|
Не получив профессионального образования, не закончив ни одного художественного заведения, Николай Хохряков сумел стать замечательным живописцем, «певцом северного пейзажа», прекрасным рисовальщиком, иллюстратором. Одним из первых его учителей был Иван Шишкин (1832-98). Их знакомство произошло заочно, благодаря Аполлинарию Васнецову. Однажды, будучи в Петербурге, Аполлинарий Михайлович показал рисунки своего друга известному живописцу. Рисунки понравились Ивану Ивановичу: в них было, как он сам говорил, что-то родное и близкое ему. И Шишкин выразил желание бесплатно обучать юношу в своей мастерской. Аполлинарий звал друга в Петербург, подбадривая Хохрякова в письмах: «Твои рисунки... видели Репин, Поленов, Шишкин - и в восторге - особенно Шишкин: говорит, что грех зарывать где-то в Вятке такой талант». Особенно хороши были рисунки пером, способность к которому признавал сам Шишкин. Какие именно рисунки понравились Ивану Ивановичу, неизвестно. Но в фондах Кировского художественного музея есть несколько работ раннего, дошишкинского периода Хохрякова: «В лесу у болота» (1873), «Лист из альбома» (1875), «У озера» (1877), «Лес» (1880), «Аллея» (1880). Среди них мы встречаем и пейзажи, и жанровые сцены. Они бессобытийны - это лишь фиксация того, что заинтересовало художника, своеобразные штудии и проба пера. Хохряков идет наугад, пробует разные манеры. То он тревожный романтик, а то искренний реалист, старательно всё вырисовывающий. Уже в ранних работах чувствуется умение художника передать особый характер местности. После долгих сомнений, следуя советам Аполлинария Васнецова и найдя материальную поддержку в лице своего родственника А.Рязанцева, Николай приезжает в Петербург. И осенью 1880 года состоялась очная встреча Шишкина и Хохрякова: «Я сразу же пошел к Ивану Ивановичу. Шишкин встретил меня как знакомого... и предложил мне ходить к нему учиться, что я с восторгом и принял», - вспоминал Хохряков в своем «Жизнеописании». Шишкин к тому времени получил признание как живописец, который сумел раскрыть красоту русской природы, так долго считавшейся неприглядной и недостойной кисти художника. Кроме того, с его именем связан расцвет русской гравюры второй половины XIX века.
Крамской называл Шишкина «человек-школа» (имея в виду не только преподавание как таковое, но и «системность» его творческого метода). Одним из любимых учеников Шишкина стал Хохряков. Он вспоминал: «Иван Иванович ко мне очень хорошо относился, как и покойная Ольга Анатольевна Лагода-Шишкина. Но Иван Иванович бывал порой и требователен, и хотя потом смеясь и говорил "кого люблю, того и бью", всё же часто резкие слова на меня производили впечатление, и он мне тогда говорил: "Вы как улитка. Вас нельзя задеть, сейчас же Вы и захлопнете свою скорлупу. Так нельзя, - Вас здесь заклюют, и Вам не выбиться с таким характером".» Шишкин высоко ценил Хохрякова как рисовальщика. Что касается живописи Николая, то отношение к ней Шишкина было резким и категоричным. Он говорил Хохрякову, что краски и кисти ему необходимо закрыть в ящик, а ключ от ящика выбросить далеко в море. А вот рисунком рекомендовал заняться серьезно. «В красках, - вспоминал Николай Николаевич, - я был предоставлен самому себе, брел ощупью». Два года жил он в Петербурге и учился рисунку и офорту под руководством Шишкина. В дальнейшем Хохряков занимался гравюрным делом лишь эпизодически (в КХМ - шесть его офортов), но к гравюре, на наш взгляд, у Хохрякова было особое отношение. Он любил гравюру, был знатоком гравюрных техник, знал манеры работы в гравюре и русских, и западноевропейских художников. У него собралась небольшая коллекция офортов. Особое место в ней отводилось французским пейзажистам Коро, Дюпре, Тройону, Добиньи, Милле. И, естественно, Шишкину. Лишь спустя четыре года после смерти владельца, в 1932-м, более 30 листов с офортами Шишкина из личной коллекции Хохрякова поступили в КХМ. Знание гравюры помогло Хохрякову в те времена, когда он работал главным хранителем картинной галереи в музее искусства и старины в Вятке. В послереволюционные годы сюда поступало много произведений искусства. Атрибуция, учет, хранение - всё это легло на плечи уже немолодого человека. Елена Москалец, работавшая в те годы в вятском музее, вспоминала: «Николай Николаевич брал лупу, громко читал текст (на гравюре. - Н.