|
Озеро надежды В декабре 1999 года исполнилось 50 лет вятскому художнику Александру Самсонову
Юбилей остался незамеченным в городе - не было официальных поздравлений и наград, не состоялась - увы! - давно планируемая выставка. Показанный в феврале телефильм "Мой брат Саша" (реж. О.Самсонова) увидели в основном посвященные. Самсонов мало известен вятскому зрителю. Его имени не встретишь в официальных каталогах областных художественных выставок, нет его и в недавнем издании "Вятские художники на рубеже XXI века". Но с приездом Александра в 1984 году из Ленинграда в Киров художественная жизнь здесь заметно оживилась, часть художников оказалась под его влиянием. Родился и вырос Александр Самсонов в Кирове. Он был талантлив во всем: первенствовал в школьных шахматных состязаниях, учился игре на фортепиано и гитаре, увлекался бальными танцами. Но уже тогда сказалась тяга к свободе, и школу он невзлюбил. Позже всё, что будет пахнуть школой (точнее, школярством), станет вызывать отторжение. Долгой и страстной любовью Александра были лошади. Он окончил Воронежское конно-спортивное училище, стал мастером спорта. А живопись оставалась тайной страстью - очевидно, сказывались гены: прадед по материнской линии, мелкопоместный дворянин Шабердин Дмитрий Васильевич, в первые годы советской власти - директор Сарапульского музея, был художником-любителем и писал неплохие пейзажи. Рисовал и дед Самсонова. После службы в армии Александр поступил в Кировское художественное училище, затем перевелся в Ленинград и по окончании художественного училища имени В.Серова некоторое время преподавал в родной Вятке. Ленинградская школа, пройденная Самсоновым, одна из сильнейших в стране. Педагоги высоко оценивали его крепкий рисунок и его живопись, которая отличалась ясностью классического построения формы, широким темпераментным мазком. Первые работы выполнены мощно и основательно (например, "Портрет Филиппа Дмитриевича Пестова"). Перед художником открывался стандартный путь хорошего соцреалистического мастера, благо все данные располагали к тому. Дело оставалось за малым - выбрать тему и жанр, которые эксплуатировались бы до бесконечности. Но подхватывать конъюнктурщину вроде популярных в официальных кругах тем о советской деревне, стройках и производственниках не было желания. Хотелось говорить о вечном, но без ложной патетики. Хотелось говорить другим языком, чем общепринятый. С исчезновением показного патриотизма в нашем искусстве и утратой для многих почвы в творчестве Самсонову терять ничего не пришлось: он продолжал писать произведения, исполненные высокого, одухотворенного звучания. Их упорно не замечали при дежурном отборе выставкомы, а если что-то нечаянно оказывалось на областных выставках, то ему не находилось места в экспозиции, оно не соответствовало однонаправленному руслу "вятской школы" (подобное произошло в 1987 году с "Ноктюрном" и "Качелями"). Появившиеся на заре перемен галереи, напротив, за Самсоновым "охотились", ценителями хорошо раскупались его работы, их становилось престижно иметь. Однако бум всеобщего коллекционирования спал. Переезд в Петербург вычеркнул художника из рядов местной творческой элиты. Возвращение оказалось трудным... Он продолжает создавать свои удивительные композиции. Он продолжает искать и находит особый стиль, который отличается остротой вИдения и выражения. Он все более удаляется от трехмерного объемного изображения, создавая собственные пластические знаки, опуская ненужные детали, добиваясь большей ясности и эффектной выразительности цвета и формы - этих двух столпов живописи ХХ столетия. Опорой в исканиях явились классики современной живописи - постимпрессионисты, Модильяни, Матисс, Клее, те, кто в начале ХХ века утверждал, что настоящая живопись начинается именно с них, кто не боялся заимствовать новые приемы изображения из детского рисунка, японской гравюры, народного творчества, кто совершал художественную революцию. Именно тогда формировался взгляд на будущее искусства и формулировались программы для художников ХХ столетия. В книге Э.Ротенауэра "Борьба за стиль" (1905) утверждалось, что "вещи внешнего мира видит всякий; но художник в высшем смысле слова абстрагирует из вещей внешнего мира свою собственную картину... Чем яснее он ее видит внутренним оком и чем шире объемлет, тем больше стиля в его изображении. Стремление к стилю есть стремление к свободе от предмета, к господству над ним". Надо было обладать решительностью и внутренней раскрепощенностью, чтобы преодолеть азбучные истины "школы" и заговорить в искусстве по-своему. При очевидной цитатности некоторых самсоновских работ, они остаются неповторимо свежими и абсолютно своеобразными. Его язык предельно лаконичен. В то же время он вмещает такую глубину проникновения в суть вещей, что понимаешь, каким важным фактором в работе художника может быть интуиция, которая ведет его воображение и помогает рождению Картины. В портретах Самсонов как будто вспоминает пластику модильяниевской линии, доводя до большей звучности, чистоты и светоносности цвет ("Маленький цветок", "Юля", "Ирина", портреты дочерей Наташи и Екатерины). Художник тяготеет к "внутренней" портретности - по его мнению, натурное копирование модели губит портрет, ибо человек, застывший в долгом позировании, утрачивает эмоции и способность к выражению чувств. Теряется истина. "Запомнить - вот самое главное в портретном искусстве", - утверждает Александр Самсонов. Из наиболее характерного в человеке, что улавливает художник и что всегда остается узнаваемым, из сбалансированного взаимодействия натуры и воображения создаются образы-идеалы, образы-мечты, образы-символы. Каждый обретает всечеловеческий масштаб. В каждом заметен след личности создателя. Творя свой мир, художник нередко обращается к мифу и Священной истории. "Похищение Европы", "Орфей и Эвридика" переосмыслены и прочтены по-новому человеком современной цивилизации. Мифопоэтика Самсонова основана на чувственном созерцании универсального образа. Повышенная экспрессия достигается прежде всего цветом, линия словно включается в общую тональность полотен и следует главной теме. Художник порой мучительно ищет основное решение, пытается довести звучание мотива до высшей точки. Показательна работа над "Орфеем и Эвридикой" (три варианта): персонажи помещались в зеленый и охристый фоны, изменялся формат полотен, постепенно сглаживалась фактура холста, пока, наконец, не было найдено идеальное решение всей картины. Фон окрасился в красный, несколько сузился формат, появилось озвученное пространство. Облако, возникавшее и в прежних вариантах вокруг играющего на скрипке Орфея (музыка Орфея упорно слышится художнику в скрипичном исполнении!), стало прозрачно-эфемерным, а танец Эвридики обрел легкость, парение. Исчезли дробность и перегруженность цветовыми плоскостями, фактурная тяжеловесность. Полотно зазвучало мелодией любви. Музыкальность - неотъемлемое качество самсоновского мироощущения. В иных работах предстают люди с музыкальными инструментами ("Гитарист. Юрий Борисов", "Девушка с гитарой", "Орфей и Эвридика"), в других музыка заполняет пространство. "Ноктюрн", также подвергавшийся длительным переработкам, обрел возвышенную интонацию по-моцартовски просветленного реквиема: в образах мальчиков в шапках-нимбах предстают русские святые Борис и Глеб. Что притягивает Самсонова в древнейших и ставших уже архетипическими мифологических образах? Что ищет он в этих вечных темах, в их классической гармонии? Ответ, пожалуй, один: в них есть любовь. Любовью пронизано всё творчество Самсонова. В этих сюжетах она как бы пребывает в сконцентрированном виде. Как человек творчески импульсивный, художник открывает знакомый мир заново. Неожиданные акценты (скрипка в руках Орфея, коляска в "Ноктюрне") поворачивают древние темы в современное русло. И осознаётся непреходящая ценность их для человечества. С любовью относится художник и к современной ему действительности. Влюбленность в Петербург и Вятку - два близких его сердцу города - явила к жизни такие работы, как "Река Мойка", "Трифонов монастырь", целая серия "Вятских перекрестков". Наплывы пространственных зон друг на друга, совмещения различных ракурсов зданий, превращение форм в колористические знаки придают имматериальность некоторым городским пейзажам, в то же время в них присутствует длительность времени. Они не мертвы, ибо не фиксируют одномоментное состояние, в них течет своя, четко ритмизованная жизнь. Александр Самсонов удивительно светло воспринимает мир. Когда в холстах расцветают его любимые каллы или ландыши, или не известные никому цветы, создается ощущение, что эти растения способны заговорить. Они поворачивают свои головки-венчики к людям, излучая сияние, которое рассеивается по всей поверхности холста ("Каллы", "Цветы на синем столе"). Особенной выразительности художнику удается достичь в полотнах, населенных лошадями и кошками. Он считает этих животных божественными созданиями. Его кошки - сама грация, их природные достоинства утрируются под кистью художника, становясь признаками почти очеловеченных существ ("Белая ночь", "Где же ты гуляешь, милый котик одинокий?"). Когда в картину вводится образ лошади, сама поэзия вселяется в полотно ("Ноктюрн", "Озеро надежды", "Голубые лошади"). В "Озере надежды" лошадь и кошка - два светлых символа, в которых божественость происхождения достигает абсолютного предела. Они словно снизошли из мира вышнего. Прием обратной перспективы и смещения планов только добавляет ощущения запредельности мира. Завораживающий полет голубых лошадей - гимн свободе, позволяющей взмыть в поднебесье. Здесь надежда материализуется. Лошади уподоблены парящим в небе птицам, которые тоже присутствуют в композиции, подчеркивая реальность полета. Колорит в картине почти монохромен с преобладанием серо-коричневых тонов, но поражает тонкость нюансировок одного цвета - лошади и птицы написаны так, что гамма серых отцвечивает разными оттенками голубого и розоватого. Запредельное пространство невесомости, в котором у Самсонова обычно парят лошади, оправдывает изысканную деформацию натуры - кажется, она дается художнику легко, без напряжения. Здесь творится особый, неземной слой бытия, его нельзя понять, его можно только прочувствовать. Так автором создается собственный миф. Неписаные законы мифотворчества приводят его язык к универсализации. Его образы обретают значение сакральных. В этом можно усмотреть прямое продолжение древних изобразительных традиций. Символичность народных росписей была подхвачена русской иконописью, а затем на рубеже XIX-XX веков реминисценциями отозвалась в творчестве художников символизма и авангарда. Отрицание соцреализмом данной эстетики привело к длительному забвению и к утрате восприятия современным российским зрителем собственной исконной изобразительной традиции. Сегодня художников, рискнувших синтезировать в своих художественных системах истинно-русские истоки и мировой опыт изобразительного искусства, немного. Преобладает академизированный "реализм". Диктат изобразительных форм, знакомых и доступных для понимания массам, зачастую приводил к выключению из художественного процесса оригинально-мыслящих и по-настоящему талантливых мастеров. Те, кто мог задавить в себе желание писать иначе, чем требовалось временем, порой становились даже неплохими живописцами, отвечающими общей направленности, но кто знает, что им пришлось в себе уничтожить? Жизнь Александра Самсонова оказалась сложной в силу его вечного "отщепенчества". Но у него есть право осознавать себя счастливым, потому что свобода, которую он считает Божьим даром и ценит в творчестве превыше всего, не предавалась им в угоду улучшения своего положения. Да, к сожалению, его картин пока нет в музейных собраниях. Но сегодня они живут там, где им хорошо, где их любят и ценят, - в домах немногочисленных собирателей. Художник легко с ними расстается и продолжает идти своей дорогой. В одной из картин с названием "Дорога" (1988) Самсонов изобразил себя едущим в трамвае с белой кошкой на руках. Тесный трамвайный вагон, вобравший, словно в клетку, мужскую фигуру в пальто, несется в никуда. В облике человека - немой вопрос. А еще - ожидание. Это картина-откровение: себя художник пишет нечасто. Он весь растворён в своих холстах, где жизнь - без зла. Интерпретируя реальность, Самсонов овеществляет свою надежду на преображение мира в "эдемов сад" (так названа одна из его работ), ибо "насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке; и поместил там человека, которого создал" (Быт., 2; 8). Человеку же надо только искоренить зло в себе и вспомнить, что "если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит" (Быт., 4; 7). Александр Самсонов создал светлый и прекрасный мир, где царствует любовь и нет места злу и зависти, предательству и лицемерию, есть только щемящая тоска по несбыточной мечте и еще - Озеро надежды. Елена КИРИЧЕНКО, член Ассоциации искусствоведов стран СНГ САМСОНОВ А. Валентинович род. 21.12.1949 в Кирове. Закончил Ленинградское худ. уч-ще им. В.Серова (1982). Жил в Ленинграде (1979-84, 1989-96). Картины - в частных собраниях ЮАР, Финляндии, России. |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |