|
Виталий Макаров: "Я - результативный композитор" Интервью с автором музыки к спектаклям Театра на Спасской, московским композитором Виталием Макаровым - Как человек становится композитором? - Если он не имеет актерского таланта, плохо играет на инструменте, не обладает голосом, что ему еще остается?! - У кого ты учился композиции? - Да я ведь не учился на композиторском и вообще не понимаю, как можно выучить на композитора. Это или есть в тебе, или нет. Всё остальное приходит с опытом. А учился я как пианист. - А почему именно театр, музыка к спектаклям? - Всё возникает случайно. В армии познакомился с Клоковым, подружились. Оказалось, что на многие вещи мы смотрим с очень близких позиций, в том числе и в музыке. Потом, когда он стал главным, позвал меня написать музыку к спектаклю "Мальчиш-Кибальчиш" в постановке Николаева. То, что я сделал, его устроило. Кажется, устроило и зрителя. Кроме того, меня всегда интересовал театр. - В чем отличие музыки для театра от другой? - Прежде всего договоримся, что речь идет не об использовании самостоятельного музыкального произведения в том или ином спектакле. Музыка должна соответствовать внутренней теме спектакля, его развитию, действующим характерам. Поэтому садимся с режиссером и подробно обговариваем - что, как и где должно звучать. Читаю пьесу и пытаюсь пройти через нее и как режиссер, и как актер. Тогда проживаешь за каждого персонажа, то есть, по сути, становишься и актером, и режиссером. И возникает внутренний образ, ощущение звука. Иногда это бывает главным - не тема, не мелодия, а именно звучание, тембр, атмосфера звука... - Со многими режиссерами ты работал? - Постоянно только с Александром Павловичем Клоковым. Ну, а вообще... Сейчас посчитаю. Человек девять. - И в чем разница? - Клоков - профессиональный музыкант. Он точно знает, чего хочет в том или ином эпизоде. Вплоть до того, какой инструмент должен звучать. - Эта конкретность мешает или помогает? - Когда как. Но мы находим общий язык. - Ты написал музыку к самым разным спектаклям. В основе "Снегурочки" - славянская этническая музыка. В песне Дженни из "Маленьких трагедий" Пушкина - кельты, в "Мамаше Кураж" в песне Катрин - западноевропейская мелодика. Чтобы писать такую разную музыку, ее надо знать. Ты много слушаешь? - Да нет, не получается. - Один мой знакомый музыкант сказал: или слушать - или играть. - Так оно и есть. Например, я очень люблю русскую этническую музыку. И, разумеется, ходил на концерты ансамбля Дмитрия Покровского, но я не изучал по справочникам конкретные гармонические или мелодические особенности того или иного региона. Я пишу так, как чувствую. Может быть, сказались мои корни. Когда Покровский слушал то, что было в "Снегурочке", он говорил: "Вот это Липецк, а вот это Вологда". Хотя на самом деле я понятия об этом не имел и не ставил такой задачи. - Раньше ты привлекал иногда других музыкантов, когда записывал фонограмму. Сейчас, когда уровень музыкальной техники позволяет всё сделать самому, ты работаешь один? - Да, всё пишу сам. - То есть все инструменты сэмплированы? - Конечно, хорошая аппаратура позволяет добиться высокой степени аналога живому инструменту. - Какой твой любимый инструмент? - Даже не знаю. Ну, вот люблю электроорган "Хаммонд". Флюгельхорн - вот эта разновидность флейты мне очень нравится. Ну, и рояль, конечно. - Ты пишешь только для театра? - Недавно пришлось писать рекламу на радио. - Ну, это заказ... - А вся музыка во все времена писалась на заказ. И это нормально. Лучший пример - "Реквием" Моцарта. - "Отходов" в процессе работы много? - Разумеется, я привожу гораздо больше музыки, чем потом входит в спектакль. Иногда то, чему ты совсем не придаешь значения, вдруг становится лейтмотивом, а то, что ты считал своей главной удачей, звучит где-то на периферии, так что этого никто и не слышит. Но "отходов" нет. Всё в итоге где-нибудь занимает свое место. - То есть ты "безотходный" композитор? - Я результативный композитор. - Можно ли сегодня прожить на сочинительстве? - С трудом, но можно. Впрочем, во все времена все, кто писали музыку, либо давали уроки, либо играли, либо где-то служили. - Ты работаешь еще где-то? - Конечно. Вот только что съездил на гастроли в Голландию с дуэтом Сергея и Ирины Зайцевых, с программой русских романсов. Съездил как аккомпаниатор на рояле. - Ну, и как Голландия? - Знаешь, что больше всего поразило? Инструменты. В любом самом небольшом зале стоит такой инструмент, что садишься за него - и не хочется уходить. Это такой звук! А у нас бОльшая часть времени уходит не на игру, а на борьбу с инструментом. - Какой спектакль считаешь своей удачей? - Нравится "Снегурочка". Вроде бы "Мольер" - неплох. "Мамаша Кураж" тоже. Со временем на многое смотришь иными глазами, уже как бы со стороны. Главное, когда работаешь, чтобы тебе это было интересно. Вот и в последнем спектакле - "Сказке старого года" - я позволил себе в качестве шутки в песне Медведя спародировать известную "Дубинушку"... Александр КОРОВИН |
© журнал «Бинокль».
Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004 Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004 |