К.) и быстро переводил его на русский язык. Снова внимательно смотрел на гравюру... близко подносил ее к глазам и определял технику. Установив все особености листа, торжествующе смотрел на меня». Что же касается рисунка, то успехи молодого Хохрякова были несомненны. Аркадий Рылов отмечал «определенность его творческой физиономии». Николай умел передавать в своих работах характер местности, даже каждого предмета - будь то береза, стог сена, суслон на поле, провинциальная улица. Этим свойствам и живопись, и графика Хохрякова обязаны прежде всего рисуночной основе, выработанной в мастерской Шишкина. Работа с натуры и для Хохрякова, и для Шишкина была необходимой частью творчества. «Каждый ученик, - наставлял своих питомцев Шишкин, - летом должен обязательно писать этюды и в них со всех сторон изучать, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в нем всё, что остановит на себе внимание». В коллекции КХМ хранится 27 альбомов с рисунками Хохрякова: зарисовки природы, деревьев, жанровые сцены, храмы, избушки. В создании даже таких набросочных рисунков он не терпел неряшливости и небрежности. В натурном рисунке Шишкина заметнее традиции подготовительного этюда, деловые зарисовки во многом вбирали в себя особенности штудии. В свои рисунки художник вносил позитивное знание. Это было в духе того времени, когда формировался Иван Иванович (1850-60-е). И в этом его натурный рисунок отличался от натурного рисунка художников рубежа XIX-XX веков: в творчестве, например, Репина, Врубеля, Серова, Петрова-Водкина натурный рисунок представлен как разновидность станкового искусства, вполне равнозначная с живописью по художественным достижениям. На рубеже веков менялось и отношение к природе. Пейзаж выступает теперь как ведущий жанр. Но ведущим он стал не по количеству, а по качеству. И Хохряков-пейзажист отражает не знание о природе, а ищет определенное настроение, которое было бы созвучно его внутреннему миру. В начале ХХ века у него появляются рисунки, которые претендуют на роль самостоятельных произведений искусства («В деревне», 1926). Еще один момент влияния Шишкина на Хохрякова - фотография, а точнее - использование ее в работе над произведением. Летом Шишкин ходил с учениками на этюды, а зимой заставлял их, сидя в мастерской, копировать фотографии. Это было необходимо для совершенствования техники и умения работать тоном. Впоследствии очень многие работы Хохрякова (прежде всего иллюстрации) выполняются им с использованием фотографии. С нее брались композиция, сюжет, но настроение в каждом рисунке создавалось заново. Фотоизображение творчески перерабатывалось. Композиция одной из самых лучших картин Хохрякова «Дворик с курами» (1919) тоже взята с фотографии. Про Хохрякова нельзя сказать, что он стал продолжателем творческих принципов Шишкина. В то же время нельзя забывать о влиянии, которое оказал Иван Иванович на Николая Николаевича в Петербурге. Шишкин научил Хохрякова любить, видеть, знать природу. Дал ту основу, тот фундамент, на котором потом выстроилось здание - художественное наследие Хохрякова с оригинальным чувствованием природы, с индивидуальным - чисто хохряковским - настроением. Наталья КЛЕМЕНТЬЕВА,
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |