Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Грин на вечном приколе у ресторана «Волна» (скульпторы К.Коциенко и В.Бондарев)
Грин на вечном приколе у ресторана «Волна» (скульпторы К.Коциенко и В.Бондарев)
Грин. Вид сзади
Грин. Вид сзади
Гамаюн В.Васнецова смахивает на увековеченного Грина
Гамаюн В.Васнецова смахивает на увековеченного Грина
Перед зданием КХМ братьям Васнецовым явился ангел (скульптор Ю.Орехов)
Перед зданием КХМ братьям Васнецовым явился ангел (скульптор Ю.Орехов)

Шурик с крылышками

Открытие бюста Александру Грину

По решению кировских властей, памятник Александру Грину на Набережной Грина у ресторана «Волна» должен был открыться в 120-й день рождения писателя - 23 августа 2000 года. Но грянул траур по погибшим в Баренцевом море подводникам, и Грину пришлось подождать до следующего дня.

Вот он, на высоком берегу Вятки, на серомраморном пьедестале, с птичками на плече и на спине. Грин ли это? Где биндюжник, бродяга, эсер Грин? Затонул вместе с подлодкой «Курск». Вместо живого, колючего маргинала - позолоченный, отлакированный, благообразный пионервожатый Шурик с развевающимся на семи ветрах пионерским галстуком. Я бы пошёл с ним в поход - за макулатурой.

Не человек - небожитель: то ли архангел, то ли птица Гамаюн! Крылышки за плечами, бесполый взгляд с высоты; удлиненный, как фигура святого, пьедестал. Ах, Александр Степанович, мой светлый ангел! Что они с Вами сделали!

Эстетика сюсюканья въелась во многих изобразителей за годы исполнения заказухи - и марксистской, и христианской. Ничем не вытравить никогда. Но сквозь лакировку проступают простейшие, как атом, формулы и назидания.

Главный вопрос: почему птичек две? А потому! Грин как бы поёт: «Утки все - парами, только я одна». Грина жалко. Две птички - это два целующихся на коврике голубка - символ любви и верности. Это - мы с Вами, оставшиеся верными нашей Вятке. А вот Грин кинул вятскую родину, подался в тёплые края и, как видите, остался в одиночестве: лишь птички ему товарищи. Скворечник ему в руки!

Птичек две, ибо, как известно, Бог троицу любит. Вот она, современная Троица: усатый ангел и пара голубков. Ангелочики, голубочики, гамаюнчики, гули-гули...

Где-то в Вятке я уже видел что-то подобное. Дежа вю! Ах, да, памятник «Братьям Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков». Тоже, понимаешь, Троица: сидящий с бородой и кистью - Отец-Создатель, стоящий с усиками и рамой - Сын, а в раме - опять же кто-то с крылышками - Дух Святой. Васнецовские три богатыря.

А ещё говорят, что вятчане - чуть ли не сплошь язычники да безбожники. Ничего подобного! Судя по двум памятникам, в «благодарных земляках» много чего намешано: фольклорно-языческие мотивы (птички), христианские (Троица и ангелы), культ местных пророков, умерших в приснопамятные времена. Религиозное сознание, одним словом.

Кто ж такие эти «благодарные земляки»? Элементарно, Ватсон, проще пареной репы: наверняка это не мы с Вами, а заказчики-приказчики и исполнители-изобразители. Кого-то бы им ещё «отблагодарить»? Всем прославленным землякам памятники поставили, остался неохваченным один Трифон Вятский Чудотворец. А пускай-ка он с нимбом постоит на берегу Вятки, у тюрьмы, где зарыта собака, то бишь капсула потомкам, и поагитирует народ притчами и байками про чудеса.

Лет десять назад вятские рок-тусовщики постановили: раз писатель-романтик Грин жил в Вятке, значит, Вятка - Родина Русской Романтики (РРР). Железно! По этой логике, раз в Вятском крае родился и вырос автор картин «Иван Царевич на Сером волке», «Алёнушка» и «Кащей Бессмертный», значит, Вятка - ещё и Родина Русской Сказки (РРС). Романтические легенды и мифы - это наше родное, вятское, наше всё. Вне сказки нет Вятки. Вятушка, матушка, что во поле пыльно?

Сергей ФЕДОРЧУК

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz