Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Подшивалов + Пестов = Под-Песто

Дуэт живописует ксерокопии своих картинок

Фирменный знак изобретателей новой техники
Фирменный знак изобретателей новой техники
А.Подшивалов. Осенние купола. 2000. Под-Песто
А.Подшивалов. Осенние купола.
2000. Под-Песто

С эпохой Возрождения связано возникновение новых техник и способов распространения произведений в изобразительном искусстве. Живопись корифеев становилась известной благодаря репродукционной гравюре, выполняемой с оригиналов мастерами резца и так же высоко ценимой. Этой трудоемкой техникой сейчас никто не займется, да и нет в этом нужды.

В современной ситуации самыми находчивыми оказались вятские художники Александр Подшивалов и Анатолий Пестов. Они придумали выполнять живопись с автографом по цветной ксероксной печати со своего же оригинала. При этом оригинальный живописный вариант сохраняется в первозданном виде, и каждый следующий не просто мертвая копия, а живое воплощение новых идей.

По-своему обрабатывая каждый оттиск, можно получить несколько вариантов полюбившейся композиции. Художник всегда имел на это право, например, у Рериха известно 12 вариантов композиции «Заморские гости» в разных техниках - масло, пастель, акварель, карандаш. На помощь художнику приходят технические достижения века, и грех ими не воспользоваться для получения желаемого результата.

Мы сейчас с наслаждением перелистываем альбомы Николая Хохрякова, в которых воспроизводится мазок художника и живопись загадочно передается в черно-белых отношениях. Николай Хохряков и Аполлинарий Васнецов, ученики И.И.Шишкина, знали секреты его графических техник и тоже могли экспериментировать. В нашем музее хранится лист Аполлинария «Массандровский лес» 1893 года, где определенно читается след печати, по которой тушью, пером проходится художник, и мы более цельно в градации черного и белого воспринимаем образ.

И чем плохо, что при новых технических возможностях века привилегия графиков распространяется на живописцев? Оригиналы останутся для музеев, авторских и частных коллекций. Опыт показывает: проходит время, и то, чем пренебрегали некоторые искусствоведы и собиратели, отрицая ценность одних произведений и восхваляя другие, всё становится в один ряд по хронологической координате. Известно, как высока сейчас цена негативов художника-фотографа Сергея Лобовикова, обработанных кистью, оригинальных композиций Юрия Васнецова, Евгения Чарушина и других мастеров эстампа.

Вопрос реализации произведений для современников тоже имеет немаловажное значение. Два года назад вятская москвичка Роза Мусихина, 30 лет проработавшая художником-полиграфистом, привозила на персональную выставку печатные факсимиле своих работ, продавала и дарила их землякам, прослыв в Котельниче великой художницей. В выставочном зале оставались живописные оригиналы, а счастливые обладатели нарядных печатных натюрмортов с чистой совестью украшали свои квартиры.

У наших художников работы «уходят» часто без каталожной фиксации, без предварительного фотографирования. Это хорошо, что они востребованы и находят свое место в мире. Но в нашей стране, а в Вятке тем более, никто не может дать даже приблизительно реальной цены произведению.

При свободе мышления, широте творческих взглядов, темпераменте и непосредственности Анатолия Пестова готовая композиция может быть легко и гармонично изменена, дополнена, и образ будет звучать в новом варианте. Только автор решает, сколько вариантов и когда он выполнит.

Для живописного приема Александра Подшивалова вообще характерно нанесение тонкого слоя полупрозрачного подмалевка, имитирующего лессировку. По этим как правило изысканным, нежным, светящимся тонам следующие слои наносятся техническим приемом избирательной монотипии (только на определенном месте в композиции) с последующей отделкой кистью. Художник ювелирно работает над цветным факсимиле собственного натюрморта. Печатный экземпляр с оригинала уже несет качества тонированного грунта или подмалевка, рукотворные мазки придают предметной среде новый тон, настроение.

Так что известная «монотипия» при неоднократной и последовательной обработке печатного оттиска может считаться «политипией», или «Под-Песто», как назвали эту технику изобретательные художники. Она сродни смешанной технике, где печатный след соединяется с авторским письмом. И это новаторское решение проблемы популяризации живописи на сегодняшний день могут взять на вооружение и другие живописцы.

Татьяна МАЛЫШЕВА
Следующая статья:
Отто РШЕР:
И день, и ночь я клею Полн. Собр. Соч.
(интервью с автором выставки фотопликаций «ПИСК-А»)

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz