Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Отто Ршер. Домик. 1998. Фотопечать, тонирование, ретушь, монтаж
Отто Ршер. Домик. 1998. Фотопечать, тонирование, ретушь, монтаж


Отто Ршер: И день, и ночь
я клею Полн. Собр. Соч.

Интервью с автором выставки фотопликаций «ПИСК-А»



Отто Ршер. Бич. 1998. Фотопечать, раскраска
Отто Ршер. Бич. 1998. Фотопечать, раскраска
Отто Ршер. Зам-зам. 1997. Фотопечать, 
компьютерный макет, контротипирование, раскраска, монтаж
Отто Ршер. Зам-зам. 1997. Фотопечать, компьютерный макет, контротипирование, раскраска, монтаж
Отто Ршер. Иероглиф. 2000. Фотопечать, контротипирование, псевдобарельеф
Отто Ршер. Иероглиф. 2000. Фотопечать, контротипирование, псевдобарельеф
Отто Ршер. Кораблик. 1998. Фотопечать, рисунок, монтаж
Отто Ршер. Кораблик. 1998. Фотопечать, рисунок, монтаж
Отто Ршер. Дверь в кухню. 1998. Фотопечать
Отто Ршер. Дверь в кухню. 1998. Фотопечать

- Фотопликация - это от слова «аппликация»?

- Да. Ну, разве что я убрал букву «а» и одну из букв «п» - может быть, в силу плохого знания правил русского языка. Использован принцип аппликации, принцип вырезания и наклеивания на что-то. Все выставленные работы сложены, сделаны. Их составляющие рождались независимо друг от друга: фотография могла быть снята 10 лет назад, стихи написаны сегодня, а рисунок - год назад, но всё это в голове вертится, и в конце концов складывается в карточку.

- Что для тебя главное в фотопликации?

- Главным является человек: и глаза, и мысли, и энергетика, и биополе. Что интересует меня в жизни, то интересует меня и в фотопликации. Стремлюсь определить свое отношение к данному человеку, событию, действию. Они вызывают во мне вопрос, на который я отвечаю посредством карточки.

- Чисто фотографических выразительных средств тебе не хватает?

- Да, не хватает рамок чисто фотографической технологии, потому хочется порисовать, наклеить, пришить, прибить. Человек - существо многогранное, и хотелось бы, чтобы карточка задействовала все органы чувств, чтобы человек воспринимал не только глазами, но и ушами, ногами и носом. Например, объем дает возможность потрогать руками, то есть элемент осязаемости. Экспозиция позволяет задействовать ноги, заставить человека ходить по выставке нужным маршрутом. Проблема звука решается с помощью звукового оформления. Хотелось бы еще решить проблему запаха. То есть выставка - наиболее цельное, полное восприятие фотокарточки или вообще изображения.

- Но главное все-таки - фотография, остальное на нее работает?

- Пока да. Я с удовольствием бы откликнулся на какие-то проекты поучаствовать уже не в качестве ведущего, а в качестве ведомого. Но пока таких людей не встречалось на пути, потому всё крутится вокруг фотографии.

- А откуда берутся на фотокарточках слова?

- Слова - это внешнее проявление мысли. Откуда берутся мысли? Трудно сказать. Наверное, они берутся от Бога. Слова в некоторых карточках - буквальные цитаты: например, на фотографии старухи, выносящей мусор с 4-го этажа, там слово в слово записан подлинный монолог этой старухи при выносе мусора. Иногда мысли принимают форму стиха. Стиха не с точки зрения поэзии, а с точки зрения зарифмованных строчек и слов. Визуальное отношение к текстам в карточках - формальное, то есть слова написаны плохо, иногда неразборчиво, часто с ошибками, этим я хочу подчеркнуть свое непридание значения тексту. Я бы не хотел на тексте акцентировать внимание.

- Что за музыка звучит на выставке?

- «Консервы», приготовленные Федором Шабалиным. Были взяты фрагменты из различных произведений, которые, по моим ощущениям, подходили к карточкам, фрагменты, положенные на шум моря и крики китов.

- Сколько человек в команде Отто Ршера?

- Трудно сказать. Одна автобиографическая фотопликация состоит из множества наклеенных фотокарточек, на которых изображен я. Там снимали порядка 20 фотографов - по большей части любители. А еще есть индивидуальные работы моего сына Феди: он в три года снял меня и мою жену Надю. В одной из работ есть фотокарточка Романа Козвонина.

- В твоих работах присутствует элемент наива: шероховатости, серость, затемненности, неклассическая композиция, много бытовых сцен. Это принципиально?

- Наипервейшая цель, которую я преследую, делая фотокарточки, - это объяснить самому себе, кто же я есть. Это сложно сделать, когда всё сидит внутри: близкое видится на расстоянье. Сделав карточку, я выхожу из себя и смотрю на себя со стороны. А если я еще слышу чье-то мнение, я еще точнее могу на себя посмотреть. И раз я не ставлю цель понравиться, следовать какой-то школе, стать первым и завоевать приз, а ставлю цель понять себя, потому я делаю так, как мне бы хотелось. Конечно, я могу где-то лишний раз убрать мусор с негатива, пропечатать получше, написать стихи без ошибок, но я не делаю этого. То есть рафинироваться я, конечно, могу, но посмотреть на себя естественного, как я в жизни есть, это для меня самое ценное.

- Кто твои кумиры в фотографии?

- Моя работа в «бытовке» отнимала столько времени, что некогда было полистать журналы, а когда начались свои карточки, не хотелось ничего читать и смотреть, а хотелось делать. Лучше я скажу о тех людях, которые меня подвели к сегодняшней выставке: первые уроки я получил в 15 лет от Ирины Онохиной, а в 26-27 лет, когда началось что-то свое, судьба свела меня с Владимиром Покрышкиным, и несколько лет до сего времени мы тесно общаемся. Его фотографии не столько являются для меня образцом, сколько сам этот человек - как электромагнит, в поле которого хаотичное движение электронов упорядочивается и превращается в ток. Покрышкин влияет таким образом, что хаос в моей голове превращается в конкретные вещи. Хотя мои карточки очень непохожи на его фотографии.

- Повлияли ли инсталляторы типа Кабакова на твои инсталляции, в частности, на «1 сентября» - реальную школьную доску с портфелем и сачком?

- Сегодня я почитал книгу отзывов посетителей выставки. Один из вятских изобразителей конкретно меня критикует: ты, мол, парень, идешь по проторенной дорожке за Кабаковым и прочими, на выставке - откровенный совковый андеграунд середины 80-х. Однако я с этими именами не знаком и работ их не видел. Всё, что здесь есть, это исключительно искренне, исключительно из моей головы, и потому мне спокойно - и на критику обижаться не хочется.

- Как ты оцениваешь вятскую фотографическую школу?

- О вятской школе говорить я бы не стал, хотя, безусловно, яркие имена были. К сожалению, какой-то преемственности как не было, так и нет. Как в одиночку творил Лобовиков, как в одиночку снимал Шишкин, как Перевощиков заканчивал свою жизнь достаточно печально, не оставив после себя преемников, так и сегодня буквально по пальцам одной руки можно пересчитать людей, которые имеют к фотографии в Кирове серьезное отношение. Но все они - каждый сам по себе: в лабораторию засел и в лучшем случае выползает, чтобы покритиковать другого. А какого-то общения не происходит.

- Что ты понял про себя, сделав эту выставку?

- Если сейчас умереть и написать том мемуаров, то, может быть, и будет осмысление себя на сегодняшнюю минуту. Эта выставка - как некое собрание сочинений, которое началось писаться: тут полный винегрет - есть и авангард, и почти бытовая фотография, и художественная фотография, и обнаженная натура, и пейзаж, и портрет, и детская съемка. Темы, которые здесь представлены, это начало тем, над которыми можно работать и дальше. По всем этим темам будут дальше выставки, цель которых - опять же посмотреть на себя, подумать о себе. Зачем это нужно - подумать о себе? Ну, чтобы не делать плохо тем людям, которые рядом с тобой. Постоянно хочется сделать по-своему, а это бывает не всегда хорошо для окружающих.

- А что ты понял о сегодняшнем моменте?

- Сегодняшний момент, конечно, очень сложен. Я бы сравнил его с ледоходом, когда потеплело, лед тронулся, над водой пар, вроде бы весенние настроения, но льдины трещат, наезжают друг на друга, ломаются, тают, и до чистой воды нужно еще сколько-то подождать. И кажется, что вроде бы от человеческих сил мало что зависит: люди что-то делают, стараются, а внешних изменений мало. И мне кажется, что через некоторое время как-то всё само собой уляжется: люди будут так же ходить на работу, картины рисовать, и всё станет по-другому.

Спрашивали Елена БЕЛЯЕВА
и Михаил КОКОВИХИН

ОТТО РШЕР - команда во главе с А.Воробьевым. ВОРОБЬЕВ Александр Юрьевич род. 29.09.1971 в Кирове в семье инженера и учительницы. Школа N 45. Служил в армии фотографом. Работал частным фотографом-бытовиком. Сейчас - свободный фотохудожник. Участник выставки «Ребро» (см. «Бинокль» N 4). Жена Надя - филолог. Дочь Настя - 1 год. Сын Федя - 5 лет. Пристрастия: Андрей Тарковский, Сокуров, Форман, Бах, Достоевский, Канетти («Ослепление»), Зиновьев («Зияющие высоты»), Зеньковский («История русс. философии»), Мень («История религии»), Бердяев, Франкл, Фрейд, Фромм.

Следующая статья:
Михаил КОКО.
Что тот симулякр, что этот
(«Герценка: Вятские записки. Альманах»)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz