Астральщик
Николай Ендальцев удаляется от мёртвых душ Великорецким крестным ходом
|
Николай Кузьмич Ендальцев и его "Голгофа".
2007. Коллаж Г. Смелянской
|
|
Н. Ендальцев. Однажды. 1994. Х., м.
|
Он прославился
в 90-е гротесковым изображением вятских дуриков, российского "совка"
и мирового зла. На выставке в католическом соборе Гамбурга (1993)
его "Голгофа"
висела в центре алтаря, ещё четыре работы - по бокам, рядом с картинами
Натальи Нестеровой и Татьяны Назаренко, известных "семидесятниц"
(предшественниц
соцарта). Три холста Ендальцева купила Третьяковка.
И вдруг в новом
веке Николай озаботился "духовностью" и начал живописать
реалистичный цикл о Великорецком крестном ходе. Николай Васильевич
Гоголь тоже однажды после "Мёртвых душ" опубликовал "Выбранные
места из переписки с друзьями" и взялся за лепку образов положительных
героев второго тома. Николая Кузьмича не смущает, что он встал на
тот же рискованный (судя по тёзке) путь.
Синедрион
фарисеев
|
Музейщица Надежда Коровина и Николай Ендальцев
на презентации выставки в зале КХМ на Либкнехта. 1994
|
Деревня Ошеть,
где он родился, находится в двадцати километрах от Уржума и когда-то
входила в состав Вятской губернии, но при Сталине оказалась в Марийской
АССР. Живя в советской Йошкар-Оле, Николай устал от обвинений, что
он не любит марийскую нацию, потому что изображает её узкоглазой и
малорослой. Взял да и перебрался в 87-м с семьёй в Киров.
Кировские функционеры
Союза художников долго числили Ендальцева по списку беженцев из автономных
республик и обличителем вятских нравов (типа Салтыкова-Щедрина). Не
патриот, дескать, не коренной вятский уроженец, не нашей национальности
и веры. Николай вынужден был оправдываться: да русский я, православный,
вот те крест, и предки мои - вятские. И даже нашёл между Советском,
Нолинском и Суной село Ендальцево, где жили Ендальцевы. Вот, мол,
моя прародина: я, как Шаляпин, родился не здесь, но корнями - ваш
земляк, и пою, как Шаляпин, но тенором.
Взгляд на персонажей
ендальцевских картин 90-х рождал у невнимательных зрителей всякие
нехорошие слова (хамы, дебилы, алкаши, слепцы, колхозники, монстры)
и вопрос: да любит ли он русских людей? А Николай цитировал художника
Александра Мочалова, всмотревшегося в его героев: "А всё-таки
они добрые!" И опять пускался в оправдания: "В Кирове я
увидел отнюдь не русских, а кировчан. И моя цель - не посмеяться над
людьми, а написать их такими, как есть. Стараюсь наиболее полно выразить
их сущность - и психическое состояние нашего совкового общества. А
это диктует острую форму. Используют же маски в театре!"
Апофеоз "совка"
- "Зимний
праздник" Ендальцева, написанный им в январе 91-го: пьяная
толпа бесчинствует, один - в шапочке цветов будущего российского флага.
По словам Николая, здесь он предугадал августовский путч, а в "Голгофе"
(1993) - московскую резню 3-го октября. Злобная толпа распинает на
Голгофе не Христа, а голого мужика (похожего на знакомого Кузьмичу
слесаря).
Как и я, Ендальцев
мнит себя провидцем. Если в его "Марийском рынке" 1982 года
забор как бы отгораживал СССР от свободного мира, то "Рынок"
84-го изображён уже без забора, зато с телегой и лошадью, входящей
в наш мир со стороны Запада, - это, по мнению художника, предощущение
рыночной системы в России. В "Пугачёве на Илети" (1987)
Пугачёв - на белом коне, и автор ассоциировал его с Горбачёвым на
трибуне (хотя, скорей уж, это Ельцин на танке). Есть Нострадамусы
в нашем Отечестве!
Николай в 90-х
философствовал так: "Бог и Дьявол противостоят в нашем обществе,
как день и ночь. Дьявол завладел частью людей. Им бы только кошку
поленом по хребту ударить или честного человека распнуть. Говорят,
что я пишу одни уродства, но на самом-то деле - жизнь. Пишу то, что
свыше диктует Бог. Я только исполняю волю Его…"
Художник почти
дословно цитировал Христа. И примерял на себя Его образ. В "Мастерской"
(1998) фарисеи на собрании Союза художников судили мастера, похожего
на Ендальцева, как личность не от мира сего. Зритель угадывал, что
прототипами судей послужили Харлов, Широковы, Плотников, Поликарпов,
Веприков, Попов, Деришев и др.
|
Н. Ендальцев. В мастерской. 1998. Х., м.
|
К Богу, Свету,
Путину!
|
Крестный ход на реку
Великую в Вятке. Левая часть "Любовь". 2000-05. Х.,
м. |
И пошёл Николай
крестным путём "голгофника оплёванного". Для начала - в
"Крестный ход на реку Великую в Вятке". Так называется его
гигантское (длиной более шести метров) полотно с подзаголовками частей
"Вера", "Надежда", "Любовь", явленное
публике в 2005-м. Над ним он трудился с той поры, как уходящий Ельцин
под звон курантов объявил о приходе XXI века.
