|
Степан Зограбян: Проникнуть в подкорку зрителя Интервью с лауреатом «Золотой Маски» - Как Вам удалось получить в прошлом году «Золотую Маску»? - Откуда я знаю? Дали, вот и удалось. Это всё проходило без меня. Без меня предложили этот спектакль, без меня его выдвинули на фестиваль - приезжала комиссия, потом в Москве я не думал, не гадал, что мы получим «Маску». Судьба... - А каким образом Вы попали в жюри «Золотой Маски» этого года? - Тоже понятия не имею. Мне позвонили из секретариата Калягина и сказали: «В СТД проголосовали единогласно за Вас как за члена жюри, просим Вашего согласия». Я говорю: «Ну что, неужели у Вас нет в Москве никого другого?» Они: «Вот, секретариат СТД решил Вас...» Я: «Ну, раз решил...» - Сколько Вам на фестивале пришлось посмотреть спектаклей? - Ой, много! В прошлом году в жюри художник был один - Бенедиктов, он был и в музыкальном жюри, и в драматическом, ему пришлось сложнее. А в этом году разделили: я был в составе жюри драматического театра и кукольного, а по музыкальному - там был другой художник. Наверно, я посмотрел около 20 спектаклей. - И каковы впечатления? - Хорошие. В этом году по драматическому театру было больше интересных и неожиданных спектаклей, и поэтому перед жюри стоял достаточно сложный выбор, который еще усложнялся отсутствием конкретных номинаций (это нововведение), то есть все спектакли - около 15-и - равнозначно претендовали на все номинации. Поэтому у нас была еще задача - распределить номинации, а потом определить лучших. Мои впечатления не совсем совпали с окончательным решением жюри. В жюри - около 20 членов... - Какие спектакли Вам были интересны из тех, которые не получили признания жюри? - Это «Отец» БДТ, спектакль Дитятковского по Стриндбергу. Он получил по номинации лучших ролей - мужской и женской, но как лучший спектакль не прошёл почему-то, хотя мне очень понравился. И «P.S.» Козлова - я его смотрел в Питере, на их родной сцене в Александринском театре, и там очень сильное впечатление произвела работа и режиссера, и актеров, и особенно художника Александра Орлова, я за него и голосовал, но дали не ему: получил другой хороший художник - Эмиль Капелюш («Буря» в театре Комиссаржевской и «Отец»). - Обнаружилась ли какая-то новая театральная тенденция на этой «Золотой Маске»? - В целом мне говорить трудно: я не теоретик театра. Просто в этом году были более разнообразные спектакли и в жанрах, и в режиссерском решении, и даже актерски: мне понравилась работа Елены Поповой и особенно Сергея Дрейдена в спектакле «Отец» - это синтез психологического и игрового театра, какая-то новая игра: мне кажется, это возврат к традициям Товстоногова. - Каков уровень провинциальных театров по сравнению со столичными? - Ну, многие проигрывают, конечно. Но, например, Минусинский театр - это чёрт-те где вообще, да? - это от Красноярска 400 километров, где-то в тайге, никто даже толком не знал, что есть такой город Минусинск. Оказывается, там очень приличный театр. И он получил «Маску» за, что ли, последовательность углубленной работы, за самоотверженность: театр показал очень хороший уровень спектаклей. Конечно, ему было трудно тягаться, скажем, с БДТ или с московскими театрами, но по общей культуре, по атмосфере, по работе режиссера, актеров, он выглядел очень достойно, и жюри дало ему специальный приз: один приз был как бы свободный, и жюри имело право дать его без номинаций. В прошлом году минусинцы на «Маске» показывали интересную «Чайку». А сейчас их спектакль «Циники» по Мариенгофу произвел очень хорошее впечатление. - Кто сегодня наиболее интересные театральные сценографы в России и в мире? - Есть такой Боб Уилсон, американский режиссер-авангардист, и он сам как сценограф оформляет свои работы. У него очень своеобразный стиль. Он будет сейчас ставить в Москве спектакль «Записки сумасшедшего» с Аллой Демидовой. А из наших российских я очень люблю москвичей Боровского и Бархина, из новых - есть такой Хариков, в Питере - Саша Орлов, я его люблю очень. - Какая сегодня на Западе складывается тенденция в оформлении спектаклей? - Это так называемый сценический дизайн, то есть оформление достаточно нейтрально по отношению к внутреннему содержанию пьесы, но опосредованно оно работает на подсознание, на подкорку зрителя: это связано с фактурами, с новыми материалами, со светом, с какими-то неожиданными деталями оформления. Я, честно говоря, тоже люблю это направление, и как архитектору оно мне близко, но не решаюсь пока еще в таких городах, как ваш, внедрять это, потому что зритель наш еще к этому не готов. - Насколько наша школа сценографии драматического театра отличается от европейской и американской? - Об американской мне судить трудно, потому что там, мне кажется, достаточно традиционная школа сценического дизайна. А в Европе наша школа выступает на равных, какие-то решения даже интереснее, тут надо говорить конкретно, но в общем и целом наша сценография очень сильная. - Вернемся к Вашей работе в «Талантах и поклонниках» в Театре на Спасской. Насколько Островский сегодня актуален? - Очень актуален, и не только сегодня, но и во все времена. Островский очень четко и конкретно говорит о человеческих слабостях, а это всегда было, есть и будет в человеке. - Вы строили свою сценографию «Талантов и поклонников» на метафоре «черной дыры», на семантике блестящих полимеров? - Там есть как бы два театра. Грубо говоря, мы пытались воплотить идею, заложенную в названии спектакля: вот это таланты - островок главной героини на переднем плане, закулисье настоящих чувств, и вот поклонники, где всё построено на искусственности чувств, отношений, там искусственные материалы, театр внешнего блеска, мишуры. И между этими мирами - конфликт. И по пьесе, и по спектаклю вы видели, что таланты уносятся в черную дыру... - На прощание разрешите подарить Вам свежий номер журнала «Бинокль»... - Это очень приятно, что у вас выходит такой журнал. Я считаю, это событие для города Кирова. Вы обязательно отметьте мое восхищение: мало кто из провинциальных городов может гордиться таким приобретением, как журнал по искусству. Я вас с этим поздравляю. М.К. ЗОГРАБЯН Степан Арамович род. в августе 1949. Закончил архитектурный факультет Ростовского инженерно-строительного ин-та (1972). Живет в Ростове-на-Дону. Свободный художник. Оформил более 100 спектаклей в театрах России, Украины, Армении, Латвии, Эстонии, Польши (в Театре на Спасской - «Дон Кихот», «Волшебная флейта», «Газета "Русский инвалид" за 18 июля», «Таланты и поклонники»). «Золотая Маска» (1999) за сценографию спектакля «Кармен» (реж. Б.Гранатов) в Вологодском театре для детей и молодежи. |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |