Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


А.Подшивалов. За самоваром. 1998. Х., м., темпера
А.Подшивалов. За самоваром. 1998. Х., м., темпера

Александр Подшивалов:
Вятка - город Солнца

Интервью с вятским членом французской международной ассоциации художников



А.Подшивалов. С небесной России. 1993
А.Подшивалов. С небесной России. 1993
А.Подшивалов. Ольга. 1996
А.Подшивалов. Ольга. 1996
А.Подшивалов. Шехерезада. 1997
А.Подшивалов. Шехерезада. 1997
А.Подшивалов. Сирень. 2000
А.Подшивалов. Сирень. 2000
А.Подшивалов. Монтолье. 1998
А.Подшивалов. Монтолье. 1998
А.Подшивалов. Мосты Каркассона. 2002
А.Подшивалов. Мосты Каркассона. 2002
А.Подшивалов. Утро Монтолье. 2002
А.Подшивалов. Утро Монтолье. 2002
А.Подшивалов. Монтолье. 2002
А.Подшивалов. Монтолье. 2002
А.Подшивалов. Маки. 2001
А.Подшивалов. Маки. 2001
А.Подшивалов. Времена года. 2002
А.Подшивалов. Времена года. 2002

- Как эволюционировал твой стиль в последние годы?

- До 95-го года мои картины были более тяжелые, чем сейчас, даже по весу: такие краски, как ФЦ, ультрамарин, краплак, у меня преобладали. Потом я всё это изъял. Еще до Франции, в начале 95-го палитра у меня начала меняться, пошли светлые работы, радостные, веселые. А во Францию в 96-м съездил - процесс усилился, вплоть до 98-го года. А сейчас, на мой взгляд, вообще меняется всё, в том числе я начал делать миниатюры.

- С чем связан твой крутой перелом 95-го?

- Период тогда был такой - на грани, особенно 91-й, 92-й, 93-й годы - путчи и прочее, атмосфера - тяжелая. А 95-й - уже полегче, и в политическом отношении, и даже работы стали покупать побольше - это для художника тоже очень важно.

- Франция - что это такое?

- Юг Франции - это здорово. Там у них, конечно, тоже свои проблемы, но даже воздух - особый, не влажный. В тени - 30 градусов жара, а тебе не жарко, белую рубашку можно два-три-четыре дня носить, не потеешь. Комаров и других кровососов нет. Я бывал на Черном море, но Средиземное с ним не сравнить: более зеленоватое, и от избытка радости кажется, что морская вода не соленая, а сладкая.

- Писал ли ты до Франции городские пейзажи?

- Я давно их пишу. Но меня удивляет, что до сих пор наши художники пишут упавшие заборы, провалившиеся крыши, березки - ну, зачем еще и я это буду делать? Поэтому я ищу свой путь. Вот работа «Старое зеркало» - эта тема у меня аж с 96-го года. Однажды я задумался: а что такое старое зеркало? Что бы оно вообще могло видеть, если смотреть изнутри, оно же из поколения в поколение передается, да? В зеркало мы видим себя в прошедшем времени: чем дальше отойти от зеркала, тем больше времени уйдет на наше отражение. Идея-то пришла, а как ее сделать? Над этой темой работаю уже четыре года, и пока конца не видно.

- Почему у вятских художников такие темные пейзажи?

- Мне кажется, они слишком много красок смешивают. Раньше было 7 основных цветов, а сейчас продается 77 или 177, с разными оттенками. А поскольку краска уже в тюбике намешана, две-три краски начинаешь мешать, и, естественно, получается грязь. Потом, смотришь на работу - вроде бы по теням должно быть солнце, а я его там не чувствую. В основном у наших реалистов лучше получаются осенние, зимние пейзажи, а в летнем пейзаже - если еще там есть какое-то жаркое марево - всё до такой степени сближается по контрасту цвета, что если они пишут дерево в тени, то оно темнее, зеленее, а освещенная крона - светлее. Но при этом контраста просто нет. Нужно: теплый - холодный, теплый - холодный. Только тогда может получиться солнце. Это я так думаю, а они, видимо, думают по-другому, поэтому их пейзажи получаются какими-то вялыми.

- Художник Михаил Мартынов в «Бинокле» N 9 говорил, что вятская художественная школа - это Харлов, Попов, Поликарпов, Плотников. Согласен ли ты с этим и как к ним относишься?

- Если по большому счету, я считаю, что даже русской-то школы нету. Все-таки всё это пришло из Европы, даже иконопись и та из Византии. Мы ничего не знаем о нашем дохристианском искусстве, не знаем ничего о русских ведах. Но я точно знаю, что японцы, китайцы на пушечный выстрел к себе не подпускают, вот у них есть школа. А у нас всё слилось. Петр прорубил окно, и к нам хлынули живопись, архитектура и пр. Мне трудно делить на княжества: вот это русское, это немецкое, это французское. У искусства нет национальности. Ну, были русские художники - Шишкин, Врубель, Левитан... А вятская школа - что-то я не знаю такой. Как я отношусь к искусству Харлова, Попова, Поликарпова, Плотникова? Нормально, в принципе. И то, и другое может быть, ради бога. Но мне как зрителю-то это уже неинтересно, меня этим удивить-то уже невозможно. Почему? Ну, столько уж наворочено всего...

- К какому стилю ты стремишься?

- К своему. Я хочу быть ни на кого не похожим. Искусствовед Сверчкова назвала меня символистом, и она в принципе права. Я иду от символа: вот яблоко, что оно символизирует? Целомудрие, зрелость... Радуга - радость. Сирень - весна, возрождение. Люблю ее писать: «Январская сирень», «Дама с сиренью» и др. Меня хватает только до декабря: не люблю зиму. Вятка у нас светлая, радостная да и вообще хороший город. Солнышко выйдет, и я из окна вижу: желтый домик под лучами солнца превращается в белый. Ну, пусть я символист, я с этим не спорю, но хочется писать порадостнее. Людям сейчас живется тяжеловато, да если еще им тяжелую живопись, нудную, да с болотами и лягушками, что из этого выйдет? Я считаю, что я на верном пути.

- Кто твои любимые художники?

- Шемякин. Естественно, импрессионисты. Левитан. Врубель. Левитан - больше пейзажист, Врубель же увидел пень, а сделал Пана или там русского богатыря. Это художник, который больше идет от образа. Вообще, честно говоря, мне все нравятся. Каждый художник - для своего зрителя. Мало ли кто мне не нравится: Шилов или там Глазунов. Ну да, мне не нравится, когда прорисовывают бородавку и пуговицу одинаково. Какой смысл делать такую живопись, когда есть фотография?

- С чем связан твой переход на миниатюры? С заказами?

- Ну, кто такую маленькую купит? Под лупой-то ничего не увидишь. Это всё от усталости. Когда делаешь большие работы или среднего размера, скажем, метр на восемьдесят, от них тоже устается. Поэтому я и переключаюсь то на акварель, то рисуночки почеркаю, то миниатюрки поделаю, а они так завлекают, эти всякие миниатюрки-то, ух! Поэтому я как бы разряжаюсь с ними, коплю силы, чтобы на большие работы потом налететь. В картинах я мешаю акрил и масло, а в миниатюрах масла нет: акрил, акварель, темпера. Стараюсь ничего не продавать: последние два года я делал галерейку для себя, подкапливал свои работы. Конечно, возникает вопрос: на что живу? На шабашки всякие: к примеру, с Толей Пестовым делал планшеты...

- А эта мастерская в гостинице «Центральной» у тебя откуда?

- До этого у меня была мастерская в Доме Витберга, куда меня пустили Христа ради, но в 96-м году мне сказали: всё, извини, дорогой, нужно помещение... Куда деваться-то? Дома работать не могу. И тогда приятель привел одного человека, который посмотрел мою живопись и говорит: «Мне понравилось», - и через некоторое время меня пригласили в гостиницу и сказали: «Выбирай номер, переезжай и работай». Я выбрал. Ну, они - добрые и хорошие люди, несколько раз приходили, я им дарил работы, естественно. Они редко здесь бывают: у них дел невпроворот. А пофамильно - может быть, не стоит? У нас столько завистников, скажут: «Ага, подъехал к ним на цырлах!» Но это же без меня всё делалось...

- Когда откроется твоя галерея?

- Она, в принципе, никогда не откроется для широкого зрителя. Дело к старости: я хочу оставить что-то после себя, дочери составить не то чтобы капитал, а приданое: может быть, прикупить работы у кого-то из художников, кто мне нравится. Я думаю, со временем это не упадет в цене. Дочь выучилась на секретаря-референта, но работы пока нет. В коллекции - только мои работы: хочу их сохранить. А то продаем, продаем, а потом - ни работ, ни денег. У нас люди-то какие? Любят, когда побольше, получше, но подешевле. Но это же не арбуз, не ботинки, даже не машина. Это другое измерение. Когда покупаешь ботинки, просто выкидываешь деньги: через пять лет ботинки выбросишь. А живопись - повесишь и, возможно, с нею уже никогда не расстанешься. Во Франции я не видел, чтобы продавали живопись и графику по дешевке. А у нас авторские работы продают по цене репродукции! Это же беда! А ведь краски, кисти, лаки и особенно холсты уже приблизились у нас по ценам к европейскому уровню.

- Что ты намерен предпринять, чтобы поднять цены на работы художников?

- А ничего. Нам остается только ждать, когда средний класс созреет и накопит денег. Богатых на всех не хватит. Богатые - тоже со своими заморочками: зайдешь в офис, а там современная мебель, современный интерьер - и вдруг в нем реалистическая живопись в золоченой раме. Но в последнее время новые русские тоже начинают понимать, что это несовместимо. Да, они больше покупают реалистическую школу. Но попробуйте-ка с вятским пейзажем приехать в Москву - какой-нибудь москвич-покупатель вам обязательно скажет: «Я живу в Домодедово - и хочу купить пейзаж Домодедова». То есть отношение - как к наддиванным картинкам, которые дешевле повесить вместо ковра.

В среднем классе уровень восприятия гораздо выше: учителя, врачи, интеллигенция - бедные, но всё равно тянутся. И понимающему человеку не жалко продать работу: он ее никуда не денет. Но нельзя дешевить ни в коем случае: наступит момент, когда тебя накушаются, и что делать? Менять технику? В живописи это не так просто.

- Кто из вятских художников наиболее раскупаемый?

- К примеру, Володя Метелев вообще здесь свои деревянные скульптуры не продает, всё увозит в Москву. У него уровень-то уже не вятский, а европейский. Здесь над ним хихикали, а там закупают. Если говорить обо мне, то я почти ничего не продаю и все-таки держусь на плаву. Во Францию пять акварелей послал, там продали все, в среднем по 70 долларов. Поскольку я член ассоциации художников департамента Од, у меня есть льготы: я оставил салону «Пиктор» свои работы, и по моему желанию салон может их показать на выставке или продать. Но я хочу забрать оттуда свою живопись, чтобы устроить здесь хорошую выставку. Мой юбилей уже состоялся, но я поздно спохватился: везде занято, всё оккупировали наши великие. А выставляться, скажем, в фотовыставочном зале на Воровского не хочется.

- В этом году что-то много странноватых выставок. Давно уже не было выставок-открытий, сплошные мероприятия Союза художников...

- Что такое у нас в прежние времена Союз художников? Кормушка. Роспись по области никому другому не поручалась, кроме избранных членов Союза. Заказы на живопись - только им. У нас единственная страна, где существуют эти - я даже не знаю, как назвать - заслуженные или застуженные. Застудились и гребут всё под себя. В других странах неважно, кто ты. Ну, представь: Шемякин - народный художник США. Смешно же, правда? Нет у них таких званий. Либо тебя знают, либо не знают.

- Будешь ли ты вступать в местный Союз художников?

- Нет. Я подавал заявление, но мне сказали, что его потеряли. А из Франции мне позвонили: «Тебе предлагают вступить в нашу ассоциацию художников. Согласен или нет?» Я говорю: «Давайте попробуем». То есть там не надо писать заявление. А у нас до абсурда дошло: надо написать бумажку, найти двух-трех человек, которые за тебя поручатся, потом тебя будут рассматривать, а ты выйдешь, как школяр, отвечать на вопросы, стоять перед этой толпой членов, председатели там, ну, как раньше принимали в комсомол. Это же беда. И вот эти люди сейчас хотят всё вернуть обратно. Для них не существует искусства: для них Малевич - никто, Ван Гог - никто, для них Шемякин - какой-то там фигляр, бегает тут перед нами, понимаешь... Конечно, я хочу вступить в Союз, но только не в этот. Чтобы пробиться в Союз, Коле Жолобову пришлось реалистичных коров рисовать. Это потом он стал писать синих коров, в ромашечку.

- Изменится ли когда-нибудь к лучшему политика Вятского Союза художников?

- Пока в правлении преобладают такие люди, как сейчас, перспектив не вижу. Я не понимаю, почему не брать молодых в Союз? Ведь нынешние руководители Союза когда-нибудь все состарятся. Вот прошла недавно молодежная выставка, и я уверен: то, что молодые хотели показать, они просто побоялись принести на выставком - мол, всё равно «зарубят». Судя по работам, это не молодежь, это старички-середнячки, нет у них дерзости, нахальства. Но я думаю, что молодые художники у нас все-таки есть.

- Сколько мастерских или каких-то льгот, столько и членов. На всех рассчитано не было...

- Вот видишь, во что всё упирается-то! А допустим, во Франции какие мастерские?! У художника есть место, где работать, и он работает. В Каркассоне я зашел к одному художнику: двухэтажный дом, внизу он продает работы, а вверху работает и живет. В Монтелье я был в маленьком доме у одной художницы - внизу мастерская, а на втором этаже она живет. Какие там льготы?! О чем вы говорите?! Ну, может быть, у нас это всё и от бедности, но скорее всего - от Совдепии.

- Пошел бы ты расписывать Храм Христа Спасителя, как Харлов?

- Нет. Во-первых, у меня не получилось бы, а во-вторых... Раньше, прежде чем писать что-то подобное, обязательно надо было приготовиться к этому, пройти пост. А ведь сейчас зачастую просто копируют то, что было сделано раньше. Скажем, я видел, как образ Николая Чудотворца писали старые мастера. А они-то откуда этот образ взяли? Чтобы этот образ ясно-то появился, нужны какие-то сверхусилия. А копировать можно до бесконечности.

- Кто, по-твоему, лучшие художники в Вятке?

- Самсонова давно не видел - посмотреть бы, что он сейчас делает. Отличный художник. Коля Жолобов, конечно. Толя Пестов. Саша Мочалов. Еще Борис Кир. А остальные куда-то потерялись: ни Феди Ширяева, ни... Сейчас нет М-Галереи, нет какой-либо другой независимой галереи, и не увидишь, чем художники занимаются, а раньше - раз, и выставка: пожалуйста, вот тебе на!

- Ощущаешь ли ты как живописец угрозу конкуренции новых изобразительных технологий?

- Я с этим вплотную не сталкивался. К тому же сейчас спрос на живопись старых мастеров не изменился, а наоборот, вырос. Посмотри, какие на мировых торгах цены. Я думаю, так и будет, по крайней мере, в ближайшие сто лет.

Записал Михаил КОКО

ПОДШИВАЛОВ А. Аркадьевич род. 13.10.1950 в Кирове в семье малярши-штукатурши. Закончил Кир. худ. уч-ще (1988, педагог по живописи - Н.Жолобов, по рисунку и композиции - Н.Зубарева). Работал оформителем в троллейбусном и Халтуринском парках, общепите, «Промтоварах», ЦУМе, ДСК. Преподавал шрифты в КХУ (1992-93). С 1993 - свободный художник. Персональные выставки: в М-Галерее (1995), во Франции (1996, 1998). Участник выставок в международном салоне «Пиктор» (Франция).
Следующая статья:
Татьяна МАЛЫШЕВА.
Подшивалов + Пестов = Под-Песто
(дуэт живописует ксерокопии своих картинок)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz