Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Авангард
М-студия
Архив
NN 1-22
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Виталий Макаров: "Я - результативный композитор"

Интервью с автором музыки к спектаклям Театра на Спасской, московским композитором Виталием Макаровым

- Как человек становится композитором?

- Если он не имеет актерского таланта, плохо играет на инструменте, не обладает голосом, что ему еще остается?!

- У кого ты учился композиции?

- Да я ведь не учился на композиторском и вообще не понимаю, как можно выучить на композитора. Это или есть в тебе, или нет. Всё остальное приходит с опытом. А учился я как пианист.

- А почему именно театр, музыка к спектаклям?

- Всё возникает случайно. В армии познакомился с Клоковым, подружились. Оказалось, что на многие вещи мы смотрим с очень близких позиций, в том числе и в музыке. Потом, когда он стал главным, позвал меня написать музыку к спектаклю "Мальчиш-Кибальчиш" в постановке Николаева. То, что я сделал, его устроило. Кажется, устроило и зрителя. Кроме того, меня всегда интересовал театр.

- В чем отличие музыки для театра от другой?

- Прежде всего договоримся, что речь идет не об использовании самостоятельного музыкального произведения в том или ином спектакле. Музыка должна соответствовать внутренней теме спектакля, его развитию, действующим характерам. Поэтому садимся с режиссером и подробно обговариваем - что, как и где должно звучать. Читаю пьесу и пытаюсь пройти через нее и как режиссер, и как актер. Тогда проживаешь за каждого персонажа, то есть, по сути, становишься и актером, и режиссером. И возникает внутренний образ, ощущение звука. Иногда это бывает главным - не тема, не мелодия, а именно звучание, тембр, атмосфера звука...

- Со многими режиссерами ты работал?

- Постоянно только с Александром Павловичем Клоковым. Ну, а вообще... Сейчас посчитаю. Человек девять.

- И в чем разница?

- Клоков - профессиональный музыкант. Он точно знает, чего хочет в том или ином эпизоде. Вплоть до того, какой инструмент должен звучать.

- Эта конкретность мешает или помогает?

- Когда как. Но мы находим общий язык.

- Ты написал музыку к самым разным спектаклям. В основе "Снегурочки" - славянская этническая музыка. В песне Дженни из "Маленьких трагедий" Пушкина - кельты, в "Мамаше Кураж" в песне Катрин - западноевропейская мелодика. Чтобы писать такую разную музыку, ее надо знать. Ты много слушаешь?

- Да нет, не получается.

- Один мой знакомый музыкант сказал: или слушать - или играть.

- Так оно и есть. Например, я очень люблю русскую этническую музыку. И, разумеется, ходил на концерты ансамбля Дмитрия Покровского, но я не изучал по справочникам конкретные гармонические или мелодические особенности того или иного региона. Я пишу так, как чувствую. Может быть, сказались мои корни. Когда Покровский слушал то, что было в "Снегурочке", он говорил: "Вот это Липецк, а вот это Вологда". Хотя на самом деле я понятия об этом не имел и не ставил такой задачи.

- Раньше ты привлекал иногда других музыкантов, когда записывал фонограмму. Сейчас, когда уровень музыкальной техники позволяет всё сделать самому, ты работаешь один?

- Да, всё пишу сам.

- То есть все инструменты сэмплированы?

- Конечно, хорошая аппаратура позволяет добиться высокой степени аналога живому инструменту.

- Какой твой любимый инструмент?

- Даже не знаю. Ну, вот люблю электроорган "Хаммонд". Флюгельхорн - вот эта разновидность флейты мне очень нравится. Ну, и рояль, конечно.

- Ты пишешь только для театра?

- Недавно пришлось писать рекламу на радио.

- Ну, это заказ...

- А вся музыка во все времена писалась на заказ. И это нормально. Лучший пример - "Реквием" Моцарта.

- "Отходов" в процессе работы много?

- Разумеется, я привожу гораздо больше музыки, чем потом входит в спектакль. Иногда то, чему ты совсем не придаешь значения, вдруг становится лейтмотивом, а то, что ты считал своей главной удачей, звучит где-то на периферии, так что этого никто и не слышит. Но "отходов" нет. Всё в итоге где-нибудь занимает свое место.

- То есть ты "безотходный" композитор?

- Я результативный композитор.

- Можно ли сегодня прожить на сочинительстве?

- С трудом, но можно. Впрочем, во все времена все, кто писали музыку, либо давали уроки, либо играли, либо где-то служили.

- Ты работаешь еще где-то?

- Конечно. Вот только что съездил на гастроли в Голландию с дуэтом Сергея и Ирины Зайцевых, с программой русских романсов. Съездил как аккомпаниатор на рояле.

- Ну, и как Голландия?

- Знаешь, что больше всего поразило? Инструменты. В любом самом небольшом зале стоит такой инструмент, что садишься за него - и не хочется уходить. Это такой звук! А у нас бОльшая часть времени уходит не на игру, а на борьбу с инструментом.

- Какой спектакль считаешь своей удачей?

- Нравится "Снегурочка". Вроде бы "Мольер" - неплох. "Мамаша Кураж" тоже. Со временем на многое смотришь иными глазами, уже как бы со стороны. Главное, когда работаешь, чтобы тебе это было интересно. Вот и в последнем спектакле - "Сказке старого года" - я позволил себе в качестве шутки в песне Медведя спародировать известную "Дубинушку"...

Александр КОРОВИН

© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин , 2002-2004
Дизайн, верстка: Игорь Полушин, 2002-2004
Хостинг от uCoz