Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Два года в мастерской Шишкина
Ученичество Николая Хохрякова
ХОХРЯКОВ Николай Никол. (4.11.1857-19.12.1928) род. в Вятке. Учился рисунку и офорту в Петербурге у И.Шишкина (1880-82). Участник Товарищества передвижных выставок (1884-1918). Один из основателей Вятского худ.-ист. музея (1910, ныне КХМ), первый хранитель картинной галереи этого музея (1918-28). Похоронен на Ахтырском кладбище (могила не сохранилась).

Не получив профессионального образования, не закончив ни одного художественного заведения, Николай Хохряков сумел стать замечательным живописцем, «певцом северного пейзажа», прекрасным рисовальщиком, иллюстратором. Одним из первых его учителей был Иван Шишкин (1832-98).

Их знакомство произошло заочно, благодаря Аполлинарию Васнецову. Однажды, будучи в Петербурге, Аполлинарий Михайлович показал рисунки своего друга известному живописцу. Рисунки понравились Ивану Ивановичу: в них было, как он сам говорил, что-то родное и близкое ему. И Шишкин выразил желание бесплатно обучать юношу в своей мастерской.

Аполлинарий звал друга в Петербург, подбадривая Хохрякова в письмах: «Твои рисунки... видели Репин, Поленов, Шишкин - и в восторге - особенно Шишкин: говорит, что грех зарывать где-то в Вятке такой талант».

Особенно хороши были рисунки пером, способность к которому признавал сам Шишкин. Какие именно рисунки понравились Ивану Ивановичу, неизвестно. Но в фондах Кировского художественного музея есть несколько работ раннего, дошишкинского периода Хохрякова: «В лесу у болота» (1873), «Лист из альбома» (1875), «У озера» (1877), «Лес» (1880), «Аллея» (1880).

Среди них мы встречаем и пейзажи, и жанровые сцены. Они бессобытийны - это лишь фиксация того, что заинтересовало художника, своеобразные штудии и проба пера. Хохряков идет наугад, пробует разные манеры. То он тревожный романтик, а то искренний реалист, старательно всё вырисовывающий. Уже в ранних работах чувствуется умение художника передать особый характер местности.

После долгих сомнений, следуя советам Аполлинария Васнецова и найдя материальную поддержку в лице своего родственника А.Рязанцева, Николай приезжает в Петербург. И осенью 1880 года состоялась очная встреча Шишкина и Хохрякова: «Я сразу же пошел к Ивану Ивановичу. Шишкин встретил меня как знакомого... и предложил мне ходить к нему учиться, что я с восторгом и принял», - вспоминал Хохряков в своем «Жизнеописании».

Шишкин к тому времени получил признание как живописец, который сумел раскрыть красоту русской природы, так долго считавшейся неприглядной и недостойной кисти художника. Кроме того, с его именем связан расцвет русской гравюры второй половины XIX века.

Н.Хохряков. В деревне. 1926. Б., кар. КХМ
Н.Хохряков. Сельский пейзаж. 1920-е (?). Б., кар. КХМ
Н.Хохряков. Лист из альбома. 1885. Б., кар. КХМ

Крамской называл Шишкина «человек-школа» (имея в виду не только преподавание как таковое, но и «системность» его творческого метода). Одним из любимых учеников Шишкина стал Хохряков. Он вспоминал:

«Иван Иванович ко мне очень хорошо относился, как и покойная Ольга Анатольевна Лагода-Шишкина. Но Иван Иванович бывал порой и требователен, и хотя потом смеясь и говорил "кого люблю, того и бью", всё же часто резкие слова на меня производили впечатление, и он мне тогда говорил: "Вы как улитка. Вас нельзя задеть, сейчас же Вы и захлопнете свою скорлупу. Так нельзя, - Вас здесь заклюют, и Вам не выбиться с таким характером".»

Шишкин высоко ценил Хохрякова как рисовальщика. Что касается живописи Николая, то отношение к ней Шишкина было резким и категоричным. Он говорил Хохрякову, что краски и кисти ему необходимо закрыть в ящик, а ключ от ящика выбросить далеко в море. А вот рисунком рекомендовал заняться серьезно. «В красках, - вспоминал Николай Николаевич, - я был предоставлен самому себе, брел ощупью».

Два года жил он в Петербурге и учился рисунку и офорту под руководством Шишкина. В дальнейшем Хохряков занимался гравюрным делом лишь эпизодически (в КХМ - шесть его офортов), но к гравюре, на наш взгляд, у Хохрякова было особое отношение. Он любил гравюру, был знатоком гравюрных техник, знал манеры работы в гравюре и русских, и западноевропейских художников.

У него собралась небольшая коллекция офортов. Особое место в ней отводилось французским пейзажистам Коро, Дюпре, Тройону, Добиньи, Милле. И, естественно, Шишкину. Лишь спустя четыре года после смерти владельца, в 1932-м, более 30 листов с офортами Шишкина из личной коллекции Хохрякова поступили в КХМ.

Знание гравюры помогло Хохрякову в те времена, когда он работал главным хранителем картинной галереи в музее искусства и старины в Вятке. В послереволюционные годы сюда поступало много произведений искусства. Атрибуция, учет, хранение - всё это легло на плечи уже немолодого человека. Елена Москалец, работавшая в те годы в вятском музее, вспоминала: «Николай Николаевич брал лупу, громко читал текст (на гравюре. - Н.К.) и быстро переводил его на русский язык. Снова внимательно смотрел на гравюру... близко подносил ее к глазам и определял технику. Установив все особености листа, торжествующе смотрел на меня».

Что же касается рисунка, то успехи молодого Хохрякова были несомненны. Аркадий Рылов отмечал «определенность его творческой физиономии». Николай умел передавать в своих работах характер местности, даже каждого предмета - будь то береза, стог сена, суслон на поле, провинциальная улица. Этим свойствам и живопись, и графика Хохрякова обязаны прежде всего рисуночной основе, выработанной в мастерской Шишкина.

Работа с натуры и для Хохрякова, и для Шишкина была необходимой частью творчества. «Каждый ученик, - наставлял своих питомцев Шишкин, - летом должен обязательно писать этюды и в них со всех сторон изучать, что он избрал своей специальностью; кроме того, как зимой, так и летом он должен иметь при себе записную книжку и альбом, чтобы приучиться зачерчивать в нем всё, что остановит на себе внимание».

В коллекции КХМ хранится 27 альбомов с рисунками Хохрякова: зарисовки природы, деревьев, жанровые сцены, храмы, избушки. В создании даже таких набросочных рисунков он не терпел неряшливости и небрежности.

В натурном рисунке Шишкина заметнее традиции подготовительного этюда, деловые зарисовки во многом вбирали в себя особенности штудии. В свои рисунки художник вносил позитивное знание. Это было в духе того времени, когда формировался Иван Иванович (1850-60-е). И в этом его натурный рисунок отличался от натурного рисунка художников рубежа XIX-XX веков: в творчестве, например, Репина, Врубеля, Серова, Петрова-Водкина натурный рисунок представлен как разновидность станкового искусства, вполне равнозначная с живописью по художественным достижениям.

На рубеже веков менялось и отношение к природе. Пейзаж выступает теперь как ведущий жанр. Но ведущим он стал не по количеству, а по качеству. И Хохряков-пейзажист отражает не знание о природе, а ищет определенное настроение, которое было бы созвучно его внутреннему миру. В начале ХХ века у него появляются рисунки, которые претендуют на роль самостоятельных произведений искусства («В деревне», 1926).

Еще один момент влияния Шишкина на Хохрякова - фотография, а точнее - использование ее в работе над произведением. Летом Шишкин ходил с учениками на этюды, а зимой заставлял их, сидя в мастерской, копировать фотографии. Это было необходимо для совершенствования техники и умения работать тоном. Впоследствии очень многие работы Хохрякова (прежде всего иллюстрации) выполняются им с использованием фотографии. С нее брались композиция, сюжет, но настроение в каждом рисунке создавалось заново. Фотоизображение творчески перерабатывалось. Композиция одной из самых лучших картин Хохрякова «Дворик с курами» (1919) тоже взята с фотографии.

Про Хохрякова нельзя сказать, что он стал продолжателем творческих принципов Шишкина. В то же время нельзя забывать о влиянии, которое оказал Иван Иванович на Николая Николаевича в Петербурге. Шишкин научил Хохрякова любить, видеть, знать природу. Дал ту основу, тот фундамент, на котором потом выстроилось здание - художественное наследие Хохрякова с оригинальным чувствованием природы, с индивидуальным - чисто хохряковским - настроением.

Наталья КЛЕМЕНТЬЕВА,
сотрудник Дома-музея Н.Хохрякова
Амбар в вятской усадьбе Хохряковых. 1900. Фото
Амбар в вятской усадьбе Хохряковых. 1900. Фото
Н.Хохряков. Дворик с курами. 1919. Х., м. КХМ
Н.Хохряков. Дворик с курами. 1919. Х., м. КХМ


Следующая статья:
Роман Козвонин:
Вятка - маленький Париж
Интервью с вятским фотохудожником

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz