|
Сравним Грина первого и Грина второго: гипсового и бронзового. На первый взгляд, без разницы: оба смотрят свысока на реку Вятку и дальше, оба грудью на постаменте и улеплены чайками. Игра: найдите десять отличий! Вот они. Гипсовый был крашен под сусальное золото - как ангел с крылышками, а бронзовый - разноцветный: золотистого, серого, бурого, зелёного цветов и с подтёками. Но главное: лицо и чайки огрубели, во взгляде Грина исчезла слащавость, появилась тоска. Писатель-романтик теперь больше похож на себя - на эсера-бомбиста, похмельного биндюжника и морского волка. Александр всматривается вдаль - на Дальний Восток, в сторону надвигающихся на нас наводнений Приморья и прочего Забайкалья. Нет больше Зурбагана с Лиссом, не блистает блистающий мир, Ассоль не ждёт алые паруса. На лице Грина однозначно читается формула О'Кейси, повторённая Ильфом в записных книжках: «О, горе мне! Тоска! Тоска навеки!» Площадка вокруг бюста оформлена как нос корабля. По замыслу скульпторов, Грин пытается взмыть над обрывом, погрузиться в реку. Улететь, уплыть, забыться! В Сибирь, в Сибирь, в Сибирь! Не в Москву же... За истекший с установки гипсового Грина период надпись на постаменте («Александр Грин») изрядно потускнела и стёрлась. Когда в следующую годовщину бронзовый памятник будут менять на гранитный, то на вопрос народа: «Кто это?» - мы ещё споём: По диким степям Забайкалья, Где золото роют в горах, Бродяга, судьбу проклиная, Тащился с гнездом на плечах... Константин ФИЛИППОВ
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |