|
- Как живётся Вам в Питере? - Питер - прекрасный город, поэтому живу хорошо. Слава Богу, заезжают друзья из Кирова: Саша Суворов, Ира Черных (Василиса Сказкина)... В прошлом интервью Вам я говорил: очень хочу в Питер. И эта мечта осуществилась, и я уже оттуда никуда не сдёрнусь. Мы там с Юлей Стасюк осели. Всё будет хорошо. - Юля - это кто? - Юля - это мое солнце, моя душа, моя любовь, человек, который всегда рядом. Очень повезло мне в жизни в том, что это не просто женщина, а больше: мой самый классный друг. - Я слышал, Вы живёте там в коммуналке с вятскими художницами Леной Авиновой и Светой Шаровой?
- Лена и Света нам очень помогли. Я зиму провёл в деревянном домике под Питером, топил печку. Лена Авинова позвонила: «Миша, я знаю, что ты бедствуешь. Давай я тебя поселю». В коммуналке там четыре комнаты, нас сейчас оттуда выгоняют. Но сейчас, слава Богу, я начал зарабатывать дизайном, компьютерной графикой - пока не картинами, к сожалению, но картины - в будущем. - Как изменилось Ваше творчество со времён Вятки, за питерско-новгородский период? - Я начал видеть шире. Я становлюсь одним цельным нервом, который воспринимает всё. И появилась боль в работах. Это приятная боль, потому что начинаю становиться зеркалом. Нет, это не требует самоограничений, наоборот. Это свобода восприятия, свобода людей, которые рядом со мной, свобода техники. - Изменилось ли Ваше отношение к вятскому изоискусству? - В вятском искусстве ничего не поменялось, к сожалению. Мне кажется, ничего и не поменяется. В последнее время я понимаю: у каждого города, у каждого человека, у нашей Вятки - свой путь, как это ни прискорбно, хотя этот город я очень люблю. Но, видимо, вот это болото всегда будет отставать на шаг. И так и должно быть, чтобы хоть какая-то звёздочка прорывалась вперед. Это стимул, чтобы кто-то вопреки всему делал свое дело. И всей вятской иерархии смешных художников, которые пишут стожки-лужки, хочу пожелать здоровья, пусть они так же провоцируют нас на прекрасное наше творчество! - В объединении молодых вятских художников один из главных кумиров - Шемякин. А кто из художников Вас вдохновляет, в мировом масштабе? - Если вопрос о Шемякине, я думаю, что этот человек делает свое дело. И мне нравится, что он делает. Почему-то мне хочется верить, что он не шоумен. А вообще в мировом масштабе - кумиров у меня нет, и слава Богу. В последнее время почему-то хочется говорить о дыхании, о весне, о звёздах. И не хочется о кумирах. Заповеди уже давно сказаны, и в них есть правда. Мой кумир - человек, просто человек. - И бомж? - А если я завтра стану точно таким же? Это же отражение меня. Бомжа, который собирает бутылки, я не жалею, я просто говорю ему: твой путь сейчас здесь, но завтра будет по-другому. Душа же странствует. Я никогда не жалею. Жалость - это слабость. Бомжу нужно сказать: я тебя люблю. Лучше так сказать, чем жалеть. - Изменилось ли в Питере Ваше понимание функции искусства? - Когда говорят, что искусство - это бизнес, меня раздражает. И продвижение художника (промоушен) - это нужно, но художник прежде всего должен понять, что нужно именно ему, как воздух. У каждого свой художник. Кому-то нужны Киркоров или Церетели, пусть у них будет свой зритель. А у нас будет свой. Искусство - ведь это не выставка, не презентация, а то, когда ты берёшь кисть, берёшь краску и ловишь неуловимое - вот это момент искусства. Всё остальное - пьянка, показуха. Как я могу написать искреннюю картину, думая, что она будет выставлена и ей будут хлопать? - У Вас сегодня есть свой зритель? - Я думаю, он появился. И это меня очень порадовало. Это - мои друзья. - Друзья - это двадцать человек. Не публика... - Я не хочу говорить о зрителе, потому что о нём не думаю. У меня нет стратегии привлечения зрителя. Искренность окупит всё. Это самое большое счастье, когда на твою искренность идет ответ. Когда зритель сидит на концерте Киркорова, он пришел не к Киркорову, а к модному, к человеку по фамилии Модный. А я не работаю на массы, на зрителя, я работаю для себя. М.К.
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |