|
Не женское лицо вятского текстиля в исполнении Анатолия Белика
Имя кировского художника Анатолия Белика неотделимо от представления о художественном текстиле. Белик работает с тканями уже почти двадцать пять лет. Для него, выпускника Кировского училища искусств, ученика заслуженного художника России Л.М.Старковой, любовь к шитью началась едва ли не с детства - уже тогда привлекала игра ниток, хотелось попробовать компоновать ткани, а особенно - придумывать модели одежды. С текстильных работ началось участие в выставках: на 2-ой Молодежной в 1975-м (через после окончания училища) экспонировались беликовские натюрморты в технике аппликации на ткани. Желание создавать живописные натюрморты - притягивал именно этот жанр - воплотилось в ином материале и в иной технике. Вскоре у молодого художника появились кумиры, зарекомендовавшие себя в работе с текстилем, - педагог Лидия Старкова и ленинградская художница Елена Успенская. На первых порах стремился быть похожим на них. Отсюда стиль Volk. В те годы подобное направление приветствовалось. В разных регионах страны можно было встретить однотипные работы, уж очень напоминающие расцвеченные пестротой лубочно-нарядные картинки, правда, чересчур "осовремененные". Внутреннее чутье подсказывало Анатолию Белику, что надо искать собственную манеру и технику. Он уходил от чистой декоративности к дробной повествовательности, вновь возвращался к декоративности. Не покидало ощущение, что "всё не то". Белик стал пробовать себя в лоскутной технике. Сразу испытал удовлетворение: первое же одеяло "Калейдоскоп" получилось таким, каким виделось в замыслах. Участие в выставках "Лоскутная мозаика" во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства (Москва) и Люксембурге вселило уверенность. При работе над одеялами было ощущение легкости, найденности своего "я". И сегодня рождаются "одиночки" и целые серии, варьируются формы и техника - здесь художник оказался оригинален, исполняя одеяла в технике, находящейся между традиционным лоскутным шитьем и печворком. Работы Белика отличает профессионализм, они далеки от самодеятельного ремесленничества. Зато в них органично оживают народные традиции, преломляясь через авторское воображение. В 1995 году, после поездки в Австрию, произошел резкий поворот к "геометрическому стилю". Эти перемены в манере Белика опять совпали с веянием времени: "геометрия в текстиле" - сегодня целое направление в декоративно-прикладном. От "клоунов", "скоморохов", полулубочных сцен художник пришел к абстрактно-ассоциативным конструкциям в ткани. Они четче соотносились с его стремлением к открытой условности декоративного языка. Здесь открывался простор фантазии, здесь проявилась его тяга к живописности, здесь он испытал полную свободу в реализации идей. Исчезли привязка к сюжету и излишняя повествовательность, чужеродные для ДПИ. Пропало ощущение дублированности чужого стиля. Требующая, казалось бы, строгой упорядоченности и композиционной регламентированности геометрия позволила художнику внутренне раскрепоститься. В работах ассоциативного плана "Мои года", "Времена года", "Ромбы", "Отражение", в "космических" циклах игра линий и цветных плоскостей, фактура тканей создают образы-представления, открывают зрителю простор для воображения. При таком допускаемом отыскивании зрителем "своего", художник уверен, что малыми средствами должна быть показана большая идея произведения, она не должна уходить от зрительского взгляда. Продуманность и взвешенность деталей, цветового решения, отобранность тканей по фактурной основе - это составляющие "геометрического мышления" художника. Кстати, Анатолий Белик считает, что в геометрической манере ему здорово помогают дети. Являясь бессменным педагогом воскресной художественной школы вот уже почти 10 лет, Белик многому у юных художников научился. Не случайны в его творческой коллекции и собственные "детские картинки", подобные сказочным сюжетам, "Коту и кошечке", "Разговору о рыжей", на создание которых натолкнули именно детские работы. Они и выполнены иначе - в технике шитья, своеобразного рисования строчкой по поверхности ткани, что позволило пишущим о художнике определить их как "текстильную графику". Если за Беликом кто-то пытается закреплять давно им покинутую сферу стиля Volk, то это их глубокая ошибка, а непременное желание расставлять на каждом художнике "клеймо" направлений не может и не должно мешать художнику следовать своим импульсам, своей интуиции. У Белика есть огромный внутренний потенциал - будущее покажет, где истина. Ясно одно: в творческих исканиях Анатолия Белика заключена жизнь. Елена КИРИЧЕНКО, член Ассоциации искусствоведов стран СНГ |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |