|
Довольно вялая, юбилейно-датская выставочная жизнь заметно оживилась после недавнего создания объединения молодых художников. Две свежих выставки за два месяца - для Вятки почти шок. На «Табу» герои картинок пикантно обнажились, а на «Карнавал» принарядились всякие клоуны, шуты, Арлекины, ангелы, Пегасы, дамы и кавалеры галантного века. Этакий мир грёз.
В кумирах у авторов - Михаилы: Шемякин, Врубель, Мартынов - мастера фантастических галлюцинаций. Серая вятская действительность рождает у Золушек-художниц и Иванушек-художников грёзы о гаремных страстях, заморских принцах-принцессах и венецианских карнавалах. Ассоль с голодухи грезит алыми парусами. Вместо тяжеловесного масла - лёгкий, воздушный, эфемерный батик. Вместо идейности и концепта - налёт попсовости и дизайна. Всё уже не важно. В ход пошли весёлые картинки, ярко раскрашенные мультики, глюки. Самые интересные «табуированные карнавальщики» - Игорь Сметанин и Василиса Сказкина. Сметанин игрив, с намёком на темы инцеста («Ах, эти сёстры!») и зоофилии («Везунчик», «Похищение Европы»). Сказкина уходит в ностальгию по модерну, в утончённые невинные страстишки. Мария Вачевских интересна элегичными настроениями. Светлана Жижина наиболее мультяшна, «весела и беззаботна». Предводитель группы Александр Суворов несколько статичен, «безыдеен», не «картинщик». Зато он попытался переплюнуть леонардовский эффект «сфумато» (светотеневое смягчение очертаний), затянув двойным батиком живописный портрет на древесно-волокнистой плите. Лица шутов и шутих туманно и якобы «загадочно» проступили сквозь шёлк. Туман есть, а особой загадки не видать. Несмотря на «завлекушки», вятские зрители-покупатели оказались ленивы и нелюбопытны. На «Табу» продан лишь триптих Марии Вачевских «Она». На «Карнавале» запечалился ее «Одинокий Арлекин». Отвечая на мой вопрос, Мария (завуч детской худшколы) своим кумиром назвала Михаила Шемякина - «за то, что он уходит от соцреализма, от стожков и лужков, которые взращивает в нас Вятское художественное училище». Взращивает-то взращивает, но, как видим, вырастают мастера модерна и сюра. Возникает вроде бы оппозиция ВХУ - ДХШ, то есть опять же традиционалисты и «новаторы». Однако официальную позицию руководства ВХУ (реализм) сильно корректируют рядовые педагоги училища, прошедшие, например, питерскую школу мирискуснических традиций. Не исключено, что наметившуюся оппозицию смоет первой же волной. Михаил КОКО
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |