|
New generation вселилось в глобальную деревню Культурная мутация нового поколения NEW GENERATION - первое поколение местных жителей, художественные пристрастия которого сформировались под тотальным влиянием американского кино, рекламы и клипов - тех форм современной культуры, которые через электронные СМИ мощно проникли в нашу повседневность. Сегодня продвинутый житель Слободского, Кирово-Чепецка или Кирова связан с миром через телевизор или интернет точно также, как какой-нибудь москвич - владелец компьютера. Факт, что в Чепецке в два раза больше телеканалов, чем в Кирове, и кто теперь разберет, какой город ближе к центру, и где находится этот самый центр? В отличие от представителей предыдущего поколения нынешний 15-20-летний вятский потребитель культуры практически не ощущает своей провинциальности. New generation Вятки с естественной легкостью овладевает электронной техникой и практически не нуждается в гуманитарой культуре, никак не переживая бедность нашей городской культурной среды. Сегодня даже в художественной тусовке неприлично не знать, что такое Pentium или E-mail, но зазорно рассуждать, скажем, о свойствах романов Джойса ("Ну, этот мужик нас загрузил!"). Для современного молодого человека чтение книг представляется слишком серьезным занятием, чтобы относиться к нему легко. А ведь именно чуть легкомысленный, кайфовый, без видимого напряга, стиль жизни нынче активно входит в моду. Неслучайно новое поколение из всех печатных изданий выбирает журналы с картинками (от Сооl до "Птюча" и "ОМ"). И даже агрессивный визуальный образ не вызывает в нем такого антагонизма, как звучащее или печатное слово - образ вербальный. Картинка, по сравнению со словом, не так сильно нагружена моралью и нефункциональной информацией - и это, с точки зрения new generation, хорошо. "Неужели еще кто-то слушает радио?" - спрашивает 18-летний телезритель, акцентируя слово "слушает". На музыкальных радиоканалах слова превращены в бессмысленный треп. И, по сути, что "Радио России", что радио "Мария" - любой звуковой эфир - воспринимается сегодня большинством как бытовой шум, как декоративный фон. Для нынешней молодежи слово давно дискредитировано: "Всё это туфта". Культурное сознание современного юноши, сформированное ТВ-продукцией, преимущественно дискретно, оно не страдает от отсутствия логических связей между конкретными событиями или фактами. New generation откровенно скучает, когда на экране долго "оговариваются" некоторые нюансы какого-либо явления, взятого в его бытии. Восприятие молодого человека уже "натаскано" на видеоклипах, где пространство всегда стерильно-условно и усилен лишь один нюанс предмета, явления, события. Неслучайно из современного искусства практически исчезли метафоры. Действительно, зачем нам деталь, указывающяя на целое, если сегодня часть подменяет или вовсе отменяет целое. Ну кто из современных юношей готов добровольно погружаться в хитросплетения смыслов, заложенных в фильмах европейской школы авторского кино?! Метафоричность художественного произведения оценивается молодежью как излишество, как "перебор". Выигрывает тот автор, который умеет сохранить в своем фильме цепочку "первого смысла". В современной визуальной культуре - в кино, на ТВ - идет плотное сжатие информации, сведение ее к знаку, сильному и энергичному, воздействующему на наши основные инстинкты. В кинокритике неоднократно отмечалось, что каждый второй клип МТV выстроен по законам эйзенштейновского монтажа аттракционов. Но сегодня визуальный знак воспринимается в первую очередь не головой, а подкоркой, без минимального интеллектуального усилия - чувственно, почти физиологически. Так в эпоху племенного человека восприятие реальности определялось "сообщающими всё сразу" слухом и тактильностью. Герберт Маклюэн утверждал, что подобные условия способствовали полному и непосредственному вовлечению человека в ритуальное (художественное) действие. И сегодня как никогда важно, чтобы произведение "захватило" зрителя целиком, чтобы он мог забыться и оттянуться. А вместо катарсиса сегодняшний юный потребитель искусства готов испытать шок всё равно от чего, лишь бы это были новые сильные ощущения. Он напоминает мне российского туриста, потрясенного в поездке по Штатам не музеем "Метрополитен", но американскими горками в Диснейленде. Современный тинейджер признается: "Когда танцуешь в ночном клубе всю ночь подряд, чувствуешь, что сознание засыпает. И это даже не уход в иную реальность, это уход от реальности". На самом деле, после клипа не остается ничего, кроме состояния отвязности и ощущения кайфа. Для нового поколения характерно сознание без ломки, без поисков смысла жизни (не ломка, а выламывание!). Неслучайно рождается лозунг времени: "Живи настоящим!" Или, как говорили эпикурейцы всех времен: "Срывай день!" - то есть наслаждайся моментом! А искусство используй как релакс! Общеизвестно, что в современной культуре отсутствует всякая иерархия. Все критерии исчезли. Авторы постмодернистских произведений старательно прячут "смыслы", ориентируясь не на интеллектуальное, а на чувственное восприятие их шедевров. Но прелесть ситуации заключается как раз в том, что провинция (за недостатком интеллекта) никогда и не знала иных критериев оценки искусства, кроме как "я так чувствую, и мне нравится, значит, это хорошо". Но еще лет десять назад продвинутый провинциал в своих эстетических оценках все же опасливо оглядывался на просвещенное мнение столицы, выражая готовность принять на веру то, в чем не был уверен сам. А сегодня во всем мире тон задает воинствующий провинциал, полагающий свое "компетентное" мнение истиной в последней инстанции. Современная молодежь Вятки (Слободского, Чепецка, Москвы и пр.) не ведает комплексов по поводу своей "дремучести": "Если я не понял, чего он (художник) хотел этим сказать, то это его проблемы". По этому поводу я, используя терминологию все того же Маклюэна, невольно стремлюсь к выводу, что в нашу эпоху "нового племенного человека", когда электричество "продолжает" центральную нервную систему до образования "глобального объятия", пространство и время на нашей планете действительно упраздняются и на самом деле формируется некая "глобальная деревня". И в этой нашей большой (всемирной) деревне уже сегодня уверенно побеждает старый, как мир, провинциальный взгляд на искусство. Так что нашему вятскому New generation и дальше "светит" жить и творить в условиях тотальной победы провинциализма. Елена БЕЛЯЕВА |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |