|
Шурик с крылышками Открытие бюста Александру Грину По решению кировских властей, памятник Александру Грину на Набережной Грина у ресторана «Волна» должен был открыться в 120-й день рождения писателя - 23 августа 2000 года. Но грянул траур по погибшим в Баренцевом море подводникам, и Грину пришлось подождать до следующего дня. Вот он, на высоком берегу Вятки, на серомраморном пьедестале, с птичками на плече и на спине. Грин ли это? Где биндюжник, бродяга, эсер Грин? Затонул вместе с подлодкой «Курск». Вместо живого, колючего маргинала - позолоченный, отлакированный, благообразный пионервожатый Шурик с развевающимся на семи ветрах пионерским галстуком. Я бы пошёл с ним в поход - за макулатурой. Не человек - небожитель: то ли архангел, то ли птица Гамаюн! Крылышки за плечами, бесполый взгляд с высоты; удлиненный, как фигура святого, пьедестал. Ах, Александр Степанович, мой светлый ангел! Что они с Вами сделали! Эстетика сюсюканья въелась во многих изобразителей за годы исполнения заказухи - и марксистской, и христианской. Ничем не вытравить никогда. Но сквозь лакировку проступают простейшие, как атом, формулы и назидания. Главный вопрос: почему птичек две? А потому! Грин как бы поёт: «Утки все - парами, только я одна». Грина жалко. Две птички - это два целующихся на коврике голубка - символ любви и верности. Это - мы с Вами, оставшиеся верными нашей Вятке. А вот Грин кинул вятскую родину, подался в тёплые края и, как видите, остался в одиночестве: лишь птички ему товарищи. Скворечник ему в руки! Птичек две, ибо, как известно, Бог троицу любит. Вот она, современная Троица: усатый ангел и пара голубков. Ангелочики, голубочики, гамаюнчики, гули-гули... Где-то в Вятке я уже видел что-то подобное. Дежа вю! Ах, да, памятник «Братьям Виктору и Аполлинарию Васнецовым от благодарных земляков». Тоже, понимаешь, Троица: сидящий с бородой и кистью - Отец-Создатель, стоящий с усиками и рамой - Сын, а в раме - опять же кто-то с крылышками - Дух Святой. Васнецовские три богатыря. А ещё говорят, что вятчане - чуть ли не сплошь язычники да безбожники. Ничего подобного! Судя по двум памятникам, в «благодарных земляках» много чего намешано: фольклорно-языческие мотивы (птички), христианские (Троица и ангелы), культ местных пророков, умерших в приснопамятные времена. Религиозное сознание, одним словом. Кто ж такие эти «благодарные земляки»? Элементарно, Ватсон, проще пареной репы: наверняка это не мы с Вами, а заказчики-приказчики и исполнители-изобразители. Кого-то бы им ещё «отблагодарить»? Всем прославленным землякам памятники поставили, остался неохваченным один Трифон Вятский Чудотворец. А пускай-ка он с нимбом постоит на берегу Вятки, у тюрьмы, где зарыта собака, то бишь капсула потомкам, и поагитирует народ притчами и байками про чудеса. Лет десять назад вятские рок-тусовщики постановили: раз писатель-романтик Грин жил в Вятке, значит, Вятка - Родина Русской Романтики (РРР). Железно! По этой логике, раз в Вятском крае родился и вырос автор картин «Иван Царевич на Сером волке», «Алёнушка» и «Кащей Бессмертный», значит, Вятка - ещё и Родина Русской Сказки (РРС). Романтические легенды и мифы - это наше родное, вятское, наше всё. Вне сказки нет Вятки. Вятушка, матушка, что во поле пыльно? Сергей ФЕДОРЧУК |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |