как и я, Ендальцев мнит себя провидцем. Если в его "Марийском рынке" 1982 года забор как бы отгораживал СССР от свободного мира, то "Рынок" 84-го изображён уже без забора, зато с телегой и лошадью, входящей в наш мир со стороны Запада, - это, по мнению художника, предощущение рыночной системы в России. В "Пугачёве на Илети" (1987) Пугачёв - на белом коне, и автор ассоциировал его с Горбачёвым на трибуне (хотя, скорей уж, это Ельцин на танке). Есть Нострадамусы в нашем Отечестве!

Николай в 90-х философствовал так: "Бог и Дьявол противостоят в нашем обществе, как день и ночь. Дьявол завладел частью людей. Им бы только кошку поленом по хребту ударить или честного человека распнуть. Говорят, что я пишу одни уродства, но на самом-то деле - жизнь. Пишу то, что свыше диктует Бог. Я только исполняю волю Его…"

Художник почти дословно цитировал Христа. И примерял на себя Его образ. В "Мастерской" (1998) фарисеи на собрании Союза художников судили мастера, похожего на Ендальцева, как личность не от мира сего. Зритель угадывал, что прототипами судей послужили Харлов, Широковы, Плотников, Поликарпов, Веприков, Попов, Деришев и др.

Н. Ендальцев. В мастерской. 1998. Х., м.

 

К Богу, Свету, Путину!

 

Крестный ход на реку Великую в Вятке. Левая часть "Любовь". 2000-05. Х., м.

И пошёл Николай крестным путём "голгофника оплёванного". Для начала - в "Крестный ход на реку Великую в Вятке". Так называется его гигантское (длиной более шести метров) полотно с подзаголовками частей "Вера", "Надежда", "Любовь", явленное публике в 2005-м. Над ним он трудился с той поры, как уходящий Ельцин под звон курантов объявил о приходе XXI века.

Народ, покаявшись, идёт здесь в едином порыве за священниками к Свету и, по идее, к Христу и Николаю Чудотворцу Великорецкому. Ни Того, ни другого "в живую" на картине нет. Думаю, они смотрят на шествие со стороны, и их взгляд совпадает со взглядом художника. В таком случае Николай чуть ли не равен Мессии!

Крестный ход на реку Великую в Вятке. Централь. часть "Надежда". 2000-05. Х.,м.

Ендальцев обещал мне продолжить цикл - написать и середину пути паломников, и финальное купание в вятском Иордане. Если к реальной купели в 2008-м году приедут Хрисанф и губернатор, то мастер, возможно, изобразит на холсте и их. И уж, конечно, без всякого гротеска.

По мнению Николая, в гротескных образах "совков" 90-х (и в итоговом "Рождественском катании" 2006 года) он воплотил "движение по скользкой дорожке к бездуховности", а в реалистичном "Крестном ходе…" - начавшееся "движение к духовности". Уверяет: "Скоро все пойдут по этому пути. Силы Света восторжествуют лет через пятьдесят".

Крестный ход на реку Великую в Вятке. Правая часть "Вера". 2000-05. Х., м.

Вполне логично, что Ендальцев симпатизирует Лужкову ("возродил Храм Христа Спасителя"), Путину ("посещает богослужения", "выражает чаяния большинства народа") и "Единой России". Быть ему скоро официальным художником! Типа Виктора Харлова и Виктора Попова…

 

Потери в пути

 

От него требовали определиться - с нацией и верой, и вот он определился. И повлияли на то, по его словам, "астральные выходы и размышления над этой сферой духовной жизни". Ещё в 93-м он уверял меня, что при многодневном голодании (проясняющем ум) способен выходить в "астрал", в космос, посещать планеты и звёзды. Теперь говорит, что это происходит во сне. С Христом, Нострадамусом и Путиным не встречался пока. А с Дьяволом? "Дьявол принимает многие людские обличия. Чьи? Не скажу, ведь ты же напишешь! Дьявол сидит в каждом из нас".

С женой и дочкой на открытии выставки в зале КХМ на Либкнехта. 2006

Вообще он стал осторожнее и скрытнее. Забросил голодание, бег и водку. Гуляет по городу с немецкой овчаркой. В беседе с ним мне вспомнилось из Гоголя, типа: и до того человек мог измениться? "Забирайте же с собою в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!" Его "духовный реализм" (в отличие от сатиры, близкой к соцарту) меня смущает: "Крестный ход…" напомнил мне соцреалистические полотна с изображением праздничных демонстраций трудящихся (только под другими знамёнами). А Николай говорит: "Не рассчитываю на успех, а пишу так, как считаю нужным. Моим холстам, как драгоценным винам, настанет свой черёд. Марийцы уже повесили в музее мой "Марийский рынок", обруганный когда-то".

Что ж, если будущее будет, оно ещё нам покажет!

 

Михаил Коковихин

Автопортрет. 1983

 

Ендальцев Николай Кузьмич род. 22.01.1948 в д. Ошеть Марийской АССР. В армии служил рядовым солдатом и художником-оформителем. Пензенское и Марийское худ. училища (1971-75). В Йошкар-Оле работал оформителем на ставках тракториста и слесаря. Четырежды вступал в комсомол и выходил из него. В 1987 поменял 2-комн. квартиру в Йошкар-Оле на Киров. До 1992 преподавал в Кировской ДХШ. Член Союза художников с 1993. Персональная выставка в ЦДХ на Крымвалу, коллективная в Гамбурге (1993). В Третьяковке - картины "Танцы на Хлебной площади", "Художник и модель", "Академическая дача". 20-летний сын Илья погиб (1996). Жена Анастасия - график. Дочь Наталья - 10 лет, скрипачка. Пристрастия: Брейгель, Босх, Веласкес, Давид Фридрих, Врубель, Нестерова, Назаренко, Любаров, огород. Пьёт красное сухое и пиво. Курить бросает периодически. Пишет тексты (о себе и об искусстве).

 

"Вятская особая газета" 1.11.2007, № 43

 

 

Н. Ендальцев. Рождественское катание. 2006. Х., м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008
Хостинг от uCoz