Народ, покаявшись,
идёт здесь в едином порыве за священниками к Свету и, по идее, к Христу
и Николаю Чудотворцу Великорецкому. Ни Того, ни другого "в живую"
на картине нет. Думаю, они смотрят на шествие со стороны, и их взгляд
совпадает со взглядом художника. В таком случае Николай чуть ли не
равен Мессии!
|
Крестный ход на реку
Великую в Вятке. Централь. часть "Надежда". 2000-05.
Х.,м. |
Ендальцев обещал
мне продолжить цикл - написать и середину пути паломников, и финальное
купание в вятском Иордане. Если к реальной купели в 2008-м году приедут
Хрисанф и губернатор, то мастер, возможно, изобразит на холсте и их.
И уж, конечно, без всякого гротеска.
По мнению Николая,
в гротескных образах "совков" 90-х (и в итоговом "Рождественском
катании" 2006 года) он воплотил "движение по скользкой дорожке
к бездуховности", а в реалистичном "Крестном ходе…"
- начавшееся "движение к духовности". Уверяет: "Скоро
все пойдут по этому пути. Силы Света восторжествуют лет через пятьдесят".
|
Крестный ход на реку
Великую в Вятке. Правая часть "Вера". 2000-05. Х., м. |
Вполне логично,
что Ендальцев симпатизирует Лужкову ("возродил Храм Христа Спасителя"),
Путину ("посещает богослужения", "выражает чаяния большинства
народа") и "Единой России". Быть ему скоро официальным
художником! Типа Виктора Харлова и Виктора Попова…
Потери в пути
От него требовали
определиться - с нацией и верой, и вот он определился. И повлияли
на то, по его словам, "астральные выходы и размышления над этой
сферой духовной жизни". Ещё в 93-м он уверял меня, что при многодневном
голодании (проясняющем ум) способен выходить в "астрал",
в космос, посещать планеты и звёзды. Теперь говорит, что это происходит
во сне. С Христом, Нострадамусом и Путиным не встречался пока. А с
Дьяволом? "Дьявол принимает многие людские обличия. Чьи? Не скажу,
ведь ты же напишешь! Дьявол сидит в каждом из нас".
|
С женой и дочкой на открытии выставки в зале
КХМ на Либкнехта. 2006
|
Вообще он стал
осторожнее и скрытнее. Забросил голодание, бег и водку. Гуляет по
городу с немецкой овчаркой. В беседе с ним мне вспомнилось из Гоголя,
типа: и до того человек мог измениться? "Забирайте же с собою
в путь… все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не
подымете потом!" Его "духовный реализм" (в отличие
от сатиры, близкой к соцарту) меня смущает: "Крестный ход…"
напомнил мне соцреалистические полотна с изображением праздничных
демонстраций трудящихся (только под другими знамёнами). А Николай
говорит: "Не рассчитываю на успех, а пишу так, как считаю нужным.
Моим холстам, как драгоценным винам, настанет свой черёд. Марийцы
уже повесили в музее мой "Марийский рынок", обруганный когда-то".
Что ж, если будущее
будет, оно ещё нам покажет!
Михаил Коковихин
|
Автопортрет. 1983
|
Ендальцев
Николай Кузьмич
род. 22.01.1948 в д. Ошеть Марийской АССР. В армии служил рядовым солдатом
и художником-оформителем. Пензенское и Марийское худ. училища (1971-75).
В Йошкар-Оле работал оформителем на ставках тракториста и слесаря. Четырежды
вступал в комсомол и выходил из него. В 1987 поменял 2-комн. квартиру
в Йошкар-Оле на Киров. До 1992 преподавал в Кировской ДХШ. Член Союза
художников с 1993. Персональная выставка в ЦДХ на Крымвалу, коллективная
в Гамбурге (1993). В Третьяковке - картины "Танцы на Хлебной площади",
"Художник и модель", "Академическая дача". 20-летний
сын Илья погиб (1996). Жена Анастасия - график. Дочь Наталья - 10 лет,
скрипачка. Пристрастия: Брейгель, Босх, Веласкес, Давид Фридрих, Врубель,
Нестерова, Назаренко, Любаров, огород. Пьёт красное сухое и пиво. Курить
бросает периодически. Пишет тексты (о себе и об искусстве).
"Вятская
особая газета" 1.11.2007, № 43
|
Н. Ендальцев. Рождественское катание. 2006.
Х., м.
|