|
Зёрна и плевелы Анатолия Юферева Выставка «Возвращение коллекции» в КХМ Юфереву не удалось при жизни осуществить свою мечту - передать свою коллекцию родному городу. И вот теперь, через два с лишним десятка лет, это сделал Игорь Гмызин, вятский предприниматель и меценат: он выкупил у владельцев то, что сумел найти, и после реставрации подарил Кировскому художественному музею. Сейчас в фондах КХМ - более 200 экспонатов из юферевского собрания картин, скульптур, икон, фарфора, хрусталя, ювелирных изделий, монет, орденов и медалей. На выставке представлена лишь малая часть коллекции, но и по ней можно судить о целом. И о самом коллекционере Юфереве.
Прежде всего приковывают внимание уникальные, редкостные вещи: икона Афонской Абалатской Божьей Матери (XVII век) с отдельно выставленной драгоценной ризой и шитье первой половины XVIII века «Петр Великий коронует Екатерину». Особенно хороши и забавны островки масляной живописи посреди шитья - лица Петра и Екатерины, в которых запечатлен сам дух того времени - торжественный, парадный, наивный. Живописный раздел выставки весьма впечатляет своей роскошью и именами. Модерн С.Жуковского поэтизирует мир дворянской усадьбы с непременной дамой под кустом сирени. Ранний А.Исупов весомо и зримо обобщает портретную и пейзажную натуру. Поздний А.Деньшин изображает колосящуюся ниву и рощу золотую в бодром духе соцреализма. Интересен женский портрет кисти раннего П.Вершигорова. Но подлинное открытие выставки - Леонид Куклин (1890-1919), впервые появляющийся перед широкой публикой. Он родился в Вятке в семье купца (резчика по дереву), закончил Академию Художеств в Петрограде и через несколько лет умер от скарлатины. Его живопись импрессионистична, а графика модернова. Да, по молодости лет он двигался в русле стилевых приемов, придуманных не им, но добивался при этом удивительно свежих эффектов. Анатолий Юферев писал об отце Куклина так: «После смерти своего сына он передал мне все его живописные работы, рисунки, акварели, картины, альбомы, работы натурных классов, фото, открытые письма...» Не всё из этого сегодня найдено, и перед исследователями встаёт задача восстановить творческое и биографическое наследие Леонида Куклина в наиболее полном объёме. «Кто Вы, собиратель Юферев?» - спрашивал в своей публикации года три назад краевед Александр Рева. Сегодня, на выставке, можно попытаться дать ответ. Конечно, юферевская коллекция довольно бессистемна: среди живописи, например, оказались явно слабые работы, особенно кисти неизвестных художников («Русская девушка», «Портрет цыганки», «Портрет скульптора»), в том числе зарубежных («Молящаяся», «Святое семейство», «Итальянский пейзаж»), или невразумительная копия с картины Шишкина. Юферев брал всё старинное, что шло к нему в руки. Те, кто, как я, занимался собирательством чего-либо, знают: у каждого коллекционера есть «золотой фонд», который неприкосновенен, и есть обменный фонд, в котором всякая ерунда, не нужная тебе, но нужная для выменивания вещей, предназначенных в твой «золотой фонд». Или для продажи ерунды и последующей покупки неерунды. У Юферева - то же самое: наряду со всякой всячиной - настоящие жемчужины. Не будем подвергать Юферева психоанализу: дескать, ради каких таких целей он собирал? Главное, что в эпоху лихолетий он спас многие шедевры. И теперь они - с нами. После выставки остаётся только отделить зёрна от плевел: условно говоря, Шишкина-2 - в подвал, Куклина - в постоянную экспозицию. Сергей ФЕДОРЧУК ЮФЕРЕВ Анатолий Павлович (1895-1974) - сын вятского дьякона, «Потомственного Почетного гражданина» Вятки. Собиратель произведений искусства. Беспартийный. Закончил Вятское духовное училище, работал садоводом в Ботаническом саду (1919-23), чертежником (с 1924), главным садоводом-декоратором Халтуринского парка (с 1930-х). Жил с женой на ул. Кикиморской (Водопроводной) в доме N 12 (снесен в 1990-х). После их смерти коллекция была вывезена из Кирова наследниками. |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |