|
Русская народная, блатная хороводная Аудио-покупки вятских меломанов со стажем
С точки зрения меломана, единственное достижение российской демократии - право слушать ту музыку, которая вам нравится. Но в реальности услышать что-то свое, особенное - довольно проблематично. Наши телеканалы и радиостанции изо дня в день, из месяца в месяц гоняют одних и тех же, непонятно за какие достоинства попавших в чарты, исполнителей, которые держатся в хит-парадах только благодаря этой раскрутке. Дураку ясно, что этих «артистов» подпирают большие бабки, обеспечивая им верхние строчки, а те, кто за всю эту музыку платит, держат нас за баранов, которые слопают всё да еще попросят добавки. Но не будем о грустном. Вернемся к теме о музпристрастиях вятчан. Кто же основные кумиры вятских любителей музыки? На вершине - сразу три патриарха российского рока: Владимир Кузьмин, Константин Никольский и Борис Гребенщиков. Первого обожествляют с тех еще времен, когда молодой Володя Кузьмин в составе группы «Динамик» показал кировчанам вживую, что россияне могут играть рок-музыку. Дальнейшие его почти ежегодные приезды в наш город, концертный альбом «"Динамик" в Кирове» - добавили ему популярности и сделали Кузьмина всенародным любимцем. Измором взяли наш город два других героя. С постоянством, неотвратимым, как приход зимы или весны, Никольский, к примеру, появляется в Вятке, исполняя песни почти двадцатилетней давности и обещая альбом с новыми хитами. Константин, скорее всего, лукавит: не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять - слушателям вовсе не нужны его новые творения. Ностальгия - страшная штука, и бороться с ней - всё равно, что пускать кавалерию против танков. Говоря о музыкальных пристрастиях кировчан, в особую группу нельзя не выделить исполнителей блатной музыки, стыдливо именуемой «русским шансоном». Шутят, что такую музыку любят потому, что треть страны сидела или сидит, треть - готовится, а оставшаяся треть - сочувствует. Как бы там ни было, кировчане «блатнуху» любят за простые, доходчивые тексты, запоминающиеся «на раз» мелодии (здесь задействованы лучшие аранжировщики и музыканты). Эту музыку слушают подростки и студенты, врачи и учителя, таксисты и бизнесмены, бандиты и менты. Сегодня так называемый «русский шансон» подменил собой народную песню и стал фаворитом любого вятского застолья. Песни в исполнении Михаила Круга и Ивана Кучина доносятся из проезжающих автомобилей, из окон домов, из баров и кафе. Продавец любого музыкального отдела скажет вам, что именно эти имена пользуются наибольшим спросом у жителей нашего города, и все утверждения местных чиновников от культуры, что народ тянется к большому искусству, мягко говоря, не соответствуют действительности. Вадим СТЯЖКИН Послесловие редакции Особые приметы нашего времени чисто конкретно выражаются в окружающем нас со всех сторон звуковом фоне. Всё это входит в мандельштамовскую формулу «шум времени». В обзорах Е.Микрюкова и В.Стяжкина речь идет вовсе не об искусстве: авторы попытались проанализировать музыкальные вкусы и пристрастия большинства. Оба исследователя отталкиваются от мысли о деградации современного потребителя музпродукции. Оно и понятно: в современной музыке, как и везде, моду делает стиль толпы - попса. В эпоху тотального репродуцирования искусства музыка активно распространяется посредством электронных СМИ. Уникальность живого исполнения музыкальных произведений, существовавшая на протяжении столетий, в конце ХХ века практически не берется в расчёт. И вся популярная музыка - от Спивакова до Гребенщикова и пр. - превратилась в образцовое явление масскульта. На рубеже XXI века в Вятке, как и везде, вместо хорового революционного пения - мы выбираем безыдейное мурлыкание через наушники. Вроде бы каждый делает частный выбор - что он слышит, тем и дышит. На самом-то деле нам только кажется, что выбор свободен (об этом идет речь в обзорах). Сегодня, в эпоху тотальной провинциализации культуры, биоритмы проникли не только в популярную музыку, но в оперу, в театр, в кино, в литературу, и потребитель масскульта празднует победу телесного над интеллектуальным и духовным. Известно, что любой музыкальный стиль, оказавшийся на гребне моды, читается как диагноз умонастроений того или иного поколения. Исследователи отмечают, что 30-40-летние слушатели продолжают ностальгировать по советской рок-музыке, сформировавшей их идеалы: социальный протест, пацифизм, нонконформизм. А вот новое поколение, подросшее в период активной МТV-зации всей страны, выбирает конформистский стиль show (показ, представление), в котором музыка не воспринимается без изображения. По сути, в музыкальном клипе главное уже не музыка, а набор «говорящих» жестов, превращающий песню в систему архетипических знаков. Имена поп-звезд тасуются в хит-парадах, а их лица узнаются лишь по имиджам-маскам. Как и во всем цивилизованном мире, вятские потребители масскульта активно участвуют в создании симулякров. «Симуляция - одно из ключевых понятий конца века. Репрезентация предполагает тождество знака и реальности, симуляция же растворяет реальное в знаке. Оппозиции реальность-вымысел, быть-казаться и т.п. - теряют смысл. Симулякр (голограмма, виртуальная реальность, электронные деньги, силиконовая грудь) функционирует лучше, чем реальность», - утверждает словарь постмодернизма М.Трофименкова. Перефразируем Бернштейна: содержание произведения искусства - ничто, технология создания клипа и поп-звезды - всё. И это значит: чем больше цивилизации в Вятке, тем ближе победа технологии над эстетикой. Впрочем, сдается, что у последней в провинции никогда и не было прочных позиций.
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |