|
Как много песенок хороших, Три источника, три составных части хит-парадов
Клянусь здоровьем моей тетушки, не один час провел я перед монитором компьютера в поисках информации о музыкальных пристрастиях граждан нашей необъятной Родины и ближнего зарубежья. Довелось мне подержать в руках и замечательный журнал «Billboard». Сокрушаюсь о том, как мало имен удалось мне там увидеть из тех, что пользуются популярностью здесь. Англия далеко. Довольно сумбурная картина сложилась в моем натруженном мозгу. Бесконечно скачущие туда-сюда в столбцах хит-парадов имена исполнителей, голоса которых, я уверен, о великодушный читатель, и сейчас льются из твоего радио. Короче, собрав свою ослабевшую волю в кулак, попытаюсь структурировать мутный поток информации по трем простейшим категориям. А именно: А. Русскоязычные исполнители. Б. Нерусскоязычные исполнители. В. Те и другие, наиболее чаcто показываемые по телевидению. Ну-с, приступим к разбору полетов группы А. Имена, входящие в А, довольно просто рассортировать в две подгруппы. Такие мэтры отечественной поп-сцены, как «Иванушки Int», «Отпетые мошенники», «Руки вверх», являют собой наглядный пример деградации потребителя музыкальной продукции. Вопрос: по какому принципу составляются хит-парады, и чье мнение учитывается при этом? Наиболее активная часть населения в плане участия в парадах и пр. - это люди от 10 до 15 лет. Эх, молодо - зелено! Чем же еще объяснить стабильный успех вышеупомянутых попсовиков?! Но опять же существует фактор серьезного promo (в народе - раскрутки). Взять такое сравнительно недавнее открытие нашей сцены, как Децл. Этот пример показывает нам устройство потребительской психологии. Если всё время твердить о том, что это «модно» и «круто», то кто угодно поверит. Пример Децла схож с примером Лены Зосимовой, но как долго нам ни вдалбливали, что она то, что нужно, публика всё равно не воздала ей должных почестей. Теперь Лена З. работает телеведущей. Боюсь, что и Децла через пару лет никто не вспомнит. Итак, вот вам первая подгруппа группы А - выбор не очень развитой части поколения next. Вторая часть группы А рассчитана на так называемого «продвинутого» слушателя. Здесь обитают «Мумий Троль», «Чичерина», «Земфира», «Агата Кристи» и пр. Говоря о «МТ», нельзя не отдать должное качеству. Прекрасно можно понять Лагутенко: имея необходимое количество денег и проживая в славном городе Лондоне, он не будет опускать планку ниже своего уровня, идя на поводу мимолетных желаний аудитории. Проще слушателю дорасти до его «высот», что иным вполне удается. Разумеется, такая «независимость» привлекательна. Но какое народу дело до дорогого Илюши Лагутенко! «Мумий Троль» так же далек, как, скажем, Япония. Зато прошлогодний хит Земфиры «Почему» помнят все. Очень грамотно летом выпускать сингл про жару, вот и продюсеры гражданки Чичериной хорошо усвоили этот опыт. Чичерина - «Жара», вершина летних хит-парадов. Теперь «Агата Кристи»: много лет играя однообразную музыку, два престарелых робертосмитоподобных мужчины (Роберт Смит - вокалист «The Cure») удерживаются в хит-парадах всё это время только благодаря тому, что человечество забыло группу «The Cure», и правильно сделало: восьмидесятые закончились давным-давно. Как можно не упомянуть в этом разделе такого мастодонта, как Вячеслав Бутусов! Один мой приятель, седьмой год работающий на очень известной в России музыкальной радиостанции, услышав хит «Лабрадор-Гибралтар, начинается пожар!», воскликнул: «Да он сам-то понимает, о чем поет? Реальная шизня!» Таковы они, среднестатистические кумиры прогрессивно-депрессивно настроенной молодежи. Группа Б. Не встретишь в наши дни информацию о гремевших некогда, легендарных «Prodigy». А что делать, надо чаще писаться. Нет нового альбома - нет популярности. Опять же на смену постпанковским идолам пришли неопостпанковские идолы. «Bomfunk mc's» уже успела всех достать благодаря однообразию композиций. Хотя еще неизвестно, что лучше, - но уж точно не «Backstreet Boys» или «Scooter». Подобная простейшая музыка активно востребована тинейджерами, а страдать-то приходится звукооператорам и dj-ям - людям, в большинстве своем престарелым, которые вынуждены это слушать по долгу службы. Группа В (клипы на ТВ). Не хочется возвращаться к вышеупомянутым персонажам, уж лучше взглянуть на тех, чьи громкие имена уже не вмещаются в тесные рамки хит-парадов, но тем не менее их физиономии не сходят с телеэкранов. Песня «Disappear» очень известной американской группы «Metallica» - клип-ролик фильма «Mission impossible 2» - всё равно будет крутиться, пока фильм не соберет запланированную продюсерами кассу. Ах, Вritney Spears - моя малышка, моя девочка! В каждом дворе должна быть своя Britney Spears - неважно, о чем она поет, лишь бы танцевала! Кстати, Microsoft Word не знает, что такое Britney. Cудя по тому, какой поздней ночью показывают клип «Californication» группы «RHCP» («Red Hot Chilli Peppers»), занимают они место в российской ротации лишь во второй десятке. Чего-то не хватает зрителям, но, кажется, эта композиция пойдет сильно вверх. Дорогой читатель, ты, наверно, надеялся получить более подробное описание ситуации на мировом рынке шоу-бизнеса? Пожалуйста, вот адресок: www.billboard.com/charts/hot100.asp. Собирая информацию по радиостанциям нашего города, натолкнулся на очень интересную тенденцию. Местные dj's отмечают: у населения Вятки пользуется спросом то, что было «на топе» три-четыре месяца назад. Хорошо, что не год-два... Существует еще один круг потребителей всевозможной аудиопродукции. В 80-е годы таких индивидов-самородков называли «меломанами». Их деятельность сводилась к обмену, приобретению и сбыту аудиопродакшен, поступавшей всеми правдами и неправдами через закрытые границы. Теперь же каждый гражданин имеет возможность приобрести всё, что ему заблагорассудится, и составление личных фонотек осталось уделом лишь самых отъявленных коллекционеров. Нынешние музыколюбы с легкостью отказались от идеи шкафа-фонотеки. Нет смысла хранить старые записи, диски, когда ко всему этому «добру» есть свободный доступ и всё время появляется свежачок, а мода на 70-е скоротечно отступает под натиском мелодий и ритмов 80-х. И зачем, спрашивается, нам слушать радио и уж тем более участвовать в рейтинговых опросах, когда любимую композицию легко воспроизвести на домашнем музыкальном центре? В наше время ценитель не задает себе вопроса, как пополнить фонотеку: он ее пополняет. Клянусь кошельком моего батюшки! Евгений МИКРЮКОВ
|
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |