Прогрессор
без агрессии
Директор Галереи Прогресса и музыкант Дмитрий Шиляев меняет форматы
и вовлекает в процесс
|
Дмитрий Шиляев (арт-псевдоним Джим Шиваев)
в музее рок-н-ролла Галереи Прогресса. 11.06.2013. Фото М. К.
|
С юности он играл
на барабанах и живописал абстрактное. А после встречи с Натальей Пышко
увлёкся визуальным искусством всерьёз. На пару с женой создал Галерею
Прогресса, ставшую при поддержке губернатора Никиты Белых Центром
современного искусства. Высокий, импозантный и общительный, Дмитрий
успешно налаживает связи с арт-сообществом, бизнесом и властью. И
купается в море открывшихся возможностей. Его вдохновляет пример трёх
знаменитых богемных клубов - Hacienda ("Асьенда", Манчестер),
Studio 54 и CBGB (Нью-Йорк).
|
Джим Шиваев (в центре),
Виктор Миско (слева) и Валерий "Рокер" Ядадов на выставке
Фёдора Ширяева в Макин-Галерее. 1993. Фото А. Мякишева. Архив
О. Мячиной |
Не остаться
в этой траве
В пять лет Дима
стучал ложками по кастрюле. Или барабанщиком будет, или поваром, решила
мама, воспитательница детского сада. А он мечтал стать коком на корабле
- плавать по океанам в дальние страны. После восьми классов 45-й школы
на улице Гайдара пошёл в техникум учиться на повара. Готовил потом
на кухне ресторана "Вятка" и кормил четыре группы в детсаде,
где мама была директором.
Лет в шестнадцать
Дима познакомился с тёзкой по фамилии Лабутин. Так в Перестройку возникла
группа "Камень. Облако. Трава". Репетировали в ДК "Родина".
Лабутин пел песни Виктора Цоя, а Шиляев барабанил, причём по нотам.
Петь его не тянуло - всегда любил барабан.
|
Слева направо: Александр
Шардаков, Джим Шиваев и Константин Кремлёв в клубе "Старый
город". 2009. Архив Д. Шиляева |
|
Джим Шиваев и Александр
Шардаков после мастер-класса в детском лагере "Берёзка".
2013. Архив Д. Шиляева |
При Ельцине наступил
период сотрудничества с Костей Кремлёвым. Сначала - в "Музорах"
(Илья Рычков, Донсон, Дима Созинов). Играли Игги Попа и своё. В новом
веке - в группе Кремлёва "Хорошо".
Когда выступали
с Костей в клубе "Старый город", к Шиляеву подошёл известный
барабанщик Александр Шардаков и говорит: ритм у тебя, как у ритм-машины,
но с руками нужно позаниматься. Дескать, руки поставить - три месяца,
а голову - год минимум. Теперь Дима отзывается о Шардакове так: "Мой
друг и учитель - и в философии, и в музыке".
С конца нулевых
годов Дмитрий играл в проекте Ромы Цепелева Illuminated Faces (смесь
электроники, техно, нью-вейва, пост-рока и хип-хопа). Цепелев для
Димы - "уважаемый композитор, далеко выходящий за пределы Вятки
и Москвы. В его музыке нет агрессии, а есть пространство, и она не
сладкая". Довелось играть и с группой "Инфаркт" в спектакле
Ирины Брежневой "Без_дна" в Театре на Спасской - на индийском
барабане табла, ударной установке и железных бочках.
Разных барабанов
у него - штук тридцать. Табла купил в Индии, там и научился на нём
стучать. Может и на африканском барабане, и на иранской дарбуке, и
на латиноамериканских конгах. "Нравится индийский стиль: там
сложная ритмика. И африканский: там ритмика простая".
Высокая в
небе звезда зовёт меня в путь
Женился Дмитрий
на студентке инъяза педуниверситета Наталье Пышко. Плоды счастливого
брака - сын Даниил (1994), багетный салон "Арт-Арсенал"
(2004) и Галерея Прогресса (2011). Грант в миллион рублей от правительства
области помог сделать Галерею Центром современного искусства. Шиляев
там просто директор, а Натали - креативный директор.
За два года Галерея
стала модным клубом, где самому пресыщенному искусством гостю есть
чего посмотреть-послушать. Выставки, концерты, спектакли, фильмы,
ярмарки. Я сам туда захожу иногда - отдохнуть от рутины. Атмосфера
исключительно доброжелательная, главным образом благодаря Джиму Шиваеву
(арт-псевдоним Шиляева) и Натали. Кругом свои люди, говорят на одном
языке. Спецзадача Центра - поддерживать молодых художников, и они
после "персоналок" вовлекаются в процесс и становятся здесь
завсегдатаями.
Тандем директоров
обрастает друзьями и связями. С помощью москвичей Евгения Калачёва
("Оберманекен") и искусствоведа-художницы Лизы Плавинской
в галерейных помещениях открылись музей современного искусства, библиотека
арт-изданий, музей рок-н-ролла. При содействии издательств Ad Marginem
и ОГИ - книжный магазин. Шиляев стал представителем программы "Культурный
Альянс", базирующейся в Перми, и возил туда выставки команды
Макса Синдеровича "Вятка, встань-ка!" и "МегаСлив Бабилона".
А в Москву - на "Винзавод" - выставку Сиба (Евгения Сесюкова)
"Искусство против географии". И на недавний VIII Международный
книжный фестиваль в ЦДХ - сборники вятских поэтов и альбом росписи
Галины Устиновой. И так далее.
|
Дмитрий Шиляев знакомит
с современным искусством губернатора Никиту Белых и его зама Александра
Галицких. 2011. galereyaprogressa.ru |
Джим: прямая
речь
"Что такое
современное искусство? Мне нравится идея, что выставка сделана здесь
и сейчас, и это не картины и объекты, а сами люди. Человеку в XXI
веке нужно прийти к нулевой точке. И задать себе вопрос, как у Шекспира:
to be or not to be? Для меня главное - общаться с людьми, мне это
доставляет удовольствие. Моя самая любимая страна после России - Италия.
Полтора месяца ездили там с Наташей на машине в 2000 году. А во Франции
чуть ли не любой грузчик расскажет тебе об искусстве, о поэтах средних
веков - легко и свободно: это ему интересно.
Мне нравится
эстетика Дэвида Боуи: он не залез в один формат на всю жизнь. И для
меня, кстати, рок-н-ролл это музей: он действительно мёртв. Там уже
начинается попурри. А хип-хоп культуру люблю, являюсь её участником,
она история живая, но одноформатная. Очень нравится культура, где
есть танец, живопись, диджеи и поэзия. А современное искусство концентрирует
всё это в себе. В таком формате, какой у нас в Галерее, я и хотел
бы существовать.
Когда я в 2010-м
был в Индии, дети и их родители на берегу танцевали у костра, Грэг
из группы UB40 исполнял регги, и всем было классно. Вот что мне нравится:
когда все вместе и общение, общение. И нет разделения. Не люблю, когда
люди идут через агрессию: это не мой путь. Особенно это есть у некоторых
диджеев: ту-дум, ту-дум. Мне нравится, когда напор и глубина подачи.
Это мой путь. И в музыке тоже.
Культурная ситуация
в Вятке? Конечно, не удовлетворяет. Как говорится, в деревне школы
не было. В России - двадцатипятилетний пробел в приобщении к культуре,
с тех пор как в ДК стали продавать колбасу. Но уже прогресс, что современное
искусство не запрещают. А если за него бьют, как Марата Гельмана,
это момент эволюции. Моя позиция - наблюдение. Ни страха, ни агрессии,
ни примыкания к чему-то. Потому что я не религиозен, но верую. Как
Борис Гребенщиков. Мне понравилась мысль Льва Рубинштейна: оставь
свой след в искусстве. И я пытаюсь, по мере моих сил".
Вот такой коллаж
потока сознания Джима. Уйма ингредиентов. Есть многое на свете, друг
Гораций, что снится нам в тринадцатом году…
|
Уснуть и видеть сны…
Фото Н. Пышко |
Михаил Коковихин
Шиляев
Дмитрий Юрьевич
род. 11.10.1972 в Кирове в семье организатора массовых мероприятий и
педагога. Восемь классов школы № 45 и Вятский техникум профессиональных
технологий, управления и сервиса (повар, 1993). Работал в ресторане
"Вятка" и детсаде. Играл в группах "Камень. Облако. Трава"
(1988-93), "Музоры" (полгода в 90-х), "Хорошо" (2008-10),
в проекте Illuminated Faces (2009-11). C 2004 - владелец багетного салона
"Арт-Арсенал". С 2011 - директор ЦСИ "Галерея Прогресса".
Беспартийный. Вегетарианец. Рост 193 см. Жена - Наталья Пышко. Сын Даниил
учится в ВГУ (менеджер). Пристрастия: философ Вадим Зеланд ("Трансерфинг
реальности: пространство вариантов"), Пелевин, Андрей Родионов,
Уорхол, Синдерович, Дэвид Боуи, Брайан Ино, Андрей Тарковский, барабаны,
красное сухое, голландский табак Drum.
"Вятская
особая газета" 27.06.2013, № 25
|
Джим Шиваев (второй
слева) барабанит у Театра на Спасской. Справа - Натали Пышко.
2010. Архив Д. Шиляева |