Рубрики
Авторы
Персоналии
Оглавления
Архив
NN 1-25
Бинокль N 25
Бинокль N 24
Бинокль N 23
Бинокль N 22
Бинокль N 21
Бинокль N 20
Бинокль N 19
Бинокль N 18
Бинокль N 17
Бинокль N 16
Бинокль N 15
Бинокль N 14
Бинокль N 13
Бинокль N 12
Бинокль N 11
Бинокль N 10
Бинокль N 9
Бинокль N 8
Бинокль N 7
Бинокль N 6
Бинокль N 5
Бинокль N 4
Бинокль N 3
Бинокль N 2
Бинокль N 1
 
Главная О журнале Оглавление Отзывы


Прогрессор без агрессии

 

Директор Галереи Прогресса и музыкант Дмитрий Шиляев меняет форматы и вовлекает в процесс

 

Дмитрий Шиляев (арт-псевдоним Джим Шиваев) в музее рок-н-ролла Галереи Прогресса. 11.06.2013. Фото М. К.

 

С юности он играл на барабанах и живописал абстрактное. А после встречи с Натальей Пышко увлёкся визуальным искусством всерьёз. На пару с женой создал Галерею Прогресса, ставшую при поддержке губернатора Никиты Белых Центром современного искусства. Высокий, импозантный и общительный, Дмитрий успешно налаживает связи с арт-сообществом, бизнесом и властью. И купается в море открывшихся возможностей. Его вдохновляет пример трёх знаменитых богемных клубов - Hacienda ("Асьенда", Манчестер), Studio 54 и CBGB (Нью-Йорк).

Джим Шиваев (в центре), Виктор Миско (слева) и Валерий "Рокер" Ядадов на выставке Фёдора Ширяева в Макин-Галерее. 1993. Фото А. Мякишева. Архив О. Мячиной

 

Не остаться в этой траве


В пять лет Дима стучал ложками по кастрюле. Или барабанщиком будет, или поваром, решила мама, воспитательница детского сада. А он мечтал стать коком на корабле - плавать по океанам в дальние страны. После восьми классов 45-й школы на улице Гайдара пошёл в техникум учиться на повара. Готовил потом на кухне ресторана "Вятка" и кормил четыре группы в детсаде, где мама была директором.

Лет в шестнадцать Дима познакомился с тёзкой по фамилии Лабутин. Так в Перестройку возникла группа "Камень. Облако. Трава". Репетировали в ДК "Родина". Лабутин пел песни Виктора Цоя, а Шиляев барабанил, причём по нотам. Петь его не тянуло - всегда любил барабан.

Слева направо: Александр Шардаков, Джим Шиваев и Константин Кремлёв в клубе "Старый город". 2009. Архив Д. Шиляева
Джим Шиваев и Александр Шардаков после мастер-класса в детском лагере "Берёзка". 2013. Архив Д. Шиляева

 

При Ельцине наступил период сотрудничества с Костей Кремлёвым. Сначала - в "Музорах" (Илья Рычков, Донсон, Дима Созинов). Играли Игги Попа и своё. В новом веке - в группе Кремлёва "Хорошо".

Когда выступали с Костей в клубе "Старый город", к Шиляеву подошёл известный барабанщик Александр Шардаков и говорит: ритм у тебя, как у ритм-машины, но с руками нужно позаниматься. Дескать, руки поставить - три месяца, а голову - год минимум. Теперь Дима отзывается о Шардакове так: "Мой друг и учитель - и в философии, и в музыке".

С конца нулевых годов Дмитрий играл в проекте Ромы Цепелева Illuminated Faces (смесь электроники, техно, нью-вейва, пост-рока и хип-хопа). Цепелев для Димы - "уважаемый композитор, далеко выходящий за пределы Вятки и Москвы. В его музыке нет агрессии, а есть пространство, и она не сладкая". Довелось играть и с группой "Инфаркт" в спектакле Ирины Брежневой "Без_дна" в Театре на Спасской - на индийском барабане табла, ударной установке и железных бочках.

Разных барабанов у него - штук тридцать. Табла купил в Индии, там и научился на нём стучать. Может и на африканском барабане, и на иранской дарбуке, и на латиноамериканских конгах. "Нравится индийский стиль: там сложная ритмика. И африканский: там ритмика простая".

 

Высокая в небе звезда зовёт меня в путь

 

Женился Дмитрий на студентке инъяза педуниверситета Наталье Пышко. Плоды счастливого брака - сын Даниил (1994), багетный салон "Арт-Арсенал" (2004) и Галерея Прогресса (2011). Грант в миллион рублей от правительства области помог сделать Галерею Центром современного искусства. Шиляев там просто директор, а Натали - креативный директор.

За два года Галерея стала модным клубом, где самому пресыщенному искусством гостю есть чего посмотреть-послушать. Выставки, концерты, спектакли, фильмы, ярмарки. Я сам туда захожу иногда - отдохнуть от рутины. Атмосфера исключительно доброжелательная, главным образом благодаря Джиму Шиваеву (арт-псевдоним Шиляева) и Натали. Кругом свои люди, говорят на одном языке. Спецзадача Центра - поддерживать молодых художников, и они после "персоналок" вовлекаются в процесс и становятся здесь завсегдатаями.

Тандем директоров обрастает друзьями и связями. С помощью москвичей Евгения Калачёва ("Оберманекен") и искусствоведа-художницы Лизы Плавинской в галерейных помещениях открылись музей современного искусства, библиотека арт-изданий, музей рок-н-ролла. При содействии издательств Ad Marginem и ОГИ - книжный магазин. Шиляев стал представителем программы "Культурный Альянс", базирующейся в Перми, и возил туда выставки команды Макса Синдеровича "Вятка, встань-ка!" и "МегаСлив Бабилона". А в Москву - на "Винзавод" - выставку Сиба (Евгения Сесюкова) "Искусство против географии". И на недавний VIII Международный книжный фестиваль в ЦДХ - сборники вятских поэтов и альбом росписи Галины Устиновой. И так далее.

Дмитрий Шиляев знакомит с современным искусством губернатора Никиту Белых и его зама Александра Галицких. 2011. galereyaprogressa.ru

 

Джим: прямая речь

 

"Что такое современное искусство? Мне нравится идея, что выставка сделана здесь и сейчас, и это не картины и объекты, а сами люди. Человеку в XXI веке нужно прийти к нулевой точке. И задать себе вопрос, как у Шекспира: to be or not to be? Для меня главное - общаться с людьми, мне это доставляет удовольствие. Моя самая любимая страна после России - Италия. Полтора месяца ездили там с Наташей на машине в 2000 году. А во Франции чуть ли не любой грузчик расскажет тебе об искусстве, о поэтах средних веков - легко и свободно: это ему интересно.

Мне нравится эстетика Дэвида Боуи: он не залез в один формат на всю жизнь. И для меня, кстати, рок-н-ролл это музей: он действительно мёртв. Там уже начинается попурри. А хип-хоп культуру люблю, являюсь её участником, она история живая, но одноформатная. Очень нравится культура, где есть танец, живопись, диджеи и поэзия. А современное искусство концентрирует всё это в себе. В таком формате, какой у нас в Галерее, я и хотел бы существовать.

Когда я в 2010-м был в Индии, дети и их родители на берегу танцевали у костра, Грэг из группы UB40 исполнял регги, и всем было классно. Вот что мне нравится: когда все вместе и общение, общение. И нет разделения. Не люблю, когда люди идут через агрессию: это не мой путь. Особенно это есть у некоторых диджеев: ту-дум, ту-дум. Мне нравится, когда напор и глубина подачи. Это мой путь. И в музыке тоже.

Культурная ситуация в Вятке? Конечно, не удовлетворяет. Как говорится, в деревне школы не было. В России - двадцатипятилетний пробел в приобщении к культуре, с тех пор как в ДК стали продавать колбасу. Но уже прогресс, что современное искусство не запрещают. А если за него бьют, как Марата Гельмана, это момент эволюции. Моя позиция - наблюдение. Ни страха, ни агрессии, ни примыкания к чему-то. Потому что я не религиозен, но верую. Как Борис Гребенщиков. Мне понравилась мысль Льва Рубинштейна: оставь свой след в искусстве. И я пытаюсь, по мере моих сил".

Вот такой коллаж потока сознания Джима. Уйма ингредиентов. Есть многое на свете, друг Гораций, что снится нам в тринадцатом году…

Уснуть и видеть сны… Фото Н. Пышко

 

Михаил Коковихин

 

 

Шиляев Дмитрий Юрьевич род. 11.10.1972 в Кирове в семье организатора массовых мероприятий и педагога. Восемь классов школы № 45 и Вятский техникум профессиональных технологий, управления и сервиса (повар, 1993). Работал в ресторане "Вятка" и детсаде. Играл в группах "Камень. Облако. Трава" (1988-93), "Музоры" (полгода в 90-х), "Хорошо" (2008-10), в проекте Illuminated Faces (2009-11). C 2004 - владелец багетного салона "Арт-Арсенал". С 2011 - директор ЦСИ "Галерея Прогресса". Беспартийный. Вегетарианец. Рост 193 см. Жена - Наталья Пышко. Сын Даниил учится в ВГУ (менеджер). Пристрастия: философ Вадим Зеланд ("Трансерфинг реальности: пространство вариантов"), Пелевин, Андрей Родионов, Уорхол, Синдерович, Дэвид Боуи, Брайан Ино, Андрей Тарковский, барабаны, красное сухое, голландский табак Drum.

 

 

 

 

"Вятская особая газета" 27.06.2013, № 25

 

Джим Шиваев (второй слева) барабанит у Театра на Спасской. Справа - Натали Пышко. 2010. Архив Д. Шиляева

 

 
       
       
© журнал «Бинокль». Гл. редактор: Михаил Коковихин, 2002-2008
Дизайн, верстка: Николай Мустафин, 2008