|
В январе во Всероссийском выставочном центре «Нижегородская Ярмарка» прошёл II Международный фестиваль фотографии «Pro зрение», посвящённый 10-летию открытия Нижнего Новгорода. Организаторы: Госцентр современного искусства (Нижегородский филиал) и Центр современного искусства «Кариатида» при поддержке «Автобанка», Института «Открытое общество» и Фонда Форда. Сотрудники «Бинокля» побывали на фестивале и подготовили подборку материалов.
- Как Вам вятская часть экспозиции? - Вятке очень повезло: у вас есть Союз фотохудожников, который, в отличие от Союзов многих других городов, живет активной жизнью. Здесь замечательные люди, в первую очередь, конечно, Валерий Гагаринов, благодаря которому состоялась вся вятская часть проекта. Мне очень нравится проект Андрея Драченкова «Три поколения цифр». Насколько я знаю, Драченков учился в полиграфическом институте в Москве у Куприянова, и его правильное, выстроенное видение очень заметно по фотографиям. Можно по-разному фиксировать жизнь: можно снимать людей, а можно фотографировать вещи, которые в быту мы не замечаем, но когда потом объектив выцепляет их из повседневности, то сразу видны многие закономерности. Андрей фотографирует цифры, как их писали 30 лет назад, потом - 10 лет назад, и сейчас. Он отмечает изменения, произошедшие в обществе, таким простым, лаконичным и очень красивым ходом. И это выглядит очень симпатично, особенно при сплошном способе экспонирования. - Это напоминает традицию Уорхола? - Да. Чем занимался Уорхол? Он делал портреты, множил их, тиражировал. Легко можно представить на месте цифр историю гражданина Д. - три этапа его жизни, как в паспорте: сначала фотографии 16-ти лет, потом 25-ти, потом в 40 - и это на всю жизнь. И здесь так же: три этапа жизни каждой цифры как отдельной личности - вот вам молодость, вот зрелый возраст, вот старость...
- Чем Вам интересны натюрморты Георгия Пойлова? - У Свибловой в этом году одна из тем биеннале - натюрморт. Я думаю, что именно такие фотографии она будет показывать, потому что у Пойлова очень качественные - с формальной точки зрения - работы: идеально выстроенные композиции, свет... Чем мне нравится его проект? Хотя бы тем, что это иллюстрация названия нашего фестиваля - «Pro зрение» - выстроить всё, увидеть такие мелочи: например, я сначала даже не обратила внимания, что это такое, а потом увидела, что это просто пробки от винных бутылок стоят рядами. Это может сделать не просто фотограф, а только фотохудожник, каким Пойлов и является. Когда видишь серию его работ, в них читается лирическое настроение: видно, что это делал один человек, под этим есть общая мысль. Он как будто попытался с помощью фотографии нарисовать картины. Натюрморт - жанр картинный... - У Гагаринова тоже старинные вещи - патефоны, фотоаппараты... - Вытаскивание старинных вещей и совмещение их с рафинированными моделями - это приём, который сейчас фотографы часто используют. У кого-то получается, а у кого-то нет, когда кажется, что собрали несовместимое, каша какая-то. А у Гагаринова из этого выстраивается message. Нужно быть очень тонким человеком, чтобы не переборщить. И Гагаринов как раз выбирает это очень чётко. У него особый взгляд. - Как смотрятся три вятских проекта в контексте всего фестиваля? - Фестиваль - очень демократичен. Мы не рассчитывали по принципу: здесь мы повесим провинциальных фотохудожников, здесь - знаменитых московских, а здесь - иностранцев. На одних и тех же стенках они перемешаны. И если не обращать внимания на подписи, ни за что вы не догадаетесь, откуда приехала та или иная выставка. Проект Драченкова мог сделать любой наблюдательный московский или иностранный фотограф. На вещах, которые используют в своих проектах Пойлов и Гагаринов, не написано «Made in China» или «Made in USA»: эти проекты тоже мог сделать фотограф из любой страны. Поэтому на фестивале не читается, что Драченков, Пойлов и Гагаринов - типично вятские: их проекты космополитичны...
